Поделиться своей точкой зрения на п

В чем причина роста значимости юридической составляющей в ИТ-проектах?

Юридическая составляющая в проектах в настоящее время действительно высока и с дальнейшим развитием информационных технологий она не будет уменьшаться. Подобная ситуация возникает не только в сфере ИТ, но и фактически во всех областях жизнедеятельности общества. На мой взгляд, внимание к юридической стороне всех вопросов вызвано в первую очередь всеобщей легализацией процессов. Сфера ИТ в настоящее время слабо изучена специалистами с юридической точки зрения, но к ней обращено пристальное внимание, особенно в связи с грядущим вступлением России в ВТО.

Попытки компаний привести ИТ-системы, в частности корпоративный электронный документооборот, в соответствие с действующим законодательством продемонстрировали противоречивость трактовок законов, регламентирующих эту сферу. В частности, партнеры, консультанты и юристы склонны трактовать требования заказчика каждый по-своему. На ваш взгляд, в чем причины подобных противоречий? Достаточна ли имеющаяся в России нормативно-законодательная база для обеспечения обмена электронными документами, имеющими силу внутри страны?

Действующее законодательство в сфере ИТ вообще и в сфере электронного документооборота в принципе применять можно, однако проблема правоприменения в России всегда стояла достаточно остро. Большинство организаций зачастую опасаются применять законы до получения комментариев из официальных или полуофициальных источников. Другими словами, наблюдаются боязнь применять то, что есть на сегодняшний момент, и желание подождать до поры до времени. Вопросы, связанные с электронным документооборотом, на мой взгляд, лежат в той же плоскости.

На сегодняшний день пункт 3 статьи 11 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что электронное сообщение, подписанное электронно-цифровой подписью, признается электронным документом, равнозначным документу, заверенному собственноручной подписью, в случае, если законодательством не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. И пункт 4 этой же статьи подтверждает, что обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано ЭЦП, рассматривается как обмен документами.

По моему убеждению, реализовать законный документооборот в электронном виде внутри отдельно взятой компании очень даже вероятно. Безусловно, есть ряд требований законодательства, в соответствии с которыми часть документов мы должны оформлять на бумажном носителе, но с этим ничего не поделаешь, и бороться с этим можно только путем внесения изменений в действующее законодательство.

Сегодня судебной практике известны случаи, когда в качестве доказательств в судебном процессе принимаются электронные документы (электронные сообщения, файлы документов и пр.). При этом надо понимать, что внутренний электронный документооборот – дело конкретной компании: внутренней организационной структуры и внутреннего правового обеспечения процессов обмена документами. Соответственно, и вся ответственность за внутреннюю организацию электронного документооборота будет лежать на сотрудниках компании.

Существует ли возможность организовать обмен электронными документами с контрагентами за рубежом так, чтобы юридическая значимость этих документов признавалась и в России, и в странах нахождения контрагентов?

Основные проблемы с обменом электронными документами возникают при обмене документами между контрагентами, находящимися как раз в разных государствах, где действует национальное законодательство. Сейчас с полной уверенностью я могу судить лишь о российском законодательстве, и если все сделать правильно и подчинить юрисдикцию заключаемого договора между контрагентами праву Российской Федерации, то в данной ситуации не вижу никаких проблем, за исключением проблемы с возможным предоставлением доказательств в судах. Но в таком случае речь идет уже о нарушениях договоренностей и доказательствах в суде. Принципиальных препятствий, в том числе каких-либо законодательных ограничений возможности заключать договоры в электронном виде, я привести не могу.