Подкомитет по стандартизации «Жизненный цикл электронного документооборота»

11 июня 2008 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на базе ООО «Электронные офисные системы (проектирование и внедрение)» (ЭОС ПВ) создан подкомитет ПК 6 по стандартизации «Жизненный цикл электронного документооборота».

Председателем подкомитета назначен Владимир Баласанян − генеральный директор компании ЭОС ПВ. Подкомитет создан в структуре технического комитета по стандартизации ТК 459 «Информационная поддержка жизненного цикла изделий». Целью подкомитета является повышение эффективности работ по стандартизации и подтверждению соответствия процессов автоматизации электронного документооборота на всех этапах жизненного цикла на национальном и международном уровнях. В подкомитет вошли следующие организации:
* Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
* Федеральное архивное агентство;
* Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения
и архивного дела;
* Научно-технологический центр ИРМ;
* Российская академия государственной службы при Президенте РФ;
* ООО «Инфра-Ресурс» и др.

Стандартизация систем электронного документооборота является весьма актуальной проблемой. Растет число компаний-разработчиков систем электронного документооборота (СЭД), а также число предприятий и организаций, нуждающихся в автоматизации документационных процессов. Отставание отечественной нормативной базы в данной области от международной тормозит развитие рынка, регулирование документооборота не контролируется государством, что в свою очередь позволяет говорить об отсутствии как требований, которых должны придерживаться разработчики СЭД, так и гарантий качества СЭД для потребителей.
Стандартные требования к СЭД - инструмент государственной политики в области информационных технологий, поскольку они дают возможность:
* определять свойства и контролировать качество систем,
* обеспечить совместимость и взаимодействие систем различных поставщиков и организаций, юридическую значимость документов,
* закрепить отечественные нормативные требования, обеспечив их соответствие международным,
* сократить стоимость владения (сумму затрат на приобретение, внедрение и эксплуатацию систем).
Основные направления работы подкомитета включают в себя:
* проведение единой технической политики по стандартизации в области электронного документооборота;
* разработку, согласование и представление в ТК проектов программ национальной стандартизации в области электронного документооборота;
* проведение исследований и аналитических работ, определяющих перспективы и состояние работ по стандартизации в области электронного документооборота;
* проведение (при необходимости) патентных и других исследований в области стандартизации электронного документооборота;
* соответствие национальных стандартов Российской Федерации в области электронного документооборота международным стандартам и национальным стандартам зарубежных стран;
* сотрудничество по формированию нормативной базы в области электронного документооборота с министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами, ведомствами, организациями, предприятиями и иными пользователями стандартов и нормативных документов;
* работы в области межгосударственной стандартизации в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами Ростехрегулирования;
* представительство Российской Федерации в международных (региональных) организациях по стандартизации;
* участие в разработке проектов международных (региональных) стандартов;
* подготовку предложений, определяющих позицию Российской Федерации для голосования по проектам международных (региональных) стандартов;
* подготовку предложений по принятию национальных стандартов Российской Федерации в качестве международных (региональных) стандартов и т.д.

***

Обеспечение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства

В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (далее - органы власти), оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки. Правительство РФ постановлением № 358 от 06.05.2008 утвердило Положение, которое определяет порядок ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, а также устанавливает требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами (далее - Положение).

Реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки

Реестры ведутся в электронном виде по форме, установленной Положением (п. п. 2, 4 Положения).Сведения, содержащиеся в реестрах, являются открытыми и общедоступными (п. 5 Положения).Органы власти в течение 30 дней с даты принятия решения об оказании поддержки или о прекращении оказания поддержки размещают сведения, содержащиеся в реестре, на своем официальном сайте в Internet (п. 6 Положения).

Порядок внесения в реестры сведений о получателях поддержки и исключения сведений из реестра

Основанием для принятия решения о включении в реестр сведений о получателе поддержки является решение органа власти об оказании такой поддержки (п. 9 Положения). Положением определен перечень сведений о получателе поддержки, которые вносятся в реестр. В частности указывается наименование органа власти, предоставившего поддержку, сведения о виде, форме и размере предоставленной поддержки, дата принятия решения об оказании поддержки, срок оказания поддержки (п. 8 Положения).

Орган власти проверяет наличие сведений о получателе поддержки, и в случае отсутствия необходимых сведений, а также при обнаружении в них несоответствия в течение трех дней запрашивает недостающие сведения (п. 10 Положения). Проверенные сведения о получателе поддержки включаются в реестр и образуют реестровую запись, которая должна быть подписана представителем органа власти, имеющим соответствующие полномочия, с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи (п. 11 Положения).

Реестровая запись, содержащая сведения о получателе поддержки, исключается из реестра по истечении трех лет с даты окончания срока оказания поддержки на основании решения органа. Сведения, исключенные из реестра, а также электронные журналы учета операций, выполненных с помощью информационной системы, хранятся в соответствии с законодательством об архивном деле (п. п. 13, 14 Положения).

Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами

Реестры ведутся на государственном языке Российской Федерации (п. 15 Положения).

В целях защиты сведений, включенных в реестры, орган должен обеспечить бесперебойную работу по ведению реестра, защиту информационных ресурсов от взлома и несанкционированного доступа, а также разграничение прав пользователей информационной системы. Также осуществляется ведение электронных журналов учета операций, формирование резервных копий реестра на электронных носителях, которые хранятся в местах, исключающих их утрату одновременно с оригиналом (п. 16 Положения).

***

Новые требования к ЕГАИС

В связи с заменой программных средств ЕГАИС, разработанных «НТЦ ФГУП "Атлас"», на программные средства ЕГАИС, разработанные ФГУП ГНИВЦ ФНС РФ, до организаций, осуществляющих производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, письмом ФНС № ЧД-6-6/374@ от 21.05.2008 доводятся дополнительные требования к оборудованию для инсталляции новых программных средств.

***

Новый формат налоговой декларации на прибыль организаций

Начиная с отчетности за первое полугодие 2008 года, налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций в электронном виде следует представлять в соответствии с новым форматом (приказ ФНС № ММ-3-6/287@ от 24.06.2008). Формат представления в налоговые органы данных налоговой декларации по налогу на прибыль организаций разработан в связи с введением в действие с 1 июля 2008 года новой формы названной декларации, утвержденной Приказом Минфина РФ № 54н от 05.05.2008.

***

Закон в области измерений

Принят новый федеральный закон № 102-ФЗ от 26.06.2008, устанавливающий правовые основы обеспечения единства измерений в РФ, используемых в целях защиты здоровья граждан, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности государства. Обеспечение единства измерений является важнейшим условием осуществления государственного контроля и оценки соответствия продукции установленным требованиям. Закон РФ № 4871-1 от 27.04.1993 «Об обеспечении единства измерений» был принят в период перехода к рыночной экономике и на сегодняшний день не отвечает современным социально-экономическим условиям. Новый Федеральный закон регулирует отношения, возникающие, в частности: при выполнении измерений; установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин; при применении методик измерений; при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений. В числе новаций закона можно назвать отмену лицензирования деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений и введение аккредитации юридического лица и индивидуального предпринимателя в целях официального признания их компетентности выполнять работы и оказывать услуги по обеспечению единства измерений.

***

Координатор эмиссии микропроцессорных таможенных пластиковых карт

Организацию, являющуюся единым координатором эмиссии микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт), будет определять только ФТС РФ (приказ № 757 от 23.06.2008). Приказом ГТК РФ № 29 от 16 января 2004 года «О применении таможенных карт» установлено, что возможность использования таможенных карт при обеспечении уплаты таможенных платежей ограничивается размером обеспечения, внесенного организацией, осуществляющей координацию эмиссии таможенных карт и действий всех участников платежной системы. Согласно внесенным изменениям единый координатор эмиссии таможенных карт определяется ФТС РФ (ранее организация - единый координатор эмиссии таможенных карт определялась участниками проекта по согласованию с ГТК РФ).

Источники: www.government.ru , www.consultant.ru