Руководители компаний и ИТ-подразделений, как правило, отдают себе отчет в том, что их бизнес зависит от наличия у сотрудников не только профессиональных навыков и опыта, но и сертификатов, подтверждающих их квалификацию. Такие руководители рассматривают

Еще несколько лет назад сертификация подвергалась критике менеджеров и ИТ-специалистов разного уровня. Наибольшие нарекания были обусловлены убеждением, что сертификация разработана и внедряется вендорами для повышения популярности своих продуктов и укрепления позиций на рынке. Вызывал опасения также подход работодателей, стремящихся нанимать не тех сотрудников, кто обладает реальным опытом работы, а тех, у кого есть статусные сертификаты. Скепсис вызывало и то обстоятельство, что обучение, проводимое партнерами вендоров, платное. Но вся эта критика в итоге оказалась не более чем заблуждением, основанным на недостатке информации.

В России, как, впрочем, и везде, сейчас имеется серьезный дефицит квалифицированных кадров. При приеме на работу в первую очередь оценивается профессиональный опыт специалиста. В этом случае наличие сертификата, выданного конкретным вендором, является важным фактором и серьезным дополнительным бонусом, который учитывается работодателем.

Согласно статистическим исследованиям, руководители обращают внимание на наличие сертификатов в двух случаях: когда речь идет о найме молодых сотрудников, а также зрелых технических специалистов высокого уровня. В первом случае сертификат работает на общий положительный имидж специалиста, во втором — практически гарантирует повышение его заработной платы и более высокую должность, так как свидетельствует об опыте и качестве работы, которое способен обеспечить соискатель.

Как показывает практика, вендоры практически ничего не зарабатывают на сертификации специалистов. Во-первых, каждый соискатель, стремящийся получить сертификат, может сдать экзамен, не посещая курсы, предлагаемые авторизированными центрами. В этом случае оплачивается только сам экзамен. Во-вторых, ключевые вендоры устанавливают стоимость экзаменов в зависимости от уровня экономики страны, в которой они принимаются. В России стоимость экзаменов разных вендоров колеблется от 30 до 250 долл. Большую часть стоимости экзамена получает авторизованный центр тестирования (наиболее известные — Prometric, Pearson VUE и др.), от имени которого выдаются сертификаты, меньшую берет организация, которая организует прием экзаменов, еще часть идет вендору для покрытия затрат на разработку специализаций и поддержку процедуры тестирования (например, у Microsoft это 10 из 50 долл. стоимости экзамена).

Мотивация и эффективность

Очень важная проблема, с которой сталкиваются компании, имеющие в своем штате сертифицированных специалистов, — это их удержание. Если компания оплатила обучение, то свидетельство о его окончании специалистом можно считать ее собственностью и организация вправе выдвинуть какие-либо требования к нему. Иногда эффективным способом удержания такого сотрудника является заключение дополнительных соглашений, обязывающих его выполнить ряд условий: принести определенный размер прибыли, проработать еще некоторое время (например, несколько лет), обучить коллег и т.д.

Если сотрудник не просто прослушал курс, но по его окончании сдал сертификационный экзамен, то он получает документ, который принадлежит именно ему. Записи о сданных экзаменах хранятся в базе данных вендора, и человек всегда может дать тому, кому он считает нужным, ссылку и код доступа к Web-странице с записями о своих результатах экзаменов и имеющихся статусах. Уходя, специалист заберет сертификат с собой, ведь он понимает, что тот дает ему преимущества на рынке труда и повышает его стоимость. Чтобы удержать сотрудника, руководство применяет известные методики: материальное стимулирование, возможности карьерного роста (зачастую практикуется «автоматическое» повышение по службе после получения сертификата), вовлечение в новые интересные проекты и пр. Сертифицированный высококвалифицированный инженер вполне может быть отнесен к ключевым сотрудникам предприятия — к его элите.

Польза для предприятия

Впрочем, работодатель, комплектуя штат сертифицированными специалистами, в любом случае получает большие выгоды. Такие сотрудники работают увереннее, допускают меньше ошибок и имеют большее влияние в своей команде. Согласно данным исследования компании IDC, рост производительности труда напрямую зависит от количества сертифицированных специалистов.

Опыт ведущих мировых и российских компаний подтверждает данные результаты, свидетельствуя об ощутимом росте общей эффективности труда сотрудников компании при увеличении доли специалистов, подтвердивших свой высокий уровень профессиональных знаний и навыков сертификатами. Для многих предприятий и организаций сертификация является объективным, одним из важных критериев выбора партнера, особенно если речь идет о продуктах и услугах, требующих серьезной ИТ-поддержки. Таким образом, наличие определенной доли сертифицированных кадров дает компании ощутимые маркетинговые преимущества при участии в тендерах и получении заказов, тем самым напрямую влияя на ее доход и рыночную стоимость.

Рынок признал право вендоров сертифицировать специалистов в своих продуктах. Предприятиям и организациям всего лишь надо научиться превращать интеллектуальный потенциал в осязаемые преимущества. Тот, кто освоил это в первых рядах, становится лидером в долгосрочной перспективе.

Илья Тищенко — независимый эксперт, ИТ- директор, Ilya.Tischenko@adv-i.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF