Эпоха интеграции цепочек поставок своими силами - с расходами, рисками и истощением имеющихся ИТ-ресурсов - заканчивается. Помощь уже на подходе.

Эпоха интеграции цепочек поставок своими силами — с расходами, рисками и истощением имеющихся ИТ-ресурсов — заканчивается. Помощь уже на подходе.

Девять месяцев — примерно столько времени обычно уходит у персонала ИТ-службы компании Agere Systems на налаживание электронных торговых взаимоотношений с крупным поставщиком или клиентом. Девять месяцев на каждого.

«Все уровни интеграции мы проходили самостоятельно, а каждое соединение с очередным поставщиком становилось уникальным в своем роде», — рассказал Крис Моррис, директор по ИТ-инфраструктуре и операциям в Agere Systems — компании, производящей электронные компоненты.

Хуже то, что эти соединения — осуществляемые через электронную почту, Web, более сложные средства электронного обмена данными (EDI) или при помощи общего электронного языка высокотехнологичной отрасли RosettaNet — внутри Agere обслуживались разобщенными и крайне неэффективными процедурами. Снабженцы вынуждены были разыскивать заказы по телефону, факсу и электронной почте или вручную вводить ключевые данные EDI в систему ERP, построенную на базе механизмов Oracle. И в Oracle мало чем могли помочь. По словам Морриса, инструменты Oracle для управления цепочками поставок не поддерживали ни внешнего интерфейса и функций автоматического обслуживания, ни средств построения отчетов, механизмов вычисления показателей эффективности и компонентов управления восстановлением, в которых так нуждалась Agere.

Компании требовался более эффективный путь установления соединений. И он, наконец, появился.

След разорванных связей

Конечно, Моррис не одинок. Работу многих цепочек поставок сегодня замедляет и даже парализует наличие глубоко укоренившихся процедур, выполняемых вручную, и отрыв корпоративных систем от систем SCM. По словам Ноа Тоами, аналитика компании Forrester Research, специализирующегося на технологиях управления цепочками поставок и ценовыми решениями, «в настоящее время какой-либо серьезной интеграции между ИТ-средствами производителей и корпоративными системами их поставщиков и клиентов не наблюдается». Слова Тоами подтверждаются результатами проведенного в апреле 2006 года компанией Aberdeen Group опроса, согласно которому в 60 % организаций процедуры, связанные с управлением цепочками поставок, выполняются вручную, с интенсивным использованием электронных таблиц. Они автоматизированы лишь частично и во многом зависят от других программных систем, функционирующих внутри компании.

Короче говоря, нынешнее состояние управления цепочками поставок далеко от совершенства.

Причин разрыва связи с партнерами по цепочкам поставок существует великое множество. ИТ-руководители, к примеру, по-прежнему борются за интеграцию собственных приложений ERP с собственными системами управления поставками, не задумываясь об интеграции с системами своих партнеров. Согласно результатам опроса, проведенного Aberdeen Group в 2005 году, 60% респондентов считали, что полная внутренняя интеграция обеспечит им конкурентные преимущества — если, конечно, удастся наладить успешное управление всем этим.

Таким же образом, каким ранее представители Seagate «предложили» Agere воспользоваться услугами E2open, Крис Моррис, директор по ИТ-инфраструктуре и операциям Agere, «убедил» своих поставщиков и клиентов перейти на услуги E2open, расписав тот выигрыш, который в результате получат обе стороны

Внутренние корпоративные системы в большинстве компаний не поддерживают внешние службы управления цепочками поставок, которые должны работать в режиме реального времени и осуществлять обмен информацией со множеством приложений. Кроме того, они не отличаются гибкостью. «Внести какие-либо изменения в унаследованные системы ERP или SCM так же трудно, как прошибить бетонную стену», — сетует Бет Энслоу, старший вице-президент Aberdeen Group по корпоративным исследованиям.

Впрочем, если ИТ-руководители полагают, что им удастся связать множество внешних систем, что у них появятся для этого деньги и персонал и что телекоммуникационные протоколы типа EDI и RosettaNet будто по мановению волшебной палочки помогут им интегрировать информацию цепочек поставок, то они ошибаются. Поздно. Этой эпохе пришел конец. В одном из отчетов Forrester утверждается, что почти 60% организаций не получили ожидаемой окупаемости от своих технологических решений управления цепочками поставок.

«Традиционный электронный обмен данными и сети, приносящие добавленную стоимость, мертвы», — отметил Бенуа Лере, руководитель подразделения Gartner, занимающегося вопросами разработки приложений, интеграции и Web-технологий.

Для многих ИТ-директоров это действительно очень плохие новости.

Новый способ интеграции

К счастью, надежда на интеграцию информации систем управления цепочками поставок не умерла вместе со старыми, наспех сплетенными сетями. Как выяснили специалисты Agere и других компаний, существует целая категория предложений независимых компаний, которые успешно подменяют традиционные сети с дополнительными возможностями услугами хостинга программ управления цепочками поставок, которые предоставляются по запросу и предусматривают интеграцию с внутренними системами клиента. Компании, работающие на этом развивающемся рынке, — E2open, GXS, Inovis и Sterling Commerce — предлагают единую точку обмена данными (с использованием одного из популярных стандартов: EDI, RosettaNet или XML), которая выступает в качестве шлюза при интеграции корпоративных систем и организации взаимодействия между партнерами. Такие компании, как Agere, сейчас могут установить единое электронное соединение со всеми клиентами и поставщиками, применяющими технологии E2open. Еще лучше то, что подобная задача может решаться независимыми компаниями. По словам Лере, за последние несколько лет эта новая стратегия очень сильно изменила возможности сетей цепочек поставок, так что компании и ИТ-руководители, не изучившие эти новые службы, имеют «устаревшее представление о состоянии рынка».

Долгое ожидание интеграции

В 2006 году компания IDC провела опрос, чтобы выявить наиболее часто применяемые способы взаимодействия партнеров по цепочкам поставок. Самым популярным средством оказалась электронная почта (ее назвали 88% опрошенных), за ней идут факс (73%), телефон (62%) и обычная почта (59%).

Все эти доступные инструменты избавили многие компании от капитало-вложений в службы B2B, работающие в режиме реального времени. В сентябре 2005 года 75% опрошенных сотрудниками Aberdeen Group представителей компаний с годовым оборотом, превышающим миллиард долларов, отметили, что их приложения управления цепочками поставок ограничивают — а не расширяют — список услуг, которые можно было бы предложить клиентам.

Главная причина такого положения дел, по мнению аналитиков, — это явно недостаточные инвестиции в технологии, поддерживающие глобальное управление цепочками поставок. «Наиболее популярным средством планирования цепочек поставок по-прежнему остается Microsoft Excel, — прокомментировала Энслоу. — Но электронные таблицы не обеспечивают достаточной масштабируемости и не помогают в налаживании взаимодействия — как внутри компании, так и с торговыми партнерами».

Моррис отметил, что более детальное знакомство его подчиненных с процессами управления цепочками поставок при изучении служб E2open помогло ему на многое взглянуть по-другому. И открывшийся вид оказался весьма нелицеприятен. «Мы не понимали, что шли не тем путем», — мрачно вспоминал он. Долгое время средства EDI, на основе которых строилась деятельность Agere, оставались важнейшим компонентом систем многих компаний (согласно исследованию IDC их доля достигала 63%). Но у механизмов EDI имеются свои ограничения. Поначалу стоимость поддержки сетевыми операторами соединений EDI между торговыми партнерами для многих мелких и средних компаний оказывалась неподъемной. И хотя механизмы EDI упрощали электронную передачу информации между партнерами, внутренний обмен данными между системами ERP и CRM оставался невозможным, поскольку приложения и системы разных поставщиков, использовавшие разные сетевые и телекоммуникационные стандарты, были несовместимы друг с другом. Таким образом, при обновлении систем ERP и SCM многие процедуры компаниям приходилось выполнять вручную, а это оказывалось весьма неэффективным и порождало множество ошибок.

Дополнительные трудности были связаны с глобализацией бизнеса. ИТ-руководители должны были поддерживать связь с поставщиками в любой точке земного шара, используя технологические уловки различной сложности и механизмы многопротокольной связи, которые привязывались к внутренним системам. Исследование Энслоу показало, что автоматизация управления глобальными цепочками поставок в крупных корпорациях заметно отстает от того уровня, который характерен для цепочек поставок внутри страны. «Зависимость от весьма сомнительных систем поставщиков, от электронной почты, факсов и телефонных звонков наносит серьезный удар по системам ERP и средствам автоматизации на основе электронных таблиц», — подчеркнула Энслоу.

Исследование показало, что в 90% случаев технологии управления глобальными цепочками поставок не позволяют предприятиям своевременно получать необходимую финансовую информацию.

Хостинг управления цепочками поставок изнутри: подробное исследование

В 2001 году руководство Agere получило предложение, от которого не смогло отказаться. Один из самых крупных клиентов компании — производитель дисков Seagate Technologies настоятельно рекомендовал Agere оформить подписку на услуги E2open. В корпорациях Seagate, IBM и среди других представителей отрасли высоких технологий бытовало мнение, что будущее управления цепочками поставок принадлежит службам E2open. (Начав свой путь как электронная биржа, со временем компания E2open превратилась в поставщика услуг хостинга программного обеспечения управления цепочками поставок.)

К июню 2005 года Agere послушно переключила свой внешний интерфейс системы управления цепочками поставок на E2open, приведя с собой 80 поставщиков компонентов. Таким же образом, каким ранее представители Seagate «предложили» Agere воспользоваться услугами E2open, руководство Agere «убедило» своих поставщиков и клиентов перейти на E2open, расписав тот выигрыш, который в результате получат обе стороны. («Не забывайте, что некоторые наши поставщики гораздо крупнее нас», — указал Моррис, намекая на то, что не мог силой заставить партнеров подписать соответствующее соглашение.)

Теперь сотрудники Agere (и тех торговых партнеров компании, которые подписали соглашение об использовании концентратора E2open) через единственное Web-соединение E2open могли получать более точную и оперативную информацию о характере спроса, а также данные об управлении заказами. Это был большой шаг вперед по сравнению с теми временами, когда процедуры выполнялись вручную, необходимо было передавать факсы, обмениваться электронной почтой и названивать по телефону. К примеру, закупщики в группе снабжения Agere теперь могли гораздо быстрее скорректировать суммы заказов в соответствии с прогнозами, а затем изменить данные об отгрузках во внутренней системе Oracle 11i, прежде чем некорректные сведения станут причиной разночтений. Сотрудники отдела закупок, следившие за прохождением заказов по всему миру, теперь могли своевременно отправлять и принимать заказы. Соответственно, доступная им информация становилась гораздо более точной и оперативной. Многие из процедур, выполнявшихся вручную, ушли в небытие, поскольку поставщик информации теперь автоматически подключался к приложениям ERP Agere через концентратор E2open. С точки зрения перспектив совершенствования бизнес-процессов и организации работы внутренней ИТ-службы экономия оказалась просто огромной.

«Благодаря наличию единой точки подключения компания E2open избавила нас от необходимости проводить интеграцию своими силами, — заметил Моррис. — Многие из проблем отпали сами собой. Теперь за все работы по интеграции отвечала E2open».

В настоящее время компания Agere использует хостинговые службы E2open для прогнозирования, оформления заказов, синхронизации спроса и предложения, а также для обеспечения прозрачности логистических процедур. Из 80 основных поставщиков компонентов, вовлеченных в проект E2open, четверо «полностью интегрированы» в систему. Это означает, что информация о цепочках поставок напрямую поступают из их систем через шлюзы E2open в систему Agere. Эту информацию больше никто не трогает. Система ERP Oracle 11i, развернутая в штаб-квартире Agere, автоматически получает обновленную информацию о складских запасах и прогнозах. При желании сотрудники Agere могут просмотреть на сайте E2open данные о прохождении товаров поставщика и ознакомиться с прогнозами.

Те 76 поставщиков Agere, которые еще не полностью интегрированы в систему, по-прежнему имеют возможность вводить свои данные вручную на настраиваемой Web-странице, размещенной на сервере E2open. Здесь можно получить подробную информацию обо всех транзакциях, заказах и их текущем состоянии. Но даже если поставщики начнут вводить данные на сайте вручную, обработка со стороны Agere все равно будет проводиться в электронном виде, а данные автоматически попадут в систему Oracle Agere. Моррис полагает, что даже если все его поставщики никогда не решатся на полноценную интеграцию, система все равно себя оправдает. Работа с данными в режиме реального времени будет способствовать повышению эффективности. Кроме того, поставщикам и клиентам наверняка понравится возможность сокращения числа ошибок, обусловленных выполнением операций вручную, и более тесная интеграция.

На внедрение системы E2open у Agere ушло девять месяцев. Это была одна из самых удачных сделок в области аутсорсинга и управления цепочками поставок: быстрое внедрение и вполне понятная и предсказуемая окупаемость.

Инвестиции Рона Ванса в E2open оказались «весьма скромными». «Речь не шла о вложении пары миллионов долларов, — пояснил ИТ-директор компании Tyco Electronics. — Сумма сделки составила около пары сотен тысяч долларов».

По словам Ранга Джайарамана, ИТ-директора Hitachi Global Storage Technologies, переход на систему E2open и отказ от собственных разработок помог его компании сократить расходы на 33%.

Освобождение персонала за счет хостинга

Ит-руководителям хочется не только сократить затраты, повысить точность прогнозирования и контроля, но и минимизировать внутренние ИТ-ресурсы на проведение настройки и устранение неисправностей, освободив тем самым персонал для работы над более важными стратегическими проектами.

Джордж Мюллер, вице-президент и ИТ-директор компании Imperial Sugar, специализирующейся на производстве и обработке сахара, посмотрев в 2004 году на работу служб Sterling, обнаружил, что его подчиненным приходится управлять «скорее исключениями, чем каждой транзакцией». У них появилась возможность переключить свои усилия на более прибыльную деятельность.

Джордж Мюллер, вице-президент и ИТ-директор компании Imperial Sugar, специализирующейся на производстве и обработке сахара и имеющей оборот в 800 млн. долл., осуществляет управление заказами и запасами с помощью служб Sterling Commerce. Посмотрев в 2004 году на работу служб Sterling, он обнаружил, что его подчиненным приходится управлять «скорее исключениями, чем каждой транзакцией». У них появилась возможность переключить свои усилия на более прибыльную деятельность. Если прежде команда Мюллера занималась поиском и корректировкой транзакций-исключений, которые оказывались в так называемой «корзине редактирования и коррекции», то теперь благодаря заметному сокращению числа подобных исключений и упрощению их идентификации, сотрудники ИТ-службы могут заняться разработкой и оформлением запросов на расширение возможностей системы, а это приносит больше дополнительной прибыли.

Использование аутсорсинговой интеграции силами поставщика услуг имеет и другие преимущества. Внешняя часть корпоративной системы управления цепочками поставок, находящаяся в ведении поставщика услуг хостинга, позволяет поддерживать связь с использованием самых разных телекоммуникационных протоколов. По словам Джайарамана, способность E2open транслировать информацию с одного языка на другой имеет очень важное значение для Hitachi. Системы компании «понимают» только язык RosettaNet, а ее партнеры в основном используют EDI, XML и SAP iDoc. Средства E2open обеспечивают внешнюю трансляцию с одного языка на другой и одновременно обновляют состояние внутренних базовых систем, куда и поступает информация из корпоративных систем SCM. «Нашим клиентам предоставляется право решать задачи наиболее удобным для них способом», — подчеркнул Мюллер.

Просто, как никогда

По словам Лере, в настоящее время в поле его зрения находится более 85 поставщиков, предлагающих различные услуги, связанные с интеграцией корпоративных систем, в том числе и систем управления цепочками поставок. Лидирующие позиции сегодня занимают компании GXS, Sterling Commerce, Inovis и E2open. По оценкам Лере, нынешние размеры рынка составляют порядка миллиарда долларов.

В первую очередь всем этим поставщикам предстоит преодолеть сопротивление ИТ-руководителей. Согласно опросу, проведенному Aberdeen Group, ИТ-руководителей сегодня главным образом беспокоят вопросы безопасности данных, интеграции решений, предоставляемых по запросу, с внутренними системами компаний, а также опасность возникновения простоев. Кроме того, аутсорсинг приложений управления цепочками поставок снижает шансы на их адаптацию к потребностям конкретных клиентов. «Как ИТ-руководитель я могу решить задачи своими силами, а также передать бразды правления поставщику услуг аутсорсинга» — отметил Мюллер. Однако после изучения предложений Sterling Commerce оптимизма в отношении возможностей своего персонала у него несколько поубавилось. «Реализовать самостоятельно функции EDI и сетевых служб мне вряд ли удастся. — признался он. — То же самое можно сказать и о построении общей системы бухгалтерского учета или центра данных». Другая трудность для поставщиков услуг интеграции связана с привлечением достаточного количества корпоративных клиентов, позволяющего набрать так называемую «критическую массу» поставщиков для каждой системы и торгового концентратора. «Если бы компания E2open не смогла бы набрать критической массы, не знаю, удалось бы ей сохранить свой бизнес или нет», — заметил Моррис.

По иронии судьбы, гибкость и простота интеграции, предоставляемая поставщиками услуг, может сыграть с ними злую шутку, потому что переключиться на услуги другого поставщика дешевле, чем сменить приложение, относящееся к классу традиционных. Переходя на услуги E2open, Ванс колебался недолго. «В конце концов, ничто не мешает мне в любой момент выбрать какой-то иной инструмент для выполнения тех же самых процедур, — пояснил он. — Это всего лишь инструментальное средство, и мы ни в коей мере не привязаны к нему». Хотя ИТ-руководители и не испытывают зависимости от конкретного поставщика, сам новый способ ведения бизнеса с поставщиками и клиентами оказывается гораздо более эффективным. И возвращаться в прошлое никто не хочет. «Вести дела другим способом нам просто неудобно, — подчеркнул Джайараман. — И если мы опять вернемся к факсам, наши сотрудники просто разбегутся. Поэтому оставлять у себя много факсовых аппаратов мы не собираемся».


THOMAS WAILGUM. Integration Liberation. CIO MAGAZINE. OCTOBER 15, 2006


Хостинговое меню систем управления цепочками поставок

Прежде чем подписывать договор на использование служб B2B с новым поставщиком услуг системной интеграции, разумно было бы проанализировать имеющиеся на рынке варианты.(табл.)


Их программы, ваши проблемы

Почему многие крупные корпоративные поставщики не спешат (а быть может, и вовсе не собираются) заняться спасением цепочки поставок?

По словам Бет Энслоу, старшего вице-президента Aberdeen Group по корпоративным исследованиям, некоторые ИТ-руководители ждут, пока поставщики решат за них все технологические вопросы, связанные с организацией управления цепочками поставок. Но ждать им, похоже, придется долго.

Основные разработчики систем ERP не занимаются приложениями управления цепочками поставок, предоставляемыми по запросу. «В числе трехсот различных модулей компании PeopleSoft вы не найдете программного пакета трансляции EDI», — отметил Джордж Мюллер, вице-президент и ИТ-директор компании Imperial Sugar, использующий службы Sterling Commerce для организации управления заказами и запасами. Поставщики систем ERP неохотно проектируют средства системной интеграции, быть может, потому, что это не лучшим образом отразится на их модели ведения бизнеса, подразумевающей продажу ПО, которое устанавливается непосредственно у клиента, и стабильность клиентской базы. В соответствии с новой хостинговой моделью клиенты в любой момент могут «разорвать соединение» и уйти к другому поставщику.

Такие крупнейшие производители корпоративных систем, как SAP и Oracle, с интересом следят за развитием рынка хостинга систем SCM, предоставляемых по запросу, но со своей стороны им предложить пока нечего. «Мы внимательно наблюдаем за рыночным спросом, — сообщил Ханс Талбауэр, вице-президент SAP по решениям, связанным с управлением цепочками поставок, — но предложений, соответствующих модели предоставления приложений по запросу, у нас пока нет».

«К услугам подобного рода мы не проявляем особого интереса, и хороших наработок у нас пока не имеется», — пояснил Джулиан Тротман, директор Oracle по вопросам интеграции корпоративных приложений.

Тем не менее представители SAP и Oracle рассказали об имеющихся у них заделах в данной области, проиллюстрировав свои технические возможности, касающиеся предоставления приложений по запросу. «Эту модель мы постараемся довести до ума в ближайшие три-четыре года, — отметил Тротман. — Ей отводится весьма важная роль в деле дальнейшего развития нашего бизнеса».

Что касается увеличения числа поставщиков систем CRM, предоставляющих программное обеспечение по запросу, появление E2open, GXS и прочих совершенно не беспокоит Талбауэра. «Я не вижу угрозы со стороны этих игроков», — пояснил он.


Доверяй, но проверяй

Имеет ли смысл открывать карты перед поставщиками и клиентами? Все зависит от того, насколько хорошо вы их знаете.

Старый как мир вопрос о доверии возникает вновь, как только хостинговая модель управления цепочками поставок создает условия (и соответствующие стимулы) для предоставления компанией своим поставщикам и клиентам возможности заглянуть за коллективные межсетевые экраны. По мнению Ноа Тоами, руководство большинства компаний чувствует, что повысить качество работы цепочек поставок ему поможет лишь межкорпоративная интеграция. Но как только начинается движение, и шины сцепляются с дорогой, возникает вопрос, какой информацией можно поделиться со своими торговыми партнерами и каким образом интегрировать свои системы с их системами.

Ранга Джайараман, ИТ-директор компании Hitachi Global Storage Technologies согласен с тем, что все эти вопросы необходимо решить до принятия решений об интеграции цепочек поставок. «Между компаниями должно существовать доверие», — подчеркнул он.

Чтобы понять, до каких пор имеет смысл двигаться вперед вместе с поставщиками и клиентами, нужно проанализировать ваши партнерские отношения и сделать соответствующие жесткие выводы. Этот поставщик не очень важен для вас, и можно позволить себе его потерять? Тогда, быть может, лучше вообще прекратить с ним отношения, чем разбираться с теми данными, которые он вводит вручную. Или же, напротив, это ваш крупнейший поставщик? Тут выгодно даже оплачивать его ежемесячные счета, лишь бы он пользовался вашей хостинговой службой. Поддерживает ли поставщик отношения только с вашей компанией или же он снабжает и других клиентов, от которых получает даже более высокую отдачу? В последнем случае он может и не поддаться на ваши уговоры.

Джордж Мюллер, вице-президент и ИТ-директор компании Imperial Sugar, к примеру, пытается помочь одному из своих самых крупных клиентов наладить выполнение базовых транзакций через средства EDI, подключив соответствующий интерфейс к корпоративной системе SAP. Это позволит обеим компаниям сократить объем вводимой вручную информации и заложить основы для интеграции системы управления цепочками поставок с механизмами Imperial в будущем. А поскольку этот клиент очень значим для Imperial, Мюллер не жалеет времени на то, чтобы угодить ему, делая все возможное для того, чтобы система в конечном итоге заработала.


Таблица.