Одна из серьезных причин — низкий уровень организационного развития ИТ-департаментов, особенно в среднем бизнесе. Аналитики компании Enterprise Management Associates выявили, что в 90% средних предприятий деятельность ИТ-отделов не автоматизирована, 70% звонков в службу поддержки являются следствием некорректно выстроенных процедур, а 80% системных сбоев происходят из-за ошибок ИТ-специалистов. Еще одна «болезнь» средних предприятий — низкая эффективность ИТ-специалистов. По данным того же исследования, в крупных компаниях на одного ИТ-сотрудника приходится в три раза больше пользователей, чем в средних. И если бы ИТ-отделы средних компаний попытались работать как самостоятельные игроки ИТ-рынка, то они быстро разорились бы.

И в крупных, и в средних компаниях серьезной проблемой остается управление средствами, выделяемыми на ИТ. Как показало исследование, проведенное экспертами бизнес-школы INSEAD, 29% ИТ-директоров не знают, какова стоимость владения ИТ-активами (например, какую сумму они тратят ежегодно на их поддержку). Вероятно, сказывается отсутствие у ИТ-руководителей и ИТ-менеджеров навыков финансового управления, бюджетирования и управления портфелями. Между тем, отмечают аналитики Forrester, чем более жесткие ограничения испытывает ИТ-служба, тем важнее сделать акцент именно на самых необходимых бизнесу инициативах. Без четкого планирования грамотно распорядиться ограниченными ресурсами будет проблематично, подчеркивается в исследовании.

Как зафиксировали аналитики журнала The Economist, в 20% компаний интересы ИТ в совете директоров представляет финансовый директор. Вероятно, эту ситуацию отчасти можно объяснить недостаточными навыками финансового ИТ-управления. В конце концов, кто-то же должен считать деньги, потраченные на ИТ, и оценивать эффективность их расходования? Если этого не сможет сделать ИТ-руководитель и не захочет финансовый директор, можно ожидать, что руководство предприятия уменьшит затраты на ИТ или, по крайней мере, не будет их увеличивать. Кстати, по данным недавнего исследования, проведенного компанией Vanson Bourne, 44% ИТ-руководителей заявили, что в совете директоров нет руководителя, представляющего сторону ИТ, следовательно, защищать финансовые (а также кадровые и все иные) интересы ИТ-подразделения в этих компаниях просто некому.

В том же исследовании INSEAD говорится, что оставляют желать лучшего ораторские навыки ИТ-руководителей: лишь 10% из них добились практических результатов, описав выгоду от использования ИТ-решений на совете директоров. Это значит, что 90% ИТ-директоров просто-напросто не сумеют убедить бизнес-руководство в пользе ИТ-инициатив. И нужно ли после этого удивляться, почему таким умным людям, какие работают в ИТ-подразделениях, выделяют мало денег?