В последние годы объемы строительных работ росли на 10-15% в год, что в два раза ниже темпов начала 90-х.

В последние годы объемы строительных работ росли на 10—15% в год, что в два раза ниже темпов начала 90-х. Из освоенных крупными и средними строительными организациями (которых в отрасли большинство) в 2006 году средств (1148,3 млрд. руб.) около 10% пришлось на долю государственных и муниципальных компаний.

В 2007 году ситуация существенно изменилась: по данным Росстата, в январе—августе было произведено строительных работ на сумму 1811,5 млрд. руб., что составляет 124,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В первом полугодии введено в эксплуатацию 231,2 тыс. квартир, что составило 134,8% к соответствующему периоду предыдущего года.

Среди субъектов Российской Федерации наибольшие объемы жилищного строительства осуществляются в Москве и Московской области (здесь введено по 11,1% от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом), Краснодарском крае (7,9%), Санкт-Петербурге (4,8%), Республике Татарстан (4,4%), Ростовской области (3,4%), Республике Башкортостан (3,3%), Тюменской области (2,9%). На эти регионы приходится 48,9% общего объема жилья, возведенного в первом полугодии 2007 года.

Продолжался и рост объемов индивидуального жилищного строительства. Население за счет собственных и заемных средств возвело 72,9 тыс. жилых домов общей площадью 10,4 млн. кв. метров, что составило 139,4% к первому полугодию 2006 года. Доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного жилья составила в среднем по России 49,3%, а в некоторых республиках и областях превышает 70%.

Вторым после жилой недвижимости доходным сегментом, по мнению экспертов, являются офисы, затем идут торговые площади, склады и, наконец, гостиницы. В последнее время внимание строителей переключилось с городов-миллионников на полумиллионники, а также на города с населением 200—300 тыс. человек. В регионах активнее всего развивается строительство торговой недвижимости, где средняя ставка доходности наиболее высока.

Основными факторами, сдерживающими деловую активность строительных организаций, являются высокие налоги, неплатежеспособность заказчиков, высокая стоимость материалов, конструкций и изделий, а также конкуренция, которая обусловливает высокий порог вхождения на рынок. Следующий по значимости фактор — недостаток квалифицированной рабочей силы. Еще одним фактором влияния называют высокий процент коммерческого кредита. Значимость факторов в последние годы изменилась: неплатежеспособность заказчиков отошла на второй план, уступив место налогам, а нехватка и изношенность машин и механизмов стала практически незначимой, что, вероятнее всего, является следствием роста доли инвестиций в развитие производственной базы относительно общего объема средств, инвестируемых крупными и средними строительными организациями в свое развитие. Непрерывно растет значимость только одного фактора — недостатка квалифицированных кадров.

По мнению представителей отрасли, сейчас наблюдается стабилизация состояния, рынок близок к насыщению, конкуренция велика и текущее состояние в обозримом будущем существенно не изменится. Конкурентная борьба ведется преимущественно нерыночными методами, которые различаются в зависимости от региона, а также видов строительных материалов. Уровень территориальной распределенности средних и малых компаний невелик, производство носит локальный, компактный характер. Это не относится к крупным девелоперам и компаниям, производящим строительные материалы, — там ситуация обратная: предприятия в основном территориально распределенные. Соответственно, поставщики сырья и комплектующих могут быть как сильно удалены от мест переработки (цепочки поставок длинные); так и находиться в непосредственной близости от предприятий.

Зависимость от ИТ

В последние годы строительный рынок и смежные сферы (производство бетона, кирпича, щебня и т.д.) находились на подъеме. Бизнес значительно укрупнился, компании расширяли свою экспансию на существующие рынки, издержки начали расти пропорционально росту бизнеса, возникли проблемы информационного обмена как внутри компаний, так и между поставщиками и заказчиками.

Появление филиальной сети, рост числа заказчиков и реализуемых одновременно проектов привели к тому, что привычные методы управления уже не справляются со стоящими перед компанией задачами. Все более широкий круг строительных компаний приходит к использованию ИТ именно для поддержки процесса управления в целом — к внедрению комплексных систем управления. Особый интерес к системам автоматизации проявляется еще и потому, что в строительстве довольно низкая маржа и необходимо изыскивать все новые и новые ресурсы для снижения себестоимости работ и повышения эффективности управления. В связи с этим следует ожидать роста инвестиций в ИТ.

В оценке того, насколько отрасль зависима от ИТ, участники рынка расходятся. Некоторые считают, что без роботизации и автоматизации развитие отрасли невозможно. Другие полагают, что отрасль не является сильно зависимой от ИТ, и предприятия не рассматривают информацию как ресурс № 1, поскольку главное в строительстве — связи и заказы, наличие оборотных средств (финансов), квалифицированные кадры, отлаженная технология производства.

Тем не менее участники рынка признают, что качественные изменения в организации и управлении строительством и компаниями вряд ли возможны без информационных технологий. Например, Евгений Новак, генеральный директор компании «Импульс-ИВЦ», считает, что многие неэффективные строительные компании сегодня спасает отсутствие надлежащей конкуренции, позволяющее быть рентабельными при слабом управлении и слабой информатизации, поскольку себестоимость — какой бы высокой (по сути неэффективной) она ни была — пока покрывается нужными объемами.

«Лоскутный» этап автоматизации, когда ИТ финансировались по остаточному принципу, а потому внедрялись лишь для поддержки отдельных бизнес-процессов, пройден. Но по количеству внедрений корпоративных информационных систем строительная индустрия отстает от других отраслей, при этом внедренные системы затрагивают в основном процессы бухгалтерского и налогового учета. Автоматизация этих направлений является базовой, как и внедрение САПР, автоматизация сметной деятельности (она строго регламентирована на государственном уровне и поддерживается специализированным программным обеспечением), управления снабжением, управления проектами.

Строительство — в высшей степени проектная деятельность, и именно в ней лежат корни дисциплины «управления проектами». Под управлением проектами в строительстве сегодня иногда понимают календарное планирование, расчет необходимых ресурсов для определения расходной части бюджета и отслеживание исполнения проекта по «реперным» точкам.

«Современным компаниям необходимы мощные каналы Internet, потому что много информации, как по заказам, так и по закупкам, сейчас идет с использованием Internet-технологий, и качественный во всех отношениях корпоративный сайт, поскольку современная аудитория во многом судит о компании по ее сайту, — считает Новак. — Даже если стройкомпания и не использует какое-то специализированное программное обеспечение, ей требуется нормальная локальная сеть, хорошая УАТС, корпоративная почта, общие ресурсы, ведь строительство — проектная, а значит, во многом коллективная деятельность. Разумеется, также требуется оборудование для создания ИТ-инфраструктуры».

Бизнес-решения

Строительный процесс разнообразен, поэтому здесь требуется интегрированное взаимодействие целого ряда программных продуктов — от управления проектами до управления специфическими видами деятельности. Интегрировать что угодно с чем угодно практически невозможно, да и стоимость интеграции большого количества разнородных продуктов может быть слишком высока. Поэтому большинство поставщиков идут по пути создания вертикальных отраслевых решений (Real Estate & Development).

Поставщикам ERP и их партнерам есть что предложить строителям и производителям стройматериалов. Большинство имеющихся на рынке комплексных систем или модулей систем для управления строительством охватывают управление снабжением, затратами, договорами, бухгалтерский учет (иногда с возможностью интеграции с продуктами других компаний), управление кредитами, бюджетирование. Сметная деятельность осуществляется, как правило, в рамках специализированных программных продуктов, и большинство комплексных систем имеет механизмы интеграции с ними.

Аналогичным образом обстоит дело и с управлением проектами: почти все системы имеют либо собственный модуль, реализующий соответствующий набор функций, либо допускают интеграцию с такими распространенными продуктами, как, например, Microsoft Project и Primavera. В частности, готовое ПО сторонних производителей используют для решения локальных задач системы Business Control и Microsoft Dynamics AX. Система управления предприятием Business Control предлагает свои решения в комплексе с системой управления проектами компании Primavera и сметными программами Smeta.ru и «Гранд Смета», Dynamics AX позволяет интегрироваться с системами бизнес-планирования Plan Designer, Comshare и Geac и с инструментарием управления проектами Microsoft Project.

Популярностью у строителей пользуются такие системы, как «1С: управление производственным предприятием 8», Microsoft Dynamics и «Парус». Присутствуют и решения на базе систем других производителей, например, SAP Business One, «Галактика ERP», «Компас Элит», бизнес-систем Alfa, SIKE ERP, ИСКС «Интегратор», «ТБ.Корпорация», infor:COM, iScala и др. Среди систем автоматизированного проектирования объектов строительства наибольшей известностью пользуется AutoDesk.

Активное внедрение ERP-систем началось два-три года назад. ERP-проекты нацелены на оптимизацию бизнес-процессов, формирование необходимой технической и справочной информации по объектам производства и предприятия в целом, снижение непродуктивных издержек, систематизацию взаимоотношений с субподрядчиками, сбор отчетности, автоматизацию управления закупками и запасами, ресурсами предприятия в целом.

В последнее время все более актуальными становится внедрение функций бюджетирования, управленческого учета, CRM, управления кадрами, построения системы электронного документооборота, объединяющей движение проектно-конструкторской, финансовой, управленческой документации, планирование и оптимизация производства, автоматизация транспортной и производственной логистики, управление ремонтами оборудования и основными фондами.

Все чаще возникает потребность автоматизировать процесс управления инвестиционными проектами, подразумевающий решение комплекса задач — от стадии планирования инвестиционного проекта до стадии контроля и анализа его реализации.

Одним из ключевых элементов концепции лидерства в обслуживании клиентов является внедрение принципов CRM в повседневную работу: интеграция с Internet-сайтом компании; автоматизация рутинных операций; сокращение сроков реагирования на запросы клиентов; консолидированная аналитика.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями