Опрошенные нами эксперты сходятся во мнении, что после перехода предприятий в руки негосударственных акционеров в их ИТ-службах произойдут серьезные изменения. Ключевыми тенденциями станут увеличение инвестиций в ИТ, централизация систем и ИТ-служб и использование ИТ-аутсорсинга.

Потребности в ИТ

Новым акционерам предприятий потребуется в кратчайшие сроки взять под контроль приобретенные активы, следовательно, понадобится инструмент для полного и достоверного контроля финансово-хозяйственной деятельности, на это обращает внимание Аркадий Карев, вице-президент по вертикальным рынкам консалтинговой группы «Борлас». Акционер, вкладывающий серьезный капитал в некий актив, обычно имеет план развития актива. Следовательно он будет менять бизнес-процессы предприятия в соответствии со своей стратегией. Это потребует развития ИТ-службы и перевода ИТ на уровень, адекватный задачам бизнеса. К появлению новых требований к ИТ приведет и выход компаний на IPO.

ИТ-стратегия РАО «ЕЭС России» вряд ли кардинально изменится, считает Юрий Данилюк, начальник отдела по работе с корпоративными заказчиками компании «Открытые Технологии»: инициативы в области ИТ, содержащиеся в технической политике (документе, описывающем, какие ИТ-услуги должны быть на предприятиях), безусловно, нужны энергетикам при любом собственнике.

В среднем уровень автоматизации входящих в РАО ЕЭС предприятий достаточно высок, отмечает Александр Чачава, президент компании LETA IT-company. Поскольку стоимость продукта и мощности потребления определяются не энергокомпаниями, то их капитализация в основном зависит от умения снижать издержки и от безаварийности. После реформы основной задачей новых собственников будет повышение прибыльности и капитализации новых активов, и тут ИТ сыграют определяющую роль.

«В любом производстве извечно противостояние финансистов и технологов, — говорит Чачава. — Думаю, что в энергетике технологи останутся у руля, следовательно ИТ будут выстраиваться как сочетание систем АСУ ТП и систем, поддерживающих бизнес-процессы, при этом главенствующую роль будут играть именно технически ориентированные системы, например, класса EAM, а не ERP. Такой подход оправдан в любой производственной компании, в которой показатели производства в конечном итоге больше влияют на деятельность компании, чем на бизнес-процессы».

Чачава считает, что следует ожидать новой волны автоматизации компаний, ставших самостоятельными. Все они пройдут через обновление ИТ-инфраструктуры. ИТ-отделам тоже придется перестраиваться и становиться полноценными подразделениями родной компании, независимыми от РАО ЕЭС.

В отрасли должны быть сделаны серьезные инвестиции в развитие ИТ-инфраструктуры, причем не в «банальные ERP-системы (хотя без них тоже управлять предприятиями сложно, а в сегодняшних условиях даже невозможно), а в создание систем управления рисками», уверен Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК. Поскольку инфраструктура предприятий РАО ЕЭС во многом изношена и зачастую не выдерживает нагрузок, информационные технологии должны помочь новым собственникам научиться прогнозировать риски и управлять ими.

Поскольку генерирующие компании (ОГК и ТГК) перейдут в собственность частных акционеров, каждый из которых будет проводить свою ИТ-политику, то имеющиеся на предприятиях различия в сфере управления ИТ сохранятся, считает Тимур Гадеев, заместитель исполнительного директора компании «Евроменеджмент» по работе со стратегическими клиентами: «Генерирующие компании будут переходить на единые информационные системы. Ориентация ОГК на зарубежные ERP-системы усилится в связи с привлечением средств зарубежных инвесторов. ТГК, скорее всего, будут использовать отечественные решения. Также вероятно, что в ОГК сначала будет внедряться некое единое недорогое решение и уже затем западная ERP-система. Все компании будут решать задачу построения телекоммуникационной сети в рамках ОГК или ТГК. И в ТГК, и в ОГК функции по управлению ИТ-обеспечением бизнеса будут консолидироваться и передаваться на аутсорсинг, в рамках отдельных компаний структура и функции ИТ-подразделений будут унифицированы. В связи с планируемым вводом множества новых генерирующих мощностей значительно возрастет объем задач, связанных с АСУ ТП, которые будут функционировать на новых энергоблоках».

Надежда Прожогина, директор по продажам и маркетингу компании Datastream Solutions CIS, обращает внимание на то, что основными задачами предприятий, вышедших из-под крыла РАО, безусловно станут повышение уровня производительности и снижение производственных издержек. Для этого им потребуется перейти к современным способам управления процессами, и здесь сильные ИТ-службы жизненно необходимы. Как следствие, возрастает влияние ИТ-руководителей на принятие стратегических бизнес-решений.

«Поскольку предприятия энергетической отрасли так или иначе почувствуют необходимость ускорения своих бизнес-процессов, более эффективного управления ресурсами и информацией, развитие ИТ-поддержки пойдет по пути автоматизации бизнес-процессов, внедрения систем учета доходов и расходов, применения решений по управлению производственными активами и основными фондами предприятий», — прогнозирует Прожогина.

Будущее ИТ-служб

«При переходе энергопредприятий в руки негосударственных акционеров ИТ-подразделения, скорее всего, будут реформированы, — считает Сергей Ежов, главный инженер компании «Гроссмейстер». — Развитие автоматизации деловых процессов будет сопровождаться переходом на централизованные архитектуры программных комплексов с построением единого центра обработки данных, обслуживающего всех пользователей энергообъединения. Централизованный подход позволит унифицировать справочники и классификаторы, даст возможность ставить и решать серьезные аналитические задачи. Централизация поможет отказаться от мелких (станционных) групп АСУ и сосредоточиться на подготовке квалифицированных кадров для ЦОД. Это позволит выдержать единые стандарты в области ИТ, связывая воедино подразделения энергообъединений».

Ара Агузумцян, директор по консалтингу компании OXS, полагает, что, скорее всего, единой модели управления ИТ-службами после завершения реформирования отрасли не будет. Каждая компания будет выбирать между развитием собственного ИТ-департамента и аутсорсингом. Чем более напряженной будет организационная и политическая ситуация вокруг предприятия, тем более вероятно принятие решения о развитии собственной ИТ-службы. Организации, для которых информация является стратегическим фактором деятельности (например, операторов коммерческого учета), будут сосредоточены на развитии собственного департамента ИТ.

«Для многих генерирующих предприятий стратегическим вектором развития ИТ станет переход к ИТ-аутсорсингу. При необходимости обеспечения прозрачности затрат для повышения инвестиционной привлекательности и роста требований к уровню ИТ-поддержки бизнеса, усложнения информационных систем и дефицита кадров аутсорсинг — идеальный выход», — отмечает Агузумцян.

«На предприятиях РАО уже запущена программа по внедрению методологии управления ИТ-услугами ITIL/ITSM. Конечно, не все предприятия реализовали или приступили к этим проектам, тем не менее, прогресс очевиден, — делится своими наблюдениями Данилюк. — Наблюдается повышение самостоятельности ИТ-служб в принятии решений в части предприятий генерации и сбыта, что в основном связано с выходом на IPO и привлечением инвесторов. Поскольку сетевые предприятия остаются в собственности государства, они будут вынуждены следовать указаниям ФСК ЕЭС».

«По нашим оценкам, отечественную энергетику ждут еще большая централизация ИТ-служб, их вывод в отдельные дочерние структуры и, возможно, формирование компаний совместно с лидерами российского ИТ-рынка», — говорит Карев.