Чтобы извлечь «единственную правду» из растущих объемов корпоративных и клиентских данных, крупные компании пытаются внедрить системы управления нормативно-справочной информацией

Управление нормативно-справочной информацией (НСИ) помогает добиться верности данных, но сделать это непросто. На верхнем уровне управление НСИ представляет собой набор процессов и технологий, позволяющих компаниям лучше управлять потоком своих данных, их целостностью и синхронизацией. В основании лежит механизм руководства, благодаря которому политики в отношении данных и их определения могут быть распространены на всю компанию.

Причин, по которым организации испытывают трудности, предостаточно, в том числе проблемы с людьми, процессами, руководством и затратами. Об этом говорят Рей Уанг и Роб Кэрел в своем майском отчете агентства Forrester Research «Тенденции 2008 года: управление нормативно-справочной информацией» (Ray Wang, Rob Karel. Trends 2008: Master Data Management, http://www.forrester.com/Research/Document/Excerpt/0,7211,45967,00.html). Аналитики основывали свои выводы на интервью и вопросах, адресованных почти 150 пользователям и поставщикам решений по управлению НСИ.

Опираясь на результаты интервью с клиентами Forrester, аналитики утверждают, что сегодня руководители особенно часто говорят о важности данных своих организаций и о том, как их нужно накапливать, анализировать и защищать. «К сожалению, — пишут Уанг и Кэрел, — для преодоления сложностей в установке системы управления НСИ требуется не риторика, а нечто большее».

Перед вами пять наиболее частых проблем и ошибок, названных ранними последователями систем управления НСИ и теми, кто осуществил успешные проекты.

1. Отношение к системе управления НСИ как к чисто технологическому вопросу. Хотя многие проекты, связанные с управлением НСИ, продвигаются и спонсируются ИТ-департаментами, их значимость в улучшении бизнес-процессов в конечном счете предстоит определять представителям бизнеса. От последних, как отмечают Уанг и Кэрел, требуется больше, чем минимальное участие и финансирование.

Например, архитекторам данных часто бывает полезно обширное представление о процессах компании, потому что оно «позволяет им понять, какое значение для бизнеса имеет качество данных, о котором часто не догадываются сами представители бизнеса. Поэтому естественно, что ИТ-департамент инициирует проекты по управлению НСИ». Тем не менее риски возрастают, когда ИТ-департамент берет на себя ответственность не просто за установку технологического решения, а за введение определений и правил для бизнес-данных, чем должны заниматься клиенты от бизнеса.

2. Мнение о том, что недействительные данные — проблема только информационных технологий.

Очевидно, что низкое качество данных, является серьезной преградой для бизнеса. «Для принятия ключевых решений бизнес-подразделениям требуется точная и актуальная информация, а это уже не входит в техническую часть, за которую несут ответственность ИТ-команды, — говорят Уанг и Кэрел. — Без точной информации об имеющихся в наличии продуктах, местонахождении клиентов и отношениях с ними компании теряют способность выполнять важнейшие задачи, такие как эффективное обслуживание клиентов, соответствие нормативным требованиям, управление рисками и оптимизация базовой стоимости установки».

3. Управление многообразием областей определения данных без соответствующих методик. Общекорпоративное управление НСИ (которое в Forrester определяют как «транзакционную двунаправленную синхронизацию многочисленных областей определения данных по всей цепочке поставок информации, включая все точки сбора, обновления и использования данных»), по признанию обоих аналитиков, представляет огромную сложность. Многие программные пакеты по управлению НСИ могут снизить эту сложность благодаря общим моделям данных, API для интеграции и функциям Web-сервисов, помогающим координировать работу «цепочки поставок информации», как выражаются авторы отчета.

«К сожалению, технологии — это самое простое, — утверждают Уанг и Кэрел. — Проблемы с управлением данными и процессами, выставлением приоритетов, руководством людьми могут погубить проект внедрения решения по управлению НСИ прежде, чем дадут трещину технологии». Иными словами, проблемы управления изменениями более многочисленны и опасны, чем неурядицы с ИТ.

4. Определение приоритетов в финансировании и управление затратами. Проект установки системы управления НСИ не только сложен, но и дорог. Согласно отчету стоимость лицензий на ПО для среднего внедрения корпоративного решения по управлению НСИ варьируется от 500 тыс. до 2 млн. долл.

Кроме того, по словам Уанга и Кэрела, часто оказывается, что к каждому доллару, потраченному на лицензии, добавляется по два доллара за услуги специалистов и консультантов, необходимые для одного только внедрения технологий управления НСИ.

«Вычисляя итоговую стоимость синхронизации решения по управлению НСИ по всей инфраструктуре управления данными, некоторые крупные организации могут прийти к соотношению пять к одному между услугами специалистов и стоимостью ПО, — пишут аналитики, — а это может привести к тому, что общая сумма инвестиций превысит 10 млн. долл.»

5. Недооценка уровня поддержки со стороны высшего руководства, требующегося для успеха. Когда сотрудники ИТ-департамента, бизнес-менеджеры и пользователи слышат, как руководство называет данные компании ее главным активом, а реорганизацию управления НСИ важнейшим фактором для будущего организации, это, несомненно, вселяет в них заряд бодрости.

«Однако вскоре наступает разочарование, когда оказывается, что те же самые руководители не в состоянии предоставить необходимые ресурсы, финансирование и систему приоритетов, необходимые для смягчения рисков от некачественных данных, — замечают Уанг и Кэрел. — Это часто отражает неспособность организации встроить проект по управлению НСИ в общую корпоративную стратегию».

Страсти вокруг управления НСИ

Энтузиазм, вызываемый программами по управлению НСИ, по данным Forrester, достиг небывалой силы, даже несмотря на потенциальные риски, затраты, организационные перемены и камни преткновения.

В ходе проведенного в конце 2007 года опроса, в котором участвовало 1017 североамериканских и европейских руководителей, выяснилось, что в 44% крупных компаний развертывание в 2008 году системы управления нормативно-справочной информацией считалось одним из приоритетов или даже одним из важнейших приоритетов. (Forrester прогнозирует, что рынок управления НСИ достигнет к 2010 году объема 6,7 млрд. долл. при среднегодовом темпе роста около 60%.)

Интересно, что эти цифры совпали с результатам по некоторым стратегическим ИТ-проектам, таким как переход на сервис-ориентированную архитектуру (SLA), и превзошли показатели, полученные по таким приоритетам, как адаптация модели ПО как услуга (SaaS ) и технологий Web 2.0.

«Принимая во внимание эти потенциально противоборствующие соображения — растущую важность управления НСИ и пугающие препятствия на его пути, — необходимо помнить, что вариантов действий множество; тенденции адаптации решений клиентами указывают на существование разнообразных подходов к развитию стратегии управления НСИ, — пишут в отчете Уанг и Кэрел. — Из опыта успешных внедрений видно, что следует подготовить обоснование необходимости изменений, инвестировать в людей и процессы и сделать упор на качество данных».


Thomas Wailgum. Companies aim for truth with master data management. CIO.com. 05/28/2008