Мировой финансовый кризис заставил очень многие финансовые учреждения кардинально пересмотреть свое поведение на рынке. В частности, финансовый кризис вынудил их перейти к значительному сокращению издержек, в том числе в области ИТ. Как изменились в этой

Елена Козаренко, менеджер практики Banking компании AT Consulting:

Одним из последствий кризиса можно считать более пристальное внимание банков к эффективности вложений, осуществляемых ими в ИТ-проекты. Время “имиджевых” проектов прошло, и новые системы внедряются на основании скрупулезного анализа экономических выгод.

Бизнес-подразделения более активно участвуют в формировании ИТ-стратегий банков. Именно потребности бизнес-подразделений становятся основой пересмотра ИТ-стратегий. ИТ-проекты перестали быть внутренним делом ИТ-подразделений, перейдя в область коллективных интересов различных подразделений банков и становясь все более прозрачными для бизнеса. 

Михаил Шухардин, руководитель отдела продаж компании Directum:

Мировой финансовый кризис в первую очередь коснется тех финансовых организаций, которыми частично или полностью управляет западный капитал, а также тех, которые активно взаимодействуют с западными компаниями. Эти организации будут стремиться максимально снизить издержки, в том числе за счет сокращения ИТ-бюджетов и средств на приобретение и внедрение ИТ. Однако одна из приоритетных задач автоматизации заключается именно в сокращении издержек за счет снижения затрат на принятие управленческих решений. Получается замкнутый круг: компании стремятся сэкономить средства на том, что эти средства экономит. Можно ли выйти из этого круга?

Мало шансов у тех компаний, которые всеми силами стараются высвободить финансы для дня сегодняшнего, не заботясь о дальнейшей судьбе своего бизнеса. Другое положение дел в компаниях, которые оперируют долгосрочными планами. Эти компании получат надежный инструмент управления бизнесом и улучшат свое финансовое положение.

Алексей Пикулев, независимый эксперт, в недавнем прошлом – заместитель начальника управления технического сопровождения «УРСА Банк»:

Финансовый кризис заставил организации пересматривать ИТ-стратегию. Более приоритетными стали проекты, связанные с централизацией и стандартизацией информационных систем, что обеспечивает снижение стоимости сопровождения.

Кроме того, в стратегиях некоторых финансовых компаний появилось направление ИТ-атусорсинга. В связи с кризисом компании вынуждены искать пути оптимизации и прозрачности затрат. Начав развитие этого направления с наиболее простых проектов по сопровождению рабочих мест, финансовые организации в перспективе рассматривают возможность перевода на аутсорсинг основных приложений и ЦОДов.

Мария Каменнова, председатель совета директоров компании IDS Scheer, Россия и страны СНГ, директор по развитию IDS Scheer в регионе EMEA:

ИТ-бюджеты финансовых организаций достаточно высоки, в банках, ведущих агрессивную политику на рынке, они могут достигать 30% от общих затрат. С другой стороны, сокращение затрат не является чем-то экстраординарным. Снижение издержек, если конечно речь не идет о кризис-менеджменте, - это хорошая оздоравливающая процедура. Обычно сокращаются бюджеты тех направлений, которые не имеет наивысших приоритетов для развития бизнеса.

ИТ в банке относятся к стратегической категории, и сегодня развитие новых банковских продуктов и услуг идет именно по ИТ-траектории. Это связано, в том числе, с услугами, предоставляемыми клиентам посредством Internet-технологий. Эти услуги подразумевают внедрение специализированных ИТ-решений, но также увеличивают риски, а потому требуют повышенного внимания (и соответствующих бюджетов) к информационной безопасности.

Трудно представить, что из-за временных сложностей банк может приостановить проект по внедрению CRM-системы – это стратегическое решение, особенно для банка, работающего с физическими лицами. Данный кризис может быть использован как повод или причина прагматично пересмотреть ИТ-бюджет, чтобы защитить стратегические направления развития ИТ-систем в банке и, как следствие, развитие самого банка.

Андрей Фомичев, руководитель дирекции по работе с финансовыми институтами Центра финансовых технологий:

Наша страна еще недостаточно глубоко интегрирована в мировую экономику, накопила солидный багаж в виде серьезных золотовалютных резервов, к тому же наши банки не вели рискованных операций на ипотечном рынке - все эти факторы значительно смягчают влияние мирового финансового кризиса на российские финансовые институты. Тем не менее корректировка стратегий развития происходит сегодня практически во всех банках. Сокращение издержек, безусловно, имеет место, но к затратам на ИТ это не относится, поскольку в банках пониманиют, что вложения в развитие ИТ-инфраструктуры – это инвестиции в будущее.

Корректировка ИТ-концепций связана не с кризисом, а скорее с такими факторами, как вступление России в ВТО, выход банков на IPO и их стратегия на привлечение иностранных партнеров. Банки вступают в период, когда становятся важны не только объемные показатели, но и качество развития. На первый план выходит построение систем управления рисками. Продолжаются также развитие розничных услуг, построение разветвленной сети обслуживания, создание диверсифицированной линейки продуктов и сервисов - все это чрезвычайно ИТ-ресурсоемкие направления, поэтому сокращение ИТ-бюджетов в банках пока не наблюдается, скорее наоборот.

Юлий Гольдберг, директор по работе с финансовым сектором компании SAS в России и СНГ:

Конечно, мировой финансовый кризис затронул и российский рынок. В кризисные времена и люди, и компании обычно затягивают пояса, экономия в такие периоды – святое дело. Основной вопрос в том, на чем сэкономить.

Сокращаются ли расходы банков на ИТ? Это зависит от того положения, которое ИТ занимают в каждом конкретном банке. Если департамент ИТ - это просто обслуживающее подразделение, то оно в первую очередь попадет под сокращение. Если же ИТ-директор - полноправный партнер бизнеса, то бюджет его департамента будет, конечно, пересмотрен, но совершенно не обязательно сокращен. Задача ИТ-директора - подсказать бизнесу, почему и где применение высоких технологий особенно полезно в трудные времена.

Повышается интерес банков к аналитике (в том числе клиентской и решениям для управления рисками. Расходы на такие системы будут урезаться в последнюю очередь.

Борис Коновалов, генеральный директор компании Energy Consulting / Integration группы компаний Energy Consulting:

С одной стороны, банки сейчас испытывают трудности с привлечением новых клиентов, финансированием проектов, ужесточились требования регуляторов, как международных, так и национальных. С другой стороны, именно это вынуждает их бороться за клиента, выходить на новые рынки и даже захватывать их, участвовать в процессах слияний и поглощений.

Использование передовых ИТ позволяет банкам привлекать клиентов путем предоставления новых услуг, снижать издержки, повышать качество услуг и пр. В перспективе это может привести к новому технологическому прорыву. Рождаются новые дерзкие идеи, создаются уникальные технологии, разрабатываются инновационные решения.

Дмитрий Михайлов, директор по маркетингу компании «Антрел Интегро» группы компаний «Антрел Автоматизация»:

Финансовый кризис в меньшей мере ударил по российскому сектору, но сокращения бюджетов на ИТ-проекты или корректировки планов не наблюдается. Несомненно, последствия есть, но они не оказывают существенного влияния на выполнение стратегических планов, заложенных в 2007 году. Максимум последствий – это сохранение расходов на автоматизацию на уровне 2007 года (по данным Росстата, около 30 млрд. руб.), то есть стагнацию, которая будет преодолена ко второй половине 2009 года.

Сергей Шибаев, исполнительный менеджер компании РДТЕХ:

Специалисты пока не прогнозируют серьезных рисков в отношении российской банковской системы. Средние и крупные банки, скорее всего, справятся с кризисом, а именно их ИТ-бюджеты и составляют львиную долю совокупного ИТ-бюджета финансовой отрасли. Насколько можем видеть, текущие ИТ-проекты идут по ранее утвержденным планам, их финансирование не сокращается, а, скорее, наоборот, увеличивается.

Не следует ожидать существенных изменений в планах автоматизации и финансирования ИТ-проектов. Проекты, связанные с совершенствованием ИТ-инфраструктуры, повышением надежности и эффективности операций, направленных на повышение устойчивости бизнеса банка и рост доверия клиентов, жизненно важны для любого банка. Внедрение CRM-систем, систем управления рисками, очистки данных и хранилищ данных, кластеризация приложений, повышение отказоустойчивости — эти и другие направления остаются критически важными для банков и не могут быть прекращены без ущерба для их бизнеса. Будут продолжаться и расширяться проекты по совершенствованию систем, обеспечивающих необходимый контроль и выявление фактов отмывания средств.

Дмитрий Федоров, генеральный директор компании ND-Group:

Субсидирование ИТ-проектов напрямую связано с общей стратегией банка, поэтому если кризис вызвал, к примеру, снижение темпов развития филиальной сети, то бюджет на внедрение CRM-системы, необходимой банкам, работающим с розничными клиентами, также будет пересмотрен.

Тенденция «заморозки» ИТ-проектов на рынке не наблюдается. Банки сегодня рассматривают используемые ИТ-решения не столько как инструмент автоматизации банковских операций, сколько как средство повышения эффективности управления бизнесом. Интегрированная система управления дает возможность расширенной аналитической обработки информации, позволяя компаниям быстро реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию на рынке, при необходимости оперативно определить основные угрозы и своевременно разработать антикризисные мероприятия, поэтому большинство российских банкиров и финансистов считают уменьшение ИТ-бюджетов нецелесообразным.

Леонид Корох, CIO компании Aladdin:

Российский банковский рынок является довольно закрытым. Негативные стороны такого «сепаратизма» в том, что иногда мы оказываемся в «догоняющем эшелоне» по сравнению с коллегами из Европы и США. Однако в ситуации мирового финансового кризиса некий «железный занавес» сыграл как раз в нашу пользу: колебания, связанные с кризисом, фактически не отразились на отечественном банковском рынке, в том числе в части автоматизации и инвестиций в ИТ.

Сергей Шишов, генеральный директор компании «Эвола»:

В последнее десятилетие финансовые учреждения России вкладывают серьезные инвестиции во внедрение прикладных и ERP-систем. Дальновидные финансовые организации стараются найти решения, позволяющие сократить затраты на поддержку ИТ-проектов. Один из способов - внедрение современных интеграционных решений, помогающих унифицировать и упростить информационный обмен между приложениями в рамках сервисно-ориентированных архитектур.

Альтернативный вариант сокращения затрат на сопровождение - передача функций поддержки на аутсорсинг Такая тенденция сохранится в ближайшей перспективе.

Елена Цепляева, руководитель отдела информационно-аналитических систем департамента ИТ-консалтинга и системной интеграции АКГ «РБС»:

Безусловно, мировой финансовый кризис оказывает достаточно сильное влияние на российские финансовые организации. Выдавать потребительские кредиты стали более осмотрительно, крупные стратегические инициативы (например, выход на IPO) перенесены на неопределенный срок. Финансовые организации сосредоточились на увеличении финансовых резервов, решении внутриорганизационных вопросов , совершенствовании процессов управления кредитами и кредитными рисками.

Наблюдается увеличение количества ИТ-проектов в банках . Немалое их число включает разработку ИТ-стратегии, проведение аудита ИТ-инфраструктуры и разработку, описание бизнес-процессов, автоматизацию документооборота и внедрение информационно-аналитических систем. Можно уверенно прогнозировать дальнейшее повышение интереса к внедрению решений для управления эффективностью деятельности, и в этих проектах на первое место встанут вопросы методологической проработки и объединения различных управленческих технологий в единый интегрированный комплекс.

Ольга Рубцова, директор по развитию бизнеса компании Sputnik Labs:

Сегодня конкуренция на рынке настолько велика, что банкам необходимо задумываться о более качественном, а главное, оперативном обслуживании, о сокращении сроков прохождения кредитных заявок, оперативно понимать, кому и что именно мы можем предложить, чтобы повысить эффективность маркетинговой кампании. Решение этих вопросов во многом зависит от ИТ, в частности, от используемого ПО, каналов связи между отделениями и головным офисом, от возможности коммуникаций с клиентами (клиентский портал, контакт-центр, SMS, электронная почта), а значит, требует инвестиций, причем гораздо более существенных, нежели раньше, когда главные ИТ-расходы лежали в области закупки железа и разработки собственной АБС. Российские банки это отлично понимают. В большинстве случаев ИТ-бюджеты банков все еще недостаточны для того, чтобы выводить их бизнес на новый качественный уровень, значит, еще как минимум пару лет в России будет наблюдаться не сокращение, а существенное увеличение ИТ-бюджетов.

Павел Боровков, генеральный менеджер проектов группы компаний «Инталев»:

Секвестрировать затраты на ИТ-обеспечение даже в условиях финансовых кризисов могут только не очень дальновидные компании, ведь подобные затраты - инвестиции, причем с целью именно повысить устойчивость компании на рынке.

Допустим, финансовый кризис уже надвигается, и компании необходимо, во-первых, своевременно спрогнозировать вероятность такого кризиса, а во-вторых, понять, как ей действовать в сложившихся обстоятельствах. И здесь исключительно велика роль полной и достоверной информации о рынке, клиентах, финансовой сфере, показателях собственной деятельности для принятия взвешенных, но оперативных решений. Компании, которые действительно планируют эффективно подготовиться к возможному кризису, должны как минимум не сокращать издержки на ИТ-развитие, а сделать акцент на внедрении тех продуктов и технологий, которые работают с этой информацией.

Андрей Белозеров, управляющий партнер группы компаний «Проектная Практика», генеральный директор компании «Центр внедрения «Текора»:

Мировой финансовый кризис действительно заставил крупнейших игроков финансового рынка пересмотреть свои бюджеты. Однако для России эта тенденция пока нехарактерна. Спрос на ИТ по-прежнему стабилен и, более того, продолжает расти. ИТ напрямую влияют на эффективность бизнеса, обеспечивают стабильность услуг, а значит поддерживают конкурентоспособность. Даже если мировой кризис серьезно затронет российскую экономику, обширного сокращения инвестиционных затрат в ИТ, скорее всего, не будет, возможно лишь сокращение ИТ-портфелей в части непрофильных информационных систем.

Ранджит Сингх, ведущий эксперт по SCM-решениям компании i2 СНГ:

Мировой финансовый кризис вынудил как зарубежные, так и российские компании пересмотреть политику в области рационального использования ресурсов своих цепочек поставок для удержания доли на рынке. Очень важно удовлетворять спрос конечного покупателя и максимизировать прибыль. Компании обращаются к специализированным оптимизационным программным продуктам для решения таких задач.

Российские и международные компании в России активно инвестируют в специализированные ИТ-решения, которые не только демонстрируют, как рационально использовать ресурсы цепочек поставок , но и могут рассчитать, в каких инвестиционных проектах прибыльно участвовать, а в каких -- нет.

Николай Дорогов, исполняющий обязанности директора практики информационно-аналитических систем компании Columbus IT:

Любые решения об инвестициях в ИТ-проекты теперь требуют еще более тщательного и глубокого обоснования. Вместе с тем повышается интерес к системам управления эффективностью компании, так как рынок становится более конкурентным. Все больше банков и финансовых компаний испытывают потребность в создании системы, обеспечивающей высокую частоту проведения процесса сбора данных и финансового моделирования, возможность рассмотрения различных сценариев развития событий в компании и на рынке в целом. Также востребованы аналитические решения класса BI, позволяющие повысить оперативность и обоснованность управленческих решений. Спрос на подобные системы стабильно растет.

Владимир Водянов, директор российского департамента Microsoft Business Solutions:

Большинство банков пересмотрело принципы работы с клиентами. Продавать дорогие кредиты, получая под них дешевые деньги с Запада, уже невозможно, поэтому банки переориентируются в сторону клиентских услуг. Это напрямую влияет и на ИТ-затраты, а точнее, на инвестиции в корпоративные системы.

Мы ожидаем повышения спроса на продукты, позволяющие выигрывать в конкурентной борьбе за клиента. Банкиры стали более взвешенно подходить к выбору средств автоматизации и выбирать наиболее эффективные решения с точки зрения показателей эффективности на вложенный капитал, поэтому мы видим очень хорошие перспективы у CRM-решений. Банки, которые их используют, оценивают повышение эффективности работы с клиентами в среднем в 20%, снижение финансовых издержек - на 50%, сокращение временных затрат – более чем на 30%.

Дмитрий Ровинский, руководитель по развитию направления компании Terrasoft:

Наблюдается скорее перераспределение средств в пользу тех направлений автоматизации, которые выглядят приоритетными в условиях изменившегося рынка. Например, многие банки активно вкладывают ресурсы в оптимизацию и расширение контакт-центров, решений для автоматизации фронт-офиса. А вот очень популярная ранее автоматизация документооборота отошла на второй план. Радует то, что, выбирая направления автоматизации, банки применяют стратегический подход, а не прецедентный. Во многих банках такие стратегические планы разработаны на три-четыре года вперед.

Михаил Македонский, исполнительный директор компании «Аплана»:

Потребность банков в ИТ-услугах осталась прежней. Одной из главных стратегий банков является сокращение издержек и переход на жесткое финансовое планирование. Издержки на ИТ снижаются за счет не уменьшения ИТ-бюджетов, а применения аутсорсинговой модели при реализации проектов и перехода на более жесткую конкурсную основу при выборе поставщика ИТ-услуг

По-прежнему высок спрос на разработку и внедрение систем CRM, в том числе для управления просроченной задолженностью и предоставления мобильных услуг. Все более востребованной услугой становится независимое тестирование ПО. Это объясняется растущей потребностью банков в области развития информационных систем, их оптимизации и необходимостью контроля работоспособности ПО банка при выходе на региональные рынки.

Роман Ткачев, операционный директор, заместитель генерального директора компании «БиАй Телеком»:

Под влиянием кризиса некоторые банки отказались от планов по активному развитию розницы, в большинстве банков продолжили снижаться темпы роста розничного кредитования. Намного большее влияние на бизнес российских банков оказывают такие факторы, как рост операционных расходов, давление Роспотребнадзора на лидеров потребительского кредитования, обострение конкуренции с представительствами зарубежных банков и т.д.

Пересмотр многими банками ИТ-стратегий и планов автоматизации возможен по другим причинам, в частности взрывного роста интереса к SOA-проектам. Крупнейшие розничные банки начали проявлять также заметный интерес к системам управления бизнес-процессами – одному из наиболее популярных направлений автоматизации в США и Европе, тесно связанному с SOA. Реализация первых проектов внедрения таких систем в российских банках может подтолкнуть их к пересмотру ИТ-стратегий и планов автоматизации.

Полина Петруша, руководитель группы маркетинга компании Digital Design:

Затраты на ИТ для финансовых учреждений в первую очередь являются инвестициями в рост, надежность, взаимоотношения с клиентами, развитие и поддержание их лояльности, поэтому любой банк просто вынужден инвестировать как минимум в поддержание и актуализацию существующего ИТ-парка, иначе его основные бизнес-процессы окажутся под угрозой. Вряд ли субсидирование ИТ-подразделений финансовых учреждений существенно сократится. Ведь сейчас в России наступил период модернизации ИТ-систем, приобретенных компаниями во время первой волны автоматизации лет сем-восемь назад. Курс на снижение издержек скорее выразится в более тщательной разработке ИТ-стратегий в части расчетов экономической эффективности новых решений.