Только ли финансирование сдерживает рост использования ИТ в российском здравоохранении? Что еще препятствует использованию ИТ не только в государственных, но и в коммерческих структурах здравоохранения? Вот как считают эксперты.

Евгений Касаткин, коммерческий директор компании «Аксимед»:

Основным препятствием, сдерживающим рост масштабов использования ИТ в коммерческих структурах здравоохранения, является неготовность отрасли в целом к работе с медицинской информацией в электронном виде. Среди причин этого — и отсутствие в России полноценной законодательной базы, и неготовность большинства коммерческих клиник к серьезным вложениям в ИТ. Как в государственных, так и в частных медучреждениях сам врачебный персонал пока также не готов к постоянному и активному применению медицинских систем в повседневной работе.

Николай Кречетов, глава представительства компании InterSystems в России:

Существует две наиболее серьезные объективные проблемы, не связанные с финансированием. Первая: комплексная автоматизация здравоохранения должна ставить во главу угла улучшение здоровья нации путем улучшения качества медицинской помощи. Это мало кто понимает и учитывает. В большинстве случаев целью создания систем сейчас является лишь автоматизация отчетности, оплата оказанных медицинских услуг или дополнительного лекарственного обеспечения, то есть решаются лишь задачи налаживания простейшего учета и сбора статистической информации, а не вопросы повышения качества и эффективности работы отрасли в целом. На наш взгляд, эту цель можно достичь лишь при внедрении комплексных информационных систем в лечебно-профилактических учреждениях. Учет услуг в данном случае вторичен и происходит автоматически при ведении электронной истории болезни.

Вторая проблема в том, что рынок находится в зачаточном состоянии, будет серьезно расти, но потребуется время на поднятие общего уровня компьютерной культуры пользователей и медицинских руководителей. Все поставщики ПО этим сейчас и занимаются.

Григорий Кряжев, руководитель направления по автоматизации предприятий здравоохранения компании «1С-Рарус»:

В целом использование ИТ тормозят высокая стоимость медицинских информационных систем, отсутствие ИТ-специалистов в медучреждениях, низкий уровень компьютерной грамотности медицинских работников. Среди главных факторов, сдерживающих использование ИТ в государственных медицинских организациях, — отсутствие документов, регламентирующих компьютеризацию, нормативной базы, неопределенность статуса электронных документов, полное отсутствие стандартизации. Также сдерживает развитие большое количество академических учреждений, лоббирующих свои интересы в сфере медицинских информационных систем. К сожалению, на рынке имеется мало комплексных решений, покрывающих все основные потребности медицинской организации.

Григорий Дукаревич, председатель совета директоров группы компаний Е+Е:

У нас появилось несколько ложных стереотипов. Например, считается, что сложилась плачевная ситуация с научными институтами, разрабатывающими сложное оборудование, их количество сократилось не в разы, а на порядки. Да, в советские времена был их переизбыток, но сейчас их практически не осталось. Коммерческие предприятия еще не настолько окрепли, чтобы создавать свои научные центры, как это принято на Западе. Разумное сочетание государственных, медицинских, научных и производственных интересов в этой сфере могло бы дать хорошие результаты.

И государственные медучреждения, и коммерческие начинают приходить к долгосрочному планированию. Вложения в дорогое компьютеризированное медицинское оборудование окупаются в течение пяти-десяти лет.

Чтобы работать с компьютеризированным медицинским оборудованием, необходимы специалисты и средний медицинский персонал, обладающие достаточно высокой компьютерной культурой. А у нас по отношению к средствам ИТ две крайности: или панический страх, или уверенность, что компьютер сделает все и сам. Компьютер, как и любой медицинский прибор — это инструмент, и его результат и эффективность зависят в основном от того, кто и как им пользуется.

К сожалению, понимания того, что любая система требует постоянных расходов на свою эксплуатацию и поддержку, пока нет практически ни у кого, и эту статью расходов пытаются всеми силами максимально сократить, что, естественно, сказывается на эффективности работы системы. Да и общая культура эксплуатации и поддержки ИТ у нас пока на очень невысоком уровне.

В коммерческих клиниках есть и своя специфика: покупая дорогостоящее оборудование, его пытаются как можно скорее окупить и получить прибыль, завышая стоимость использования этого оборудования для пациентов.

Людмила Жихарева, ведущий руководитель направления компании «Россервис»:

Успешно обойти большинство подводных камней информатизации можно, сделав два решительных шага: поднять до базового уровня ИТ-культуру ключевого медицинского персонала и отдать на аутсорсинг несвойственную для здравоохранения заботу о «железе» и «машинах».

Алексей Карпинский, руководитель департамента инженерных систем компании «Би-Эй-Си»:

Основное предназначение ИТ в медицине — это именно хранение информации о состоянии здоровья пациента, истории болезней и их лечения, накопление статистики и анализ. В настоящее время в накоплении и использовании этой информации никто не заинтересован, кроме самого пациента. Проникновение ИТ в медицинские учреждения было бы выгодно их сотрудникам, если бы рынок медицинских услуг в нашей стране регулировался законами рынка, а не государством через выдачу лицензий и ограничение возможностей коммерческих учреждений. Пока такая задача, как повышение качества услуг, перед нашими клиниками не стоит — гнета конкуренции они не чувствуют. К тому же уровень компьютерной грамотности у сотрудников медицинских учреждений зачастую очень низок.

С другой стороны, активными пользователями информации из медицинских систем могли бы стать страховые компании и банки. Но и их к этому ничто не подталкивает. Жесткой конкуренции на рынке добровольного медицинского страхования пока не существует, поэтому у страховщиков нет нужды сражаться за каждого корпоративного клиента.

Инна Ашенбреннер, заместитель генерального директора компании «Корус Консалтинг»:

Основная причина — отсутствие концепции развития отрасли здравоохранения в целом, а также опирающейся на нее концепции информатизации здравоохранения, которая должна включать и основные аспекты концепции информатизации обязательного медицинского страхования, разработанной ФОМС РФ. Только после этого будут понятны этапы, которые отрасли предстоит пройти и которые должны быть профинансированы государством.

Сейчас наблюдается оживление на рынке информатизации здравоохранения. Это вызвано положительными изменениями, касающимися информатизации, в самом Минздравсоцразвития РФ.

Информатизация упрощает процесс обслуживания, позволяет быть конкурентными на рынке, предлагать различные бонусные программы, программы лояльности. Особенно это было заметно, когда начала появляться платная стоматология: требовались четкий учет пациентов, ведение их историй, проведенных процедур, оплаты, появились первые простейшие информационные системы.

Даже в коммерческих клиниках информатизация рассматривается в двух аспектах: автоматизация процесса медицинского обслуживания и процесса финансового контроля оказываемых медицинских услуг. Автоматизация крупных клиник очень недешева, также необходимо много специфичных программно-аппаратных комплексов: лабораторные комплексы, PACS-системы и т.д. К сожалению, общая культура электронного общения в медицинском обществе еще не сложилась, нет стандартов обмена. Но, думаю, в ближайшие три года произойдет прорыв в информатизации отрасли здравоохранения.

Алексей Аносов, генеральный директор компании «Эскейп»:

Даже если достаточное финансирование обеспечено, эффективность автоматизации будет достигнута только при сформированной потребности со стороны управляющих структур здравоохранения в эффективной автоматизации. Она должна быть выражена, прежде всего, в четко сформулированных требованиях к подотчетным организациям, которые позволят организовать соответствующий мониторинг и управленческую вертикаль. Цель комплексной автоматизации — создать единое и управляемое информационное пространство. Рост масштабов автоматизации здравоохранения возможен только там, где руководители умело оперируют понятиями информатизации и управления.