ИТ-руководитель - в первую очередь менеджер и уже во вторую - ИТ-специалист. Это очень хорошо поняли в развитых экономиках, где соответствующие должности нередко занимают специалисты, пришедшие из бизнеса.

«Программа MBA позволила получить систему знаний, а не отрывочные сведения», Марина Аншина, начальник управления информационных технологий компании «Сибур – Русские шины»Ответ на вопрос о необходимости получения ИТ-руководителем бизнес-образования может показаться тривиальным, однако при внимательном рассмотрении выясняется, что он нуждается в пояснениях. Прежде всего необходимо уточнить, о какой именно пользе идет речь. Кроме того, необходимо определить, что скрывается за словами «бизнес-образование».

ИТ-руководитель — в первую очередь менеджер и уже во вторую — ИТ-специалист. Это очень хорошо поняли в развитых экономиках, где соответствующие должности нередко занимают специалисты, пришедшие из бизнеса. Однако нельзя признать это мировой практикой. Автор книги «Что хочет бизнес от ИТ» Терри Уайт на встрече с читателями отмечал, что, например, в южно-африканских республиках эту позицию в компаниях часто занимают чисто технические специалисты. Такая ситуация, по его словам, порождает множество проблем при попытках бизнеса найти с этими менеджерами общий язык. То же можно сказать о не очень развитых странах других регионов.

Что касается России, то здесь дела обстоят совсем не лучшим образом. На доминирующих в экономике страны предприятиях малого и среднего бизнеса в качестве руководителя ИТ-подразделения, как правило, можно встретить бывшего системного администратора, то есть специалиста, не только далекого от проблем управления коллективом, определения стратегии развития и т.д., но вообще склонного к индивидуальной деятельности и рассматривающего рядовых функциональных пользователей как помеху в работе.

«ИТ интересуют бизнес только как вариант инвестиционного проекта. Сами по себе они ему не нужны», Сергей Сичкар, директор по ИТ-развитию группы ИФД «Капиталъ»Возникает вопрос: можно ли стать хорошим менеджером без специального образования? Несмотря на наличие одноименной специальности в вузах при внимательном рассмотрении оказывается, что на практике понятие «менеджер» — почти столь же широкое, как, скажем, «математик». Общим определением, наверное, может служить следующее: менеджер — это специалист, способный поддерживать какой-либо бизнес-процесс. Научить быть руководителем (директором) в рамках какого-либо формального курса невозможно. Директор — это должность, роль, а не профессия. Ее занимают менеджеры, способные выполнять соответствующие обязанности в силу своих личностных качеств. Трудно представить себе образовательную программу, на вход которой поступают рядовые специалисты, а на выходе получаются готовые директора.

Образование и стратегия

«ИТ-руководитель должен обладать знаниями и умениями, необходимыми для ведения хозяйственной деятельности», Юрий Колесников, директор по ИТ Национальной логистической компанииДиректора по ИТ-развитию группы ИФД «Капиталъ» Сергея Сичкара нельзя отнести к типичным российским ИТ-директорам. В 1995 году он закончил Киевский государственный экономический университет, а в 2000 году прошел подготовку и сертификацию по программе британской Ассоциации присяжных сертифицированных бухгалтеров (Association of Chartered Certified Accountants, ACCA), то есть является высококвалифицированным финансовым специалистом. Характер нынешней деятельности стал следствием его увлечения информационными технологиями.

Отсутствие фундаментально технической подготовки не мешает Сичкару с успехом выполнять свои обязанности. Он считает, что экономическое образование совершенно необходимо ИТ-руководителю, поскольку иначе ему будет крайне сложно сформировать реализуемую ИТ-стратегию. «Информационные технологии интересуют бизнес только как вариант инвестиционного проекта. Сами по себе они ему не нужны», — считает Сичкар. Таким образом, ИТ-директор просто обязан, как минимум, иметь навыки инвестиционного анализа.

Лучше понимать бизнес

Начальник управления информационных технологий компании «Сибур — Русские шины» Марина Аншина в начале нынешнего года закончила подготовку по российско-бельгийской программе Executive MBA. Инициатива получения образования исходила от нее, учебу она оплачивала сама. Труднее всего, по ее словам, было находить время для посещения занятий и освоения материала.

Аншина высоко оценивает эффективность подготовки в области экономики и менеджмента. Только ИТ-раздел оставил чувство неудовлетворенности. «Программа позволила получить систему знаний, а не отрывочные сведения», — отмечает она. С ее точки зрения, основной проблемой российских ИТ-руководителей является наличие знаний преимущественно технического характера. Сейчас, когда ИТ становятся одной из основ бизнеса и многие важные бизнес-процессы оказываются просто нереализуемыми без ИТ-поддержки, чисто технический специалист не сможет выполнять функции ИТ-директора эффективно и результативно. Эта должность предполагает наличие систематического бизнес-образования. «Самообразование в большинстве случаев не может его заменить», — считает она. Аншина сама преподает в школе ИТ-менеджмента по программе MBA CIO. По ее наблюдениям, слушатели приходят сюда именно с желанием освоить методы и модели взаимодействия с бизнесом. Все больше ИТ-специалистов понимает, что без таких знаний дальнейший карьерный рост невозможен.

ИТ — это бизнес

«Получение специальных знаний имеет смысл, если они уже используются или будут непременно использоваться на практике, Евгений Рыбалко, директор по ИТ компании Hilti РоссияДиректор по ИТ Национальной логистической компании Юрий Колесников окончил факультет приборостроения МВТУ им. Баумана и имеет преимущественно техническое образование. Вместе с тем он считает, что бизнес-образование должно относится к числу требований, предъявляемых к соискателям должности ИТ-руководителя среднего и крупного бизнеса. «ИТ-директор должен продавать ИТ-услуги и проекты бизнесу. Также он должен участвовать в планировании и ведении деятельности всей компании, а эта деятельность невозможна без ИТ. Соответственно, он должен обладать знаниями и умениями, необходимыми для ведения хозяйственной деятельности», — уверен Колесников. Кроме того, в логистике нередки ситуации, когда ИТ-подразделение оказывает клиентам компании услуги на коммерческой основе (например, печать больших объемов сопроводительной документации или техническая поддержка ИТ-инфраструктуры клиента на терминалах).

Сами разберемся

Мнение директора по информационным технологиям компании Hilti Россия Евгения Рыбалко отражает специфику работы крупной транснациональной компании, лишенной некоторых недостатков отечественного бизнеса. «Получение специальных знаний имеет смысл, если они уже используются или будут непременно использоваться на практике в обозримом будущем», — считает он. Таким образом, для ИТ-руководителя бизнес-образование желательно, «если есть время», но не является необходимым. Рыбалко полагает, что способный ИТ-специалист по мере своего карьерного роста может познакомиться с особенностями бизнеса своей компании в требующемся для результативной и эффективной работы объеме.

В случае необходимости компания может сама организовать приобретение вполне определенных знаний и навыков. В Hilti каждые полгода проходят выездные совещания руководителей, на которых в течение двух-трех дней с полным отрывом от «текучки» обсуждается текущее состояние дел и определяются задачи и действия, вытекающие из краткосрочных и долгосрочных целей и глобальной стратегии компании. В числе возможных решений здесь может быть направление работника на специальные занятия, организованные своими силами или силами внешних подрядчиков.

Руководство — это искусство

«Управление ИТ-подразделением — это на 80% искусство и лишь на 20% — законы управления», Сергей Захарцев, директор по информационным технологиям холдинга «Миэль»Директор по информационным технологиям холдинга «Миэль» Сергей Захарцев придерживается схожей точки зрения. Он считает, что никакое бизнес-образование не способно подготовить ИТ-руководителя, поскольку он вырастает из практики. «Его карьерный рост не должен происходить скачкообразно. Последовательное прохождение ступенек карьерной лестницы на основе достигнутых результатов может сформировать хорошего ИТ-руководителя», — считает Захарцев. Необходимы также сильные личностные качества: лидерских, умения и смелости принимать решения, целеустремленности.

Желательно иметь базовые знания в объеме краткосрочных курсов, например, в области управления проектами, бюджетирования, управления кадрами и организации бизнес-процессов предприятия. Но эти курсы имеют смысл только при наличии опыта практической работы. Они должны систематизировать практические знания. Захарцев считает, что очень вредно идти обратным путем — сначала получить базовые знания, а затем пытаться применять их на практике. «Это приведет к конфликту выученных теоретических правил с реалиями жизни. Управление ИТ-подразделением — это на 80% искусство и лишь на 20% — законы управления», — подчеркивает он.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF