Исследование, инициированное специалистами Aberdeen Group, показало, что растущий бизнес компаний ощущает все более настоятельную потребность в эффективных средствах получения отчетов и анализа данных. Опрос специалистов 4300 организаций, проведенный в 2008 году, позволяет сделать вывод, что в ближайшие 2—5 лет системы BI и аналитические средства будут оставаться технологией, оказывающей наиболее существенное влияние на бизнес. Это неудивительно, поскольку исследование Aberdeen, проводившееся в 2007 году, также продемонстрировало, что основные технологические затраты компаний приходятся на «механизмы получения отчетов и аналитики». В ИТ-службе ощущают настоятельную необходимость удовлетворить запросы руководителей бизнес-подразделений и потребности конечных пользователей, даже если всем понятно, что у ИТ-службы нет достаточных ресурсов для разработки и интеграции приложений.

Стремясь к максимально быстрому развитию средств бизнес-аналитики, многие компании поначалу оставляют без ответа критически важные вопросы, касающиеся стоимости (например, какова будет общая стоимость владения аналитической системой?). Очевидно, на то есть свои причины. «Очень сложно дать точный ответ на вопросы подобного рода, — заметил Дэвид Хэтч, научный директор Aberdeen Group по вопросам BI. — Ведь реализация сценариев бизнес-аналитики не описана никакими стандартами».

Исследования Хэтча показывают, что компании, внедрившие у себя систему бизнес-аналитики, испытывают финансовое давление, идущее сразу из нескольких источников. Первый и самый главный фактор давления связан с необходимостью улучшения интеграции данных множества приложений (о нем упомянули 42% респондентов). Из бесед с участниками опроса Хэтч понял, что «этот фактор даже сам по себе уже способен обеспечить успех или провал инициативы BI».

«Я обнаружил, что в действительности компании не понимают сложностей, связанных с управлением данными систем бизнес-аналитики, пока не столкнутся с ними на практике, — отметил Хэтч. — И если у внутренних ИТ-служб нет навыков или ресурсов для решения этих вопросов, достижение положительного результата обходится слишком дорого. Приходится инвестировать средства во внутренние ресурсы или обращаться за внешней помощью. И то и другое весьма накладно».

Отсутствие поддержки пользователей лишает вас ценностей

Участники опроса Aberdeen отмечают, что при внедрении систем бизнес-аналитики возникают сложности, связанные с доставкой средств бизнес-аналитики большему числу конечных пользователей (29%), упрощением применения средств бизнес-аналитики людьми, не имеющими технической подготовки (27%), ускорением разработки адаптированных функций бизнес-аналитики (19%).

Все это препятствует более широкому распространению приложений BI и превращает процедуру определения общей стоимости владения в «туманное облако».

«Даже если системы бизнес-аналитики получают положительные отзывы и популярность проектов BI растет, мин замедленного действия, перечисленных в обзоре Aberdeen, становится все больше, и вероятность того, что они взорвутся, возрастает, — подчеркнул Хэтч. — Большинство компаний обычно начинают с малого. В дальнейшем либо наблюдается рост, либо его не происходит. Но при выходе на уровень всего предприятия некоторые вопросы могут заметно обостриться».

Дэвид О’Коннелл, старший аналитик компании Nucleus Research, занимающийся вопросами BI, заявил, что сегодня, несмотря на важность показателей общей стоимости владения, возникает и другой вопрос. «Думаю, что компании слишком много времени тратят на подсчет общей стоимости владения и недостаточно внимания уделяют выявлению и оценке открывающихся преимуществ, — подчеркнул О’Коннелл. — Стремясь минимизировать расходы, вы минимизируете тем самым функциональность, положительную оценку со стороны пользователей, получаемые преимущества и в конечном итоге окупаемость инвестиций».

О’Коннелл признал, что не у всех поставщиков систем BI ценовые модели достаточно гибки, но вместе с тем у некоторых (например, у компании Cognos, входящей сейчас в состав корпорации IBM) структура ценообразования позволяет адаптировать ценовые параметры к проекту любой величины. Кроме того, рост спроса на ресурсы, предоставляемые по запросу, и возможность поставки программного обеспечения бизнес-аналитики в качестве услуги, позволяющая сократить сроки внедрения и снизить первоначальные затраты, открывают перед компаниями альтернативный путь.

«Гибкость подобного рода имеет очень важное значение, — отметил О’Коннелл. — Без этого проекты даже с потенциально высокой окупаемостью умирают в процессе стоимостного анализа».

В этом и заключаются реальные скрытые затраты на внедрение систем BI.

Секреты мастеров бизнес-аналитики

Анализируя результаты опроса, проведенного Aberdeen, Хэтч выделил три основные стратегии, с помощью которых «лучшие в своем классе» компании управляют общей стоимостью владения системами бизнес-аналитики. (Лучшие в своем классе компании показали более высокие результаты в следующих трех категориях: своевременное завершение проектов BI, завершение проектов BI в рамках отведенного бюджета и оптимизация затрат на приложения BI в пересчете на одного пользователя.)

Компании поняли, какие требования предъявляют конечные пользователи к приложениям бизнес-аналитики. У них появилась возможность определить источники данных для приложений BI. Они сформулировали бизнес-правила и разработали методику расчетов, необходимых для получения отчетов и представления аналитических материалов.

«Нет ничего удивительного в том, что понимание желаний конечных пользователей играет здесь критически важную роль, — указал Хэтч. — Оно подчеркивает, что важно планировать внедрение систем бизнес-аналитики на основе требований пользователей и что эти требования выступают в качестве основного фактора управления стоимостью. Если требования конечных пользователей не находят должного понимания, масса времени и усилий будут потрачены зря».

О’Коннелл предложил компаниям реализовывать проекты бизнес-аналитики, сулящие прямую выгоду. «К этому перечню я отношу преимущества тактического характера: повышение производительности труда, укрепление цепочки приращения стоимости и улучшение показателей продаж, — пояснил он. — Все эти преимущества можно использовать в качестве платы за получение менее явной выгоды: улучшение контроля над ситуацией, возможность своевременного выявления изменений бизнес-среды и оперативной реакции на эти изменения».


Thomas Wailgum. What you need to know about business intelligence TCO. CIO.com. 03/28/2008