Медицина затрагивает всех без исключения граждан. Болезни, возраст, недомогания имеют прямое влияние на экономику государства. Проблемы, обусловленные плохим лечением, формальным отношением к пациентам, отсутствием лекарств, а, подчас просто невозможностью найти нужную информацию, вызывают социальную напряженность.

Напротив, высокое качество лечения, его доступность, в том числе и в отдаленных местах, само по себе способно сгладить социальные проблемы.

Достигнуть позитивного социального эффекта невозможно, не обеспечив достойные условия труда самих врачей и обслуживающего персонала, не изменив работу лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), не наладив простые и понятные процессы их финансирования и контроля.

С этой точки зрения трудно переоценить внедрение в лечебные, административные и управленческие процессы новых, построенных на базе ИТ методологий и принципов предоставления и учета медицинских услуг.

Вот перечень первоочередных задач, решение которых сразу и резко повысит качество жизни граждан: уменьшение очередей, обеспечение возможности поиска лекарственных средств, сокращение срока ожидания первоочередной помощи, повышение доступности лечения, в том числе в отдаленных местах, упрощение процесса «обоснования» своего права на лечение, то есть исключение зависимости от наличия страхового полиса и т.п.

Для повышения качества работы медиков необходимо минимизировать «писанину», улучшить информированность, обеспечить информационный инструментарий лечебного процесса: доступность лабораторных исследований, возможность удаленных консультаций по сложным вопросам, доступность полной информации по истории болезни пациента, экстренную доступность витальной информации пациента (противопоказания, перенесенные заболевания, группа крови и пр.), автоматизацию назначений на основе медико-экономических стандартов.

Мы считаем, что можно реально добиться увеличения зарплаты врачам и среднему медицинскому персоналу, если повысить рентабельность медицинского учреждения, организовав его деятельность как хозяйствующего субъекта. Важнейшим косвенным эффектом этого станет повышение уважения и доверия к профессии.

Сегодня необходим комплексный подход к решению задач регионального здравоохранения с учетом реального опыта создания медицинских информационных систем, начиная с федерального и регионального уровня и заканчивая автоматизацией фельдшерско-акушерских пунктов и автомобилей скорой помощи.

Основой комплексных информационных систем является информатизация первичного звена — лечебно-профилактических учреждений. Функциональность медицинских информационных систем (МИС), полнота учета первичной информации, степень интеграции с различными информационными ресурсами здравоохранения и обязательное медицинское страхование определяют эффективность информатизации отрасли.

Информатизация региональной медицины

Автоматизация отдельных функциональных процессов в медицинском учреждении привела к перенасыщению не связанными между собой системами, дублированию функций, сделала практически невозможной их интеграцию. Достаточно широко автоматизированы в регионах Российской Федерации взаиморасчеты между медицинскими учреждениями и страховыми медицинскими организациями за оказанные медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию, персонифицированный учет выписки рецептов и отпуска лекарств в системе дополнительного лекарственного обеспечения граждан согласно федеральному закону № 122 о монетизации льгот, диспансеризация населения в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье».

Что касается автоматизации взаиморасчетов, то некоторые регионы уже в 1994—1996 годах приняли соответствующие стандарты, но на федеральном уровне, из-за отсутствия единой нормативной базы, приняты только стандарты информационного обмена при межтерриториальных расчетах за медицинскую помощь. Это наложило отпечаток на формирование рынка программных средств, применяемых в обязательном медицинском страховании (ОМС) — он крайне разнороден, имеет региональную специфику. Фактически полноценного рынка программ не существует, имеется лишь много уникальных и не совместимых между собой решений.

Несколько иначе дела обстоят в системе дополнительного лекарственного обеспечения. На этапе формирования единой нормативной базы в конце 2004 года были приняты стандарты взаимодействия участников системы. Они активно развивались, что привело к консолидации рынка программных решений и способствовало распространению нескольких лучших сертифицированных программ. Стандартизация коснулась взаимодействия участников при получении Федерального регистра льготников Пенсионного фонда России, обмене реестрами выписанных рецептов и отпущенных лекарственных средств, регламентации централизованной обработки данных и информационного взаимодействия, типизации требований к информационной системе государственной программы дополнительного лекарственного обеспечения, сертификации разработчиков информационных систем для нее на основе утвержденных регламентов и форматов информационного взаимодействия ее участников.

В регионах требуется перейти от фрагментарных систем к комплексным медицинским информационным системам на уровне медицинского учреждения, решающим все задачи его информационного взаимодействия с территориальным фондом ОМС, территориальным органом управления здравоохранением, страховыми медицинскими компаниями. Для этого требуются стандарты взаимодействия медицинских информационных систем с системами внешних организаций. Только таким образом можно избавить медицинское учреждение от необходимости иметь нескольк информационных систем, дублирующих друг друга и требующих лишних затрат на сопровождение. Каждый региональный участник — поликлиника, стационар, специализированное медицинское учреждение, территориальный орган управления здравоохранением, страховая медицинская организация, аптека, фармацевтическая организация, территориальный фонд обязательного медицинского страхования — должен иметь свою интегрированную систему, свой «слой пирога». Взаимодействие должно осуществляться через региональный центр медицинской информации.

Сейчас в регионах существуют вертикальные решения отдельных ведомств (например, регистр врачей Росздравнадзора), включающие подсистемы для участников и реализующие узкоспециализированный функционал. С этими решениями медицинская информационная система должна интегрироваться.

Она должна также интегрироваться с региональной системой классификации и кодирования информации, региональной системой учета граждан, обеспечивать передачу персонифицированной информации по медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение, в соответствующий территориальный центр медицинской информации (или в медицинский информационно-аналитический центр) для мониторинга, аналитической обработки информации и принятия управленческих решений, и в страховые медицинские организации для расчетов за оказанные медицинские услуги по обязательному или добровольному медицинскому страхованию (ОМС или ДМС).

Таким образом, основной девиз региональной информатизации здравоохранения можно сформулировать так: «От графских развалин к слоеному пирогу».

Автоматизировать и управлять

Рынок медицинских информационных систем в России начинает динамично развиваться. Эксперты пророчат ему большое будущее. Выставки по информатизации здравоохранения собирают все большее количество участников и еще большее число посетителей. Старт приоритетного национального проекта «Здоровье» привлек в отрасль новые инвестиции. Тот факт, что из этих инвестиций пока редко выделяются средства на информационные системы и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), можно объяснить инерцией руководителей, все еще не понимающих возможностей ИКТ, требований времени, не прислушивающихся к потребностям медиков и управленцев, работающих в конкретных медицинских учреждениях.

Сегодня медицинское учреждение имеет достаточно сложную организационную структуру, часто территориально распределенную. Оно использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы — штат специалистов, медицинское оборудование, помещения, материалы для выполнения сложной системы обязательств перед заказчиками медицинских услуг в рамках бюджетного финансирования, обязательного и добровольного медицинского страхования, платных услуг.

При оказании медицинских услуг лечебно-диагностического характера необходима автоматизация всего комплекса учетных операций на рабочих местах в регистратуре учреждения, на рабочих местах врачей, вспомогательного медицинского персонала, в лабораториях, при проведении инструментальных обследований. Учетные операции должны обеспечивать связь медицинских услуг с ресурсами, привлекаемыми для их оказания, и проверку соответствия обязательствам медицинского учреждения.

Наиболее автоматизированы в медицинских учреждениях взаиморасчеты с заказчиками, включая расчет стоимости лечения, формирование счетов, прием оплаты, работу с отказами.

Основная тенденция в настоящее время смещается от автоматизации первичных учетных процессов и отчетности к автоматизации работы врачей и к управлению учреждением на основе оперативного мониторинга достоверных данных учета деятельности и анализа работы руководства.

Функциональная полнота

Принято считать, что медицинская информационная система эквивалентна электронной истории болезни. Это не так. Медицинское учреждение — прежде всего предприятие, и процесс оказания медицинской помощи похож на сложное производство. Как у любого предприятия, здесь есть трудовые, материальные и финансовые ресурсы, планирование, контроль выполнения работ, взаиморасчеты и управление.

Информационная система приносит максимальную пользу, если она поддерживает реальные потоки информации медицинского учреждения. На наш взгляд, их два: информация в технологическом цикле предприятия и информация для процесса управления и контроля изменений. Первый поток составляют данные для ежедневной работы: о графике работы сотрудников и остатке материалов в аптеке, о заключенных договорах, поступивших пациентах, проведенных операциях и выставленных счетах. Второй — это данные для руководителя: насколько лучше или хуже стало работать учреждение и почему.

Для ежедневной работы медицинского учреждения медицинская информационная система должна содержать общие для всех производственных предприятий модули с кастомизацией под здравоохранение — планово-экономический отдел, отдел ведения договоров, финансовая служба, отдел кадров, материальные службы, аптека, старшие сестры отделений. В число специфичных для медицины входят, во-первых, модули для регистратуры и приемного отделения, бюро госпитализации и иных служб планирования медицинской помощи, обеспечивающие регистрацию пациента и идентификацию его программы страхования, запись на прием к врачу или выделение ресурса коечного фонда стационара. Во-вторых, это модули для врачей, медицинских, процедурных и постовых сестер, непосредственно оказывающих медицинскую помощь, либо операторов, вносящих в систему сведения об оказанной помощи на основании рукописных документов. Для врачей обеспечивается ведение и авторизованный доступ к электронным медицинским записям пациента — электронной карточки амбулаторного пациента или электронной истории болезни стационарного больного. Врачу обеспечиваются средства для быстрого автоматизированного формирования протокола осмотра на основе различных специализированных справочников, гибкие средства описания диагнозов, регистрация сделанных назначений. В-третьих — модули взаиморасчетов по обязательному или добровольному медицинскому страхованию или договорам.

В результате будут автоматизированы все этапы технологического цикла медицинского учреждения.

Не менее важно поддержать в информационной системе, как уже говорилось выше, и работу руководителей медицинского учреждения. Им нужна аналитическая информационная система, которая позволит видеть итоговые характеристики работы и быстро разворачивать их до необходимой степени подробности.

Кроме этого, медицинская информационная система должна поддерживать интеграцию с медицинским оборудованием, средствами идентификации: врача — на основе биометрической информации или профессионального идентификационного носителя, пациентов — на основе идентификатора лицевого счета гражданина в системе здравоохранения на полисе ОМС или социальной карте; поддерживать подключение информационных киосков для доступа граждан к справочной и медицинской информации.

В последнее время особую актуальность приобретают информационные системы, связанные с телемедициной.

Лечение на расстоянии

Телемедицина переживает на отечественном рынке медицинских услуг период становления. Основной целью телемедицины является предоставление медицинской помощи необходимого качества и объема точно в то время, когда это необходимо врачу или непосредственно пациенту, вне зависимости от их территориального и географического места расположения.

Использование телекоммуникационных технологий, мобильного доступа к информационным ресурсам сделало возможным оказание медицинских услуг дистанционно.

Процесс согласования и собственно телемедицинского консультирования сопровождается передачей заявок, выписок, медицинских изображений, заключений, юридических и финансовых документов между участниками. Весь этот функционал должен обеспечиваться комплексной медицинской информационной системой. Важным элементом региональной телемедицинской системы, обеспечивающим взаимодействие между учреждениями, является региональный центр медицинской информации.

Из телемедицинских приложений наибольший интерес представляют мобильные телемедицинские комплексы.

Оборудование, входящее в комплекс, имеет общеприменимый интерфейс и обеспечивает вывод данных в формате, пригодном для дальнейшей обработки, накопления, передачи через стандартные телекоммуникационные сети.

Мобильные телемедицинские комплексы применяются в оперативно развертываемых лечебно-профилактических пунктах, лечебных учреждениях, требующих оперативного технологического подкрепления или расположенных в удаленных, труднодоступных населенных пунктах.

В зависимости от профиля оказываемых медицинских и профилактических услуг телемедицинские комплексы оснащаются необходимыми комплектами электронных медицинских приборов для диагностирования, сбора и анализа первичных данных. Все сведения заносятся в единую специализированную МИС для последующей обработки, передачи по каналам связи и хранения данных.

С помощью мобильных телемедицинских комплексов можно легко и быстро осуществлять мобильную диагностику, организовать работу мобильной поликлиники (поддержка электронной истории болезни, электронной медицинской карты пациента; выписки, направления, результаты анализов, рецептура и т.п.), мобильной скорой помощи, оперативно развернутых или удаленных госпиталей, телеконсультаций со специалистами.

Мобильные комплексы полезны специалистам широкого профиля и различного уровня подготовки. В качестве программного обеспечения используется медицинская информационная система, поддерживающая весь требуемый функционал рабочего места врача, интегрированного с используемыми медицинскими приборами.

Мобильные комплексы функционируют в автономном режиме, накапливая информацию о проведенных приемах и мероприятиях, с последующим анализом данных в стационаре или поликлинике и архивацией данных в центре обработки данных (головном или стационарном телемедицинском центре), а также поддерживают в режиме он-лайн контакт медицинских сотрудников на выезде и специалистов, находящихся в стационаре.

Интеллектуальной основой телемедицинских комплексов являются медицинские информационные системы. Именно они интегрируют и хранят все данные, позволяют искать и анализировать нужную врачу информацию. В настоящее время оптимальным можно считать комплексное решение — МИС в консультационном центре в сочетании с мобильным комплексом.

Эффект от внедрения МИС

Внедрение медицинской информационной системы, особенно когда информатизация в регионе осуществляется комплексно, приводит, во-первых, к росту доверия населения к реформам за счет повышения качества лечебно-диагностического процесса, активного включения пациента в процесс лечения, доступности электронной истории болезни пациента при лечении в любом медицинском учреждении, возможности предоставления квалифицированной медицинской помощи в удаленном режиме, создания для граждан механизмов контроля за оказанием медицинской помощи и лекарственным обеспечением. Во-вторых — к повышению эффективности работы врача за счет снижения нагрузки (исключение рутинных учетных операций и бумажной отчетности), широкого использования медико-экономических стандартов, справочников, экспертной информации. В-третьих — к созданию экономической системы управления медучреждением на основе предоставления информации главным врачам и региональным властям для контроля себестоимости медицинских услуг, формирования обоснованной тарифной политики. В-четвертых — к развитию управления системой здравоохранения на основе мониторинга ресурсов здравоохранения, способного обеспечить переход от статистической информации к информации оперативного первичного учета.

Культурный эффект от внедрения МИС

Аналогично тому, как дороги не только приводят к экономии средств, но и меняют стиль жизни в обществе, информационные системы приносят не только экономический эффект, но и изменяют к лучшему внутреннюю атмосферу медицинского учреждения. В итоге создается информационный комфорт для сотрудников. Теперь они не занимаются поиском необходимой информации, а имеют ее под рукой. Укрепляется корпоративный дух, сотрудники чувствуют себя частью единой корпорации, более остро ощущают, что от их работы зависит работа других. Изменяются отношения между отделами и между сменами. Возникает большая ответственность за мнения и решения. Раньше врач мог сказать: «У нас больше стало тяжелых больных, поэтому, я считаю, надо сделать то-то и то-то»; другой врач мог ему возражать, что, на его взгляд, количество тяжелых больных не увеличилось, просто они стали дольше лежать. Теперь подобные споры невозможны, потому что вся информация опубликована и доступна всем сотрудникам. Поэтому управленческие решения становятся более продуманными и ответственными.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что эффективное управление медицинским учреждением, так же как и эффективное управление лечебным процессом, требует не только опыта и интуиции, но и постоянного анализа большого объема профессиональной информации. Сегодня лечебное учреждения без информационных систем похоже на «графские развалины» — всего много и вперемешку. Основная задача МИС — помочь нашей медицине перейти к модели «слоеного пирога».


Сергей Купцов — генеральный директор компании «РегионКом», SKuptsov@regioncom.ru

Геннадий Орлов — руководитель департамента информационно-аналитических систем компании «РегионКом», GOrlov@regioncom.ru


Возможности мобильного телемедицинского комплекса

Вот далеко не полный список возможностей комплекса:

  • Проведение базового поликлинического консультационного обследования пациента
  • Снятие медицинских данных с пациента, без вмешательства в его организм
  • Технологическая поддержка врачебного персонала при диагностике пациента
  • Присоединение любых дополнительных медицинских приборов и оборудования с интерфейсами USB/RS232/ LPT
  • Организация видеоконференций
  • Работа с документами в электронном виде
  • Передача электронной почты
  • Работа через сети — спутниковые, наземные (IP) , GSM/CDMA.