Ученые говорят, что мы эмоциональные существа в первую очередь и только во вторую - интеллектуальные. Именно поэтому так важно развивать эмоциональный интеллект.

Социальные навыки и эмоциональный интеллект (ЭИ) необходимы современным ИТ-работникам. Исследования подтверждают, что именно ваши навыки межличностного общения и коммуникабельность играют решающую роль и в карьерном продвижении, и в получении удовлетворения от работы. К счастью, вы можете усовершенствовать ваш ЭИ.

Эмоции на работе

Мы можем считать, что не приносим или же не должны приносить свое эмоциональное «я» на работу, но на самом деле все обстоит несколько иначе. С одной стороны, люди хотят брать на работу, продвигать по службе и просто видеть рядом с собой тех, кто им по душе: надежных, уверенных, активных и уравновешенных оптимистов. «Вспомните начальника, которого вы любили, и начальника, которого ненавидели, и подумайте, почему. Наверняка его техническое мастерство не определяло ваши чувства, — говорит Дэниель Гоулман, сопредседатель консорциума по исследованиям в области эмоционального интеллекта в организациях при университете Раттерса. — Один владеет навыком ЭИ, а другой — нет».

Ученые продолжают исследовать нюансы ЭИ на рабочем месте, но к концу 1990-х годов исследование уже установило его основную значимость. Например, высококлассный работник превосходит среднестатистического на треть по техническому мастерству и интеллектуальным способностям, а на две трети — по эмоциональному интеллекту. Об этом говорит исследование 200 компаний по всему миру, проведенное Гоулманом. Среди высшего руководства эта разница составила четыре пятых. В подразделении одной международной пищевой компании, во главе которого находились топ-менеджеры, обладающие навыками эффективного ЭИ (замеренными при помощи исследовательских инструментов Гоулмана), ежегодные нормы прибыли перевыполнялись на 20%. «Если проанализировать, какие способности и компетенции отличают блестящих исполнителей от среднестатистических, то окажется, что техническое мастерство даже не входит в первую тройку», — говорит Гоулман.

Задумайтесь о том, что вы наблюдаете на работе. «Огромное количество людей создает программу, — говорит Ричард Бояцис, декан кафедры по организационному поведению школы бизнеса Weatherhead School of Management (Case Western Reserve University). — Но кого слушают? Кому поручают работу с группой, разрабатывающей продукт? Не самому умному, а человеку, способному успешно работать с другими». А если говорить о руководителях, то социальные навыки еще важнее.

«Многое в карьерном росте зависит от технических способностей, — говорит Джим Клеммер, консультант в области лидерства, — но чем выше вы поднимаетесь по служебной лестнице, тем важнее становятся социальные навыки и эмоциональный интеллект».

Это не подразумевает, что всем нужно быть очень эмоциональными или же открытыми (хотя дружелюбие и помогает общаться с другими). Не у всех сильные стороны будут одинаковыми. Как отмечает Бояцис: «Есть один отличительный аспект, зовущийся стилем».

«По сути эмоциональный интеллект в буквальном смысле — разумное использование эмоций», — говорит Бояцис.

Но ИТ-руководителю, подстегиваемому сжатыми сроками и трафиком, столкнувшемуся со своими собственными или чужими негативными эмоциями, проще сказать «эмоциональный интеллект», чем эффективно использовать его.

Существуют специальные программы для развития ЭИ. Обычно они включают полный обзор или наблюдение специалистов за вами, а также за целевыми подразделениями. Консорциум по исследованиям в области эмоционального интеллекта — хороший источник информации, включая программы повышения эффективности эмоционального интеллекта в компании. Но есть и другие способы, помогающие развить ЭИ и ваши социальные навыки. Вот для начала четыре из них

Научитесь брать на себя ответственность

Краеугольным камнем развитого ЭИ и социальных навыков является ответственность. Каждый встречал управленца, всегда ищущего, кого бы упрекнуть, придирающегося по мелочам, заносчивого. «Таким людям не хватает самого основного качества, — способности взять на себя ответственность», — говорит Кристофер Авери, старший консультант Cutter Consortium и автор книги «Как можно развить индивидуальные навыки командной работы» (How teamwork can be developed as an individual skill. C.M.Avery Journal for Quality Participation. 2000. Vol. 23. № 4). Ответственность — это не просто своевременная оплата счетов или управление коллективом из десяти человек. Это, по словам Авери, внутренний процесс максимального осознания и принятия ситуаций и извлечение из этого максимальной пользы.

Зачем, спросите вы, в теперешнюю эпоху брать на себя ответственность за ситуацию, к которой вы не имеете отношения? Ответ в одном слове — власть. В 1959 году австрийский психиатр и психолог Виктор Франкл писал в своей книге «Человек в поисках смысла»: «Все можно отнять у человека, за исключением одного: последней свободы выбирать свое отношение к сложившимся обстоятельствам, выбирать свой путь». Принятие на себя ответственности подразумевает в том числе и свободу выбора.

«Отрицание, осуждение, оправдания, стыд, прекращение попыток или ощущение вынужденности — все это присуще отказу от ответственности», — говорит Авери. Осознание этого дает власть, поскольку означает, что у вас есть выбор уйти от них к ответственности. И когда вы осознаете появляющиеся у вас мысли типа: «Это всецело ее вина», «Это место не привлекательно, поэтому я прекращу свои попытки» или «Я сделаю это, потому что все равно придется», то переходите в более сильную позицию.

Стать ответственным не сложно, но не думайте, что это легко. У Авери есть трехшаговая модель: обязательство, осознание и анализ ситуации.

  1. Обязуйтесь действовать исходя из перспектив ответственности. Каждое утро решайте, что в течение дня возьмете на себя ответственность и напоминайте себе об этом в определенные часы, особенно перед тем как надвигается трудная ситуация. Вырабатывайте эту новую привычку, постоянно укрепляйте ее, чтобы она стала второй натурой.
  2. Берите на заметку все случаи, когда вы осуждаете, стыдитесь или иным образом ощущаете проявления безответственности. «Это может оказаться сложным, — говорит Авери. — “Эго” мешает нам видеть все черты характера».
  3. Объективно анализируйте каждую сложную ситуацию: что происходит, какова ваша роль в ней — и определите, каким образом вести себя более ответственно.

Следование этим принципам изменит ваши взаимоотношения, усилит самоуважение и уважение окружающих.

Пройдите курс публичных выступлений

«Изучение тонкостей публичного выступления — один из лучших способов усовершенствовать ЭИ и социальные навыки, — говорит Джим Клеммер, писатель и консультант в области лидерства. — Способность выражать мысль вербально, убеждать и вести за собой тесно переплетается с сутью ЭИ и влиянием на других», — говорит он.

Здесь понадобится, конечно, элемент самоуправления. Он в том, что приходится контролировать собственные чувства, например, нервозность. К тому же практика публичных выступлений поможет вам понять, каков ваш собственный стиль и какая аудитория наиболее предпочтительна для вас. Например, серьезный и склонный к анализу человек должен выбирать аудиторию, перед которой не требуется лезть из кожи вон, чтобы казаться остроумным.

Быть может, это покажется неожиданным, но публичные выступления способны помочь вам настроиться на других. «Подстраиваясь к аудитории, вы начинаете сопереживать, понимать, какие надо задавать вопросы», — говорит Клеммер.

Вы учитесь больше думать о других и меньше о себе. Хороший рассказчик настроен на аудиторию, а вы учитесь «извлекать» слушателей из их исходного состояния и вести их туда, куда хочется вам. Это очень важные навыки для любого управленца.

Практикуйте йогу и медитацию

В основе эмоционального интеллекта лежит сосредоточение, что в свою очередь является основой йоги и медитации. Обе эти дисциплины акцентируют внимание на дыхании как инструменте достижения расслабленного сознания, концентрации и беспристрастности. Стресс, страх, беспокойство и другие негативные чувства ослабляют концентрацию и способность принимать решения. Мозг в условиях стресса работает иначе в буквальном смысле.

Вообразите озеро. В ясный солнечный день вы сможете увидеть дно сквозь толщу воды. А теперь вообразите шторм на озере. Из-за волн не видно дна. «Когда вы переживаете стресс, большая часть вашего мозга не может нормально функционировать, — говорит Бояцис. — Именно поэтому медитация столь важна; она способствует динамичной работе мозга. Когда вы спокойны и счастливы, — продолжает Бояцис, — вы гораздо эффективней действуете, можете обрабатывать сложные понятия, воспринимать вещи в более широком смысле, вы более открыты новому опыту и способны решать многоцелевые задачи. И все с точностью до наоборот, если вы переживаете стресс».

Когда вы испытываете стресс или вами овладевают негативные эмоции, вы склонны быть реактивным — то есть действовать под влиянием негативных импульсов. Медитация и йога тренируют вас замечать мысль или чувство, но не действовать под их влиянием. Скажем, вы начинаете принимать сложную позу из йоги и все, о чем вы думаете в этот момент — как это трудно, а ваше внимание поглощено сопротивлением ваших мышц (что только усиливает это сопротивление). Инструктор по йоге мог бы вам посоветовать на этом этапе вспомнить, как ваши мышцы были свободны и расслаблены при принятии предыдущей, более простой позы и попросить вас постараться испытать то же самое и в этой, более сложной позе. Одни мысли об этом могут изменить ваши ощущения дискомфорта на более приятные. Автоматическое замыкание нежелательных реакций принесет свои плоды на работе и дома.

Пройдите курс занятий по импровизации

Актерская импровизация основана на слушании и «обработке» аудитории. «Таких навыков явно недостаточно у сотрудников, — говорит Чет Хардинг, один из основателей Дома импровизации. — В корпорациях преобладают такие примерно установки: «да, я выслушаю, но все равно буду руководствоваться своей собственной идеей», или «делаю вид, что слушаю, но на самом деле жду, когда собеседник закончит, и я начну говорить сам». Чтобы продемонстрировать силу ЭИ и развить его у служащих компании, Дом импровизации предлагает специальный тренинг. «Наш тренинг показывает, как вместе удается найти идею лучшую, чем в одиночку. В конце занятия, — говорит он, — участники разыгрывают сцену. Становится очевидно, что идея создается не одним человеком, и лучше, чтобы каждый мог внести свой вклад.

Со стороны это упражнение может показаться немного... да, глупым. Но обращающиеся новые клиенты подтверждают его эффективность. Одно из первых упражнений о мощном влиянии «да»: участники в кругу меняются местами, позволяя или не позволяя другому занять свое место. Дело в том, что если кто-то говорит «да», он должен быстро найти другое место до того, как человек, которому он сказал «да», займет его место. Хардинг говорит, что люди вскоре вырабатывают стратегию, причем одна из них формируется особенно быстро: «Если ты мне скажешь “да”, я наверняка вернусь к тебе. Но я не вернусь, если ты скажешь “нет”, потому что только потеряю время».

Кроме этого, уроки также включают манеру говорить «нет» (если это требуется). «Иногда приходится говорить “нет”, но очень важно, как именно вы это говорите». Он приводит пример компании-производителя энергетического напитка Red Bull, давнишнего клиента Дома импровизации. Вместо того чтобы сказать «Нет, его там нет» потенциальным покупателям, беспокоящимся о высоком содержании кофеина в напитке, можно ответить: «Я слышал, что много, но оказывается, что кофеина там не больше, чем в чашке кофе».

Другое упражнение демонстрирует «губительные расспросы». Участники быстро убеждаются, что, когда свободный полет мысли прерывается вопросами с подтекстом «это не будет работать», идеи быстро умирают, не успев расцвести. Все это требует слушания, сопереживания, гибкости и прочих навыков межличностного общения.

Упражнения по импровизации показывают то, что не всегда очевидно и то, что придает эмоциональному интеллекту важность, поскольку люди нуждаются друг в друге. «В одиночку вы не достигнете в жизни многого», — резюмирует Бояцис.


Diann Daniel. Soft Skills for CIOs and Aspiring CIOs: Four Ways to Boost Your Emotional Intelligence. CIO Magazine. August 15, 2007


Что такое эмоциональный интеллект и социальные навыки?

Эмоциональный интеллект и социальные навыки можно определить по-разному, в зависимости от того, с кем вы говорите. Термин «социальные навыки» более широкий и менее официальный. Социальные навыки дополняют более конкретные технические навыки. Это межличностные и внутриличностные навыки, включая дружелюбие, коммуникабельность, убедительность, этикет и все промежуточные понятия.

Эмоциональный интеллект — это, главным образом, научное определение социальных навыков. Это и противовес, и дополнение интеллектуальным, или когнитивным аспектам интеллекта. И интеллектуальный, и эмоциональный интеллект — это аспекты деятельности мозга, но ученые приходят к выводу, что эмоции влияют на все — от интеллекта до жизненного опыта — гораздо сильнее, чем предполагалось ранее.


Компоненты эмоционального интеллекта

Самоосознание: быть внимательным к настроению, эмоциям и мотивам других.

Саморегуляция: способность контролировать негативные порывы и настроение и думать, прежде чем действовать.

Эмпатия: способность влезть в чужую шкуру.

Навык общения: способность выстраивать взаимоотношения и управлять имии влиять на других.

Мотивация: скорее внутренние стимулы, чем внешняя мотивация, обусловленная, например, повышением зарплаты.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями