Одна из задач руководителя - мотивировать подчиненных работать с максимальной отдачей. Есть один аспект, который обычно упускают из виду - поощрение творческого подхода к работе. И он может иметь огромное значение.

Недавние исследования таких авторитетных организаций, как Gallup и Towers Perrin, установили то, что мы и сами знали: увлеченность людей своей работой низка сегодня как никогда. Gallup подсчитала, что меньше 27% сотрудников в США по-настоящему увлечены работой, а в мире, по подсчетам Towers Perrin, все обстоит еще хуже. Неприятная новость, и не только для самих сотрудников, чьи будни серы и безрадостны. Дальнейшие исследования показали, что компании, в которых люди работают с увлечением, опережают своих конкурентов по производительности на добрых 17%.

Эта новость — неслабый удар для высшего руководства вашей конторы. Хотя сотрудник проводит на работе более половины времени своего бодрствования — рабочий день среднего американца, по данным Министерства труда США, составляет 9,1 часа, — большую часть этого времени он пребывает не в самом эффективном рабочем состоянии. Но не бросайтесь увольняться, уезжать на Бали и открывать там магазин по продаже дурацких футболок! Исследования дают нам основания верить, что не все так уж плохо. Недавний доклад Национального института охраны и гигиены труда показал, что активное использование творческих способностей сотрудников — надежный способ воспрепятствовать выгоранию, снижению дисциплины, прогулам и лишней свободе.

Слово «творчество» чаще всего употребляется, когда речь идет о дизайнерах, маркетологах и прочих «свободных художниках». Но понятие творчества шире, чем умение создать картину, лихо сплясать или завернуть красивую фразу. Творчество — это существующая в каждом из нас способность и готовность вызвать к жизни что-то, чего прежде не было — будь то идея, новая возможность, стратегия или внезапное озарение. Способность к творчеству предопределяет решения проблем, возникновение новых точек зрения, смену парадигм. Творчество — это смелость, не зная заранее решения проблемы, дать ситуации развернуться во всей полноте и выбрать по ходу дела из открывшихся возможностей.

Бизнес-школы Стэнфордского, Нью-Йоркского, Колумбийского, Северо-Западного университетов и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе — все они так или иначе продвигают в своих обучающих программах идею творчества в бизнесе. И на то есть веская причина. Неважно, чем занимается ваша компания — производством, услугами или и тем и другим, — для успеха на рынке необходимо отличаться. А чтобы отличаться, нужна тренировка творчества.

«Тренировка творчества» — это звучит как оксюморон. Да это и есть намеренное использование противоречия. Если творческий порыв — это создание нового, доселе неведомого, то при чем здесь тренировка к такому порыву? Уделите немного времени изучению опыта лидеров в любой области — и вы поразитесь тому, как они осваивали избранное ремесло. Шеф-повар начинает с резки и рубки, бухгалтер — с азов сложения и вычитания, а дизайнер учится работать с цветовым кругом. Но есть и другое искусство, которое развивал в себе каждый достигший высот в своем деле: искусство творческой тренировки. Развитие этого качества в себе поможет не повторять работу предшественников.

Помните следующее.

Не знайте. Наше мышление обусловлено тем, что делалось раньше, что на наших глазах сработало, а что — нет.

Когда Билл Гейтс лишь начинал свой путь к построению империи под названием Microsoft, у него не было никакой уверенности в том, что он делает и что из этого выйдет. На каждом новом витке роста компании он поражался достигнутому уровню прибыли, спроса и широте открывающихся возможностей.

В следующий раз, обдумывая ту или иную возможность, постарайтесь приглушить свое внутреннее знание. Позвольте себе просто наблюдать за развитием ситуации, не делая выводов и предположений. Когда другие ждут от вас ответов, задавайте им вопросы. Позвольте им не знать вместе с вами. Сделайте это — и всякая новая возможность станет для вас возможностью прорыва. А остальным будет дан шанс к вам присоединиться.

Признайте свой страх. У вас есть некий внутренний голос, который постоянно зудит: «Это не сработает», «У нас так делать не принято», «Дурацкая идея» и «Ты что, сдурел?» Он постоянно выносит суждения о вас и окружающих вас людях. Этот наглый, безапелляционный сержантский голос — лишь плод вашего страха, не дающего вам рискнуть, выделиться, предстать в невыгодном свете, потерять лицо.

Этот голос может сказать вам: «Ты никогда не...» — и не дать делать то, что вы хотите, воплотить задуманное и творчески взаимодействовать с окружающими. Творчество сопряжено с неизвестностью и поэтому сопровождается страхом. Тренируйте умение распознавать этот внутренний голос — осуждающий и не расположенный к риску — как голос своего страха. И вы узнаете, что такое истинная смелость.

Наблюдайте. Упущенные творческие возможности, возможности смены парадигмы — это результат ненаблюдательности. Гиганты безалокогольной индустрии годами пытаются наверстать упущенное в производстве различных категорий воды и диетических напитков, но и по сей день вынуждены драться за долю на этих рынках — лишь потому, что в свое время проглядели. Идите за пределы своей ниши, отрасли, маркетологических исследований и привычного образа действий — и просто смотрите, что творится в мире. Если то, что вы видите, противоречит привычному способу вести дела, значит, вы обнаружили то, что сулит большой прорыв для вашей компании. Да, страшно, знаю! Но это не должно останавливать вас.

Пачкайтесь. Все мы предпочитаем простые и очевидные ответы, не требующие умственных усилий. Но не таков подход, применяемый творческим умом. Очевидный ответ он лишь принимает к сведению — и копает дальше. Он задает бесконечные вопросы — и это дает импульс идеям окружающих. Минуя «да» и «нет», задавайте новые вопросы: почему? зачем? что, если? как? Вы окажетесь в хорошей компании: Эйнштейн ставил воображение выше знания, у Эдисона бесконечные эксперименты и раздумья предшествовали изобретению лампочки. Если вы хотите, чтобы дела шли как всегда — вперед, выбирайте очевидный ответ. Но если вы стремитесь создать на своей работе атмосферу увлеченности и привести компанию к прорыву — засучите рукава и не бойтесь «испачкаться» в новых идеях, возможностях и усилиях.

Эти правила применимы ко всей организации в целом, а не только к исследовательскому отделу. Спектр факторов, влияющих на успех компании, очень широк, и такой образ мыслей следует усвоить всем, от генерального директора до новичка из отдела продаж. Но не ждите, чтобы это случилось само. Не рассчитывайте, что ваша фирма сделает это за вас. Тренируйтесь, помня четыре выше-
приведенные «заповеди», на протяжении рабочего дня, на рабочей летучке, в неформальной обстановке, когда перебрасываетесь обычными шуточками с коллегами... Тренировка творчества, как и любая тренировка, требует времени и усилий. В этом смысле вся ваша жизнь — это возможность отточить мастерство.


Tevis Gale. How to Be an Executive. CIO Magazine. September 11, 2007


Тэвис Гэйл — первопроходец в области изучения удовлетворенности людей работой и жизнью. Задавшись вопросом о том, почему все ненавидят свою работу, в 2001 году он основал компанию Balance Integration, которая помогает корпоративной Америке создавать творческую атмосферу на рабочих местах и внедрять гармоничное соотношение работы и жизни. В недавно опубликованном издании Megatrends 2010 его называют «гуру корпоративной осознанности нового тысячелетия». Гэйл учит сотрудников корпораций применять проверенные временем техники осознанности для решения современных задач на работе и в жизни. Гэйл, кроме того, преподает менеджмент в Нью-Йоркском университете. Он разработал программы развития творчества и осознанности для таких крупнейших организаций, как Google, AOL, Viacom, Yahoo!, Edelman Public Relations, Disney, Cleary-Gottleib, а также Young Presidents Organization.