Рынок высоких технологий

Будущий оплот виртуализации

Благодаря возрастающему интересу потенциальных пользователей Азиатско-Тихоокеанский регион является для рынка виртуализации наиболее перспективным. По данным Springboard Research, к 2010 году темпы роста рынка составят 42% в год, а общий его объем достигнет 1,35 млрд. долл. При этом подавляющую часть суммы будут составлять не ПО, а оказанные услуги. Согласно данным проведенного исследования, 50% ИТ-директоров планируют внедрить решения виртуализации в ближайшие полтора-два года, мотивируя это возможностью повысить уровень использования вычислительных ресурсов серверов, снижением операционных расходов и множеством других факторов. Тем не менее они подчеркивают, что подавляющее большинство технологий являются незрелыми и их применение может породить дополнительные риски. Кроме того, виртуализация пока рассматривается исключительно с технологической точки зрения. ИТ-директора не связывают ее с решением бизнес-задач. Надо отметить, что данные основаны на опросе ИТ-руководителей компаний малого и среднего масштаба.

 

Ориентация на Европу

В отличие от американских и британских компаний, организации стран континентальной Европы не торопятся прибегать к офшорингу. По данным Forrester, из-за кризиса в США многие поставщики услуг начали обращать свое внимание именно на европейские страны. В первую очередь это касается индийских вендоров, стремящихся минимизировать возникшие финансовые риски. В их общей выручке доля американских заказчиков составляет более 60%, поэтому любое снижение спроса будет иметь неприятные последствия. Усилия аутсорсеров на европейском рынке пока дают не слишком ощутимый эффект. Европейские компании гораздо большее внимание обращают на местных поставщиков, даже когда выполняемая работа (например, разработка приложений) не требует языковой и культурной совместимости. Очень важно, что американские и британские компании с готовностью изменяют свои процессы и используемые решения с целью получения максимального эффекта от аутсорсинга. Французские же, например, компании требуют от поставщиков соответствия местным бизнес-практикам.

 

Linux идет в бизнес

Популярность системы Linux будет расти за счет ее внедрения в корпоративном сегменте. Как прогнозируют в IDC, общие расходы компаний на open source вырастут с 21 млрд. долл. в 2007 году до 49 млрд. долл. в 2011 году. При этом значительную часть средств составят расходы на обслуживание систем. Ранее Linux использовалась в основном для работы файловых и Web-серверов, а также серверов печати. Среди причин признания этой операционной системы в бизнес-среде эксперты называют низкую стоимость решений, а также миграцию с ОС Unix, так как эта ОС работает на редких и дорогих процессорах архитектуры RISC. По оценкам аналитиков, доля свободного ПО вырастет среди СУБД, средств разработки, систем бизнес-аналитики и систем управления цепочками поставок.

ИТ-бюджеты

Инвестиции в гибкость

Сервис-ориентированная архитектура станет наиболее востребованной технологией в 2008 году. Как показал опрос, проведенный IDC, инвестиции в нее запланированы в ИТ-бюджетах половины компаний. При этом многие организации рассматривают SOA как новый стандарт разработки и интеграции приложений. Другим важнейшим приоритетом станет виртуализация. ИТ-директора пытаются обеспечить максимальную гибкость и перспективность используемых решений, и виртуализация наравне с SOA помогает достичь этой цели. Среди других наиболее часто встречающихся областей инвестиций можно отметить средства построения и поддержки бизнес-процессов, системы отчетности, а также средства взаимодействия с партнерами и клиентами.

Управление

Стандартами — по дефициту

В отечественной сфере ИТ на данный момент трудится порядка 1 млн. специалистов. При этом, по оценкам Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ), в 2007 году отрасли не хватало около 190 тыс. квалифицированных работников. Общая потребность в ИТ-специалистах к 2012 году оценивается в 234 тыс. человек в случае, если Россия будет развиваться по законам сырьевой экономики. Если же страна будет развиваться по сценарию движения к экономике знаний, что повлечет рост аутсорсинга и в целом рост сектора ИТ-услуг, то потребность в ИТ-специалистах составит более 550 тыс. человек.

Вместе с проблемой количества специалистов актуальна и проблема качества подготовки выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений. Именно поэтому в июне 2006 года Министерством информационных технологий и связи РФ было принято решение о разработке профессиональных стандартов. Каждый стандарт — это нормативный документ рекомендательного характера, отражающий минимально необходимые требования к профессии, должностные обязанности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации в соответствии с квалификационными уровнями. Стандарты были разработаны для девяти наиболее массовых и востребованных профессий в области ИТ. Проект осуществлялся при поддержке АП КИТ и непосредственном участии ведущих компаний ИТ-отрасли. Это весьма важно, поскольку без активного участия работодателей отечественная система образования, повышения квалификации и переподготовки не может быть эффективной.

 

Репутация ИТ растет

Большая часть ИТ-директоров не принимает непосредственного участия в принятии ИТ-решений. Согласно данным аналитического подразделения The Economist, лишь 45% из них регулярно приглашаются на совет директоров для обсуждения технологических вопросов. Еще в 20% компаний интересы ИТ представляет финансовый директор. Руководство 10% компаний вовсе не обсуждает технологии на высшем уровне. Тем не менее, 83% респондентов отметила, что в целом репутация ИТ-руководителей в глазах топ-менеджмента повысилась. Растет и понимание их роли в успехе бизнеса. Сохранится ли эта тенденция в ухудшающихся экономических условиях, аналитики предсказать затруднились. Бесспорно, что ИТ-директоров ждет сложный год: увеличение ожиданий от ИТ не сопоставимо с ростом ИТ-бюджетов.

Техника безопасности

Работа важнее безопасности

Подавляющее большинство компаний имеет среди корпоративной информации данные, являющиеся конфиденциальными. Однако далеко не везде сотрудники проходят соответствующие тренинги. Как показывает практика, 96% компаний обладает тем или иным объемом информации, не подлежащей разглашению. Это может быть информация о клиентах, финансовая информация, личные данные сотрудников. Как показал опрос, проведенный организацией IT Governance, лишь в половине компаний сотрудники понимают, как обращаться с такой информацией. Между тем все технические меры по защите информации, предпринимаемые компанией, будут неэффективными без полной их поддержки сотрудниками. Исследование показало, что в повседневной деятельности сотрудники регулярно отступают от принятых в компании правил. Во многом это связано со сложностью выработанных «правильных» процедур.

Бизнес и технологии

ИТ «зеленеть» не торопятся

Лишь 8% британских компаний имеют разработанную политику, направленную на «озеленение» ИТ. Из их числа подавляющее большинство концентрируется на утилизации использованного оборудования и значительно меньшее количество — на энергосбережении. Таким образом, исследование Bell Micro показало, что, несмотря на множество «красивых» слов, организации не торопятся двигаться в заявленном направлении. С учетом того, что британцы являются чрезвычайно ориентированы на проблемы экологии, можно предположить, что в остальных странах движение к экологичности применяемых технологий еще медленнее. Более того, в 20% компаний признаются, что разработка «зеленой» политики будет невозможна в ближайший год, даже если такая необходимость будет закреплена законодательно. В тех же случаях, когда в действиях компаний прослеживаются определенные изменения, например, направленные на снижение потребления электроэнергии, чаще всего это происходит по инициативе сотрудников, а не руководства.

 

BI пойдет в массы

Роль корпоративных ИТ-подразделений в построении систем бизнес-аналитики будет постепенно снижаться, как полагают в Gartner. Причиной такой тенденции станет развитие поисковых систем и средств совместной работы, которые позволят бизнес-подразделениям и даже отдельным пользователям конструировать собственные аналитические приложения. Такое снижение зависимости от ИТ станет заметным, по мнению аналитиков, уже к 2012 году. На данный момент активными пользователями BI являются 15—20% корпоративных пользователей. Для увеличения их числа необходимо, чтобы средства бизнес-аналитики стали комфортными в использовании. Во многом дискомфорт является психологическим: BI за достаточно долгое время своего существования заслужила репутацию сложной технологии для «продвинутых» специалистов.

Дешевле не значит выгоднее

Многие из вопросов, возникающих при обсуждении необходимости внедрения бизнес-аналитики, касаются ее стоимости. Зачастую эти вопросы остаются без ответа, ставя потенциальных заказчиков в тупик. Причиной, как полагают в Aberdeen Group, является то, что эту стоимость очень непросто определить: поскольку у каждой компании свои особенности, стандартного BI-проекта не существует. Во многом стоимость определяется состоянием корпоративных данных и необходимостью их интеграции, а также повышения качества. Компании, недавно начавшие внедрение BI, испытывают давление сразу с нескольких сторон, и главным требованием является именно улучшение интеграции данных, заключенных в нескольких источниках. По сути уже этот один фактор способен определить успех или провал проекта. В Nucleus Research отмечают, что, хотя стоимость владения системой играет большую роль, гораздо важнее определить достигаемые с ее помощью цели. Минимизация стоимости почти всегда означает минимизацию функциональности, а значит, и получаемых преимуществ. Еще одна истина заключается в том, что мало используемая система и пользу в себе несет крайне небольшую. Поэтому, как отмечают опрошенные, основные задачи заключаются в обеспечении аналитической информацией широкого круга сотрудников, повышении простоты использования решений, а также ускорении разработки кастомизированных приложений.

 

ИТ-лидеры

В апреле прошла шестая церемония награждения ежегодной национальной премии «ИТ-лидер». В число лауреатов вошли компании основных отраслей российской экономики, государственные организации, активно внедряющие информационные технологии, и руководители ИТ-подразделений этих организаций. Главными критериями, на основании которых происходил отбор лауреатов, были инновационность деятельности организаций и ИТ-директоров, особые достижения организации в области ИТ, а также специальные личностные и профессиональные качества ИТ-руководителя, его вклад в развитие компании, отрасли и страны в целом. Лауреатами премии стали: Центральная избирательная компания РФ и Федеральный центр информатизации при ЦИК, ГИВЦ «Роскультуры», Министерство промышленности и энергетики РФ, ГВЦ «Росгидромета», «ВТБ 24», «УРСА Банк», «Росно», «Ренессанс Капитал», ГМК «Норильский никель», «Магнитогорский металлургический комбинат», «Роснефть», «Волжская ТГК», «Яндекс», «Вымпелком», Московский метрополитен, «ФосАгро», «Северсталь-авто», НПО «Сатурн», «Вимм-Билль-Данн», X5 Retail Group N.V., Mirax Group, «Атомэнергопром», НПК ИРКУТ, УК «Металлоинвест», «Седьмой Континент», ОГК-4, «Аэрофлот», МТС.

 

Популярность Windows XP растет

У Microsoft возникают серьезные проблемы со стимулированием перехода своих корпоративных клиентов на Windows Vista, отмечают в Forrester. Старые версии Windows, и в первую очередь ХР, не собираются сдавать свои позиции. Подобная ситуация наблюдается и с новой версией браузера Internet Explorer 7. Множество критичных для компаний приложений оказались не совместимы с ней, и к концу 2007 года лишь 30% пользователей перешли на нее, несмотря на попытки ее продвижения с помощью автоматических обновлений. Ситуация с Vista оказалась еще сложнее: аналитики описывают поведение компаний как «апатичное». Темпы перехода на новую версию операционной системы крайне низки, а лидерство ХР выглядит по-прежнему непоколебимым. К декабрю 2007 года лишь 6,3% корпоративных пользователей работало на Vista. Что же касается Windows XP, то ее популярность в течение 2007 года выросла с 89,5% до 89,8% за счет перехода на нее пользователей более старых версий, в первую очередь Windows 2000.