Еще недавно применение цифровых технологий в коммунальном хозяйстве казалось выдумкой мечтателей или иллюстрацией к заморской жизни.

Еще недавно применение цифровых технологий в коммунальном хозяйстве казалось выдумкой мечтателей или иллюстрацией к заморской жизни. Пример столичного микрорайона Жулебино ломает этот стереотип.

В 2003 году Правительство Москвы приняло городскую целевую программу «Электронная Москва», предусматривающую всестороннее развитие использования информационных технологий в городском хозяйстве. В рамках этой программы каждый территориальный административный округ реализует проект «Цифровой район».

Постановка на цифровой счетчик

В преддверии реформы жилищно-коммунального хозяйства возникла проблема: город производит слишком много дотаций поставщикам энергоресурсов, горячей воды и тепла. Перед коммунальными службами встала задача перехода на стопроцентную оплату жителями только тех ресурсов и услуг, которые они реально потребляют. Это, в свою очередь, послужило еще одним серьезным мотивом к использованию сетевых технологий.

До недавнего времени для оплаты энергоресурсов в основном использовались методики начисления по нормативам: считалось, что каждый житель ежедневно затрачивает определенное количество холодной и горячей воды, тепла и пр. Эти нормативы давно устарели и едва ли отражают реальную картину, тем не менее коммунальные службы продолжают рассчитывать потребление энергоресурсов жителями в соответствии с принятыми давным-давно нормативами.

В свою очередь поставщики этих ресурсов отчитываются перед городом о том, что необходимое количество энергоресурсов ими было поставлено, и, следовательно, необходимо компенсировать затраты поставщиков из городского бюджета посредством дотаций. В результате эта схема приводит к нерациональному освоению бюджетных средств: реально наверняка поставили меньше энергоресурсов, но отчитались по нормативам. Кроме того, нет никакой гарантии, что все энергоресурсы дошли до потребителей, а не вылились, скажем, в землю через прохудившуюся трубу. Еще один важный фактор: при расчетах по нормативам для ремонта коммунальной инфрастуктуры или ее модернизации у соответствующих служб нет никаких стимулов.

Было бы замечательно получать данные о том, за что именно гражданам и городу приходится платить. Поставить счетчик в каждую квартиру — задача сложная, но компромисс нашелся: было решено поставить приборы учета тепла и воды в каждом доме. Зная, сколько потребляет каждый конкретный дом, можно получить данные по району в целом. Таким образом, можно будет отказаться от оплаты потребления ресурсов по нормативам.

Сто тридцать домов микрорайона Жулебино были оснащены домовыми приборами учета потребления энергоресурсов. Но оказалось, что для коммерческого учета этого недостаточно. Проблема состояла в том, что, во-первых, практически невозможно снять в нужное время (скажем, в 12 часов в определенный день каждого месяца) показания со всех приборов, находящихся зачастую в труднодоступных местах (например, в подвалах домов). Во-вторых, компания, управляющая домами, все равно не решит проблему, даже если получив эти данные, запишет их в журнал, составит акт с представителем организации, на балансе которого находится прибор, и передаст данные в вычислительный центр для расчетов. Причина в том, что с точки зрения метрологии собранные вручную данные нельзя использовать для коммерческих расчетов, так как сбор и передача информации для расчетов должны осуществляться с использованием сертифицированных средств — любой технологии, аттестованной Ростестом. Проблему можно решить путем применения компьютерных сетей в коммунальном хозяйстве, снимая показания с цифровых счетчиков с помощью беспроводных технологий.

Недремлющее око

Трагические события в столице, связанные с террористическими актами 2000-2002 годов, внесли свои коррективы и подтолкнули Правительство Москвы к созданию контртеррористических мер, в частности систем видеонаблюдения.

Цифровые технологии на основе единого канала связи позволяют без значительных затрат на модернизацию объединить муниципальные системы видеонаблюдения в городскую систему безопасности. Интеграция районных систем осуществляется в городском ситуационном центре Правительства Москвы. Если в городе проходит какое-то мероприятие, демонстрация, митинг и пр., то начальник штаба или дежурный ГУВД берет управление видеокамерами района на себя.

Стоит заметить, что в мире уже накоплен большой опыт использования аналогичных систем. В частности, полиция Лондона активно применяет системы видеонаблюдения в розыскной, оперативной и аналитической работе.

В некоторых московских дирекциях единого заказчика (ДЕЗ) системы видеонаблюдения появились еще в начале XXI века. Эти системы строились на ленточной технологии аналоговых видеомагнитофонов и были установлены далеко не везде. Кроме того, эти технические решения были пригодны для наблюдения за несколькими видеокамерами одного объекта (например, магазина). В масштабах одного или нескольких микрорайонов это решение уже не могло справиться с потоком видеоинформации. Согласно замыслу, префектурам предстоит за пять лет оснастить видеосистемами во всем городе более 100 тыс. подъездов.

По словам Алексея Пашкова, главы управы района Выхино-Жулебино, выполнение этой задачи в масштабах района оказалось не столь уж сложным. «Ее решали грамотные специалисты, до этого имевшие опыт реализации аналогичных проектов в корпоративном секторе. Поставленные задачи они решали по отработанным ранее технологиям», — рассказывает Пашков.

Первостепенная задача развернутых систем — обеспечить круглосуточное наблюдение за подъездами домов и территорией района с целью недопущения и своевременного пресечения противоправных действий. Дополнительным эффектом этих систем можно считать возможность контроля за работой городских и районных служб с целью оперативного реагирования.

Создаваемая в настоящее время городская система видеонаблюдения предполагает использование своей сетевой цифровой инфраструктуры, позволяющей объединить информацию из районов в общегородскую систему, которая будет равно необходима и доступна как балансодержателям территории, так и всем уровням исполнительной и правоохранительной власти. За основу взята существующая инфраструктура объединенных диспетчерских служб, посредством которой производится контроль лифтов, управление освещением подъездов, контроль за входами в подвалы и чердаки и пр.

Система видеонаблюдения буквально «вплетена» в кабельные линии связи диспетчерских служб. Архив систем хранится на жестких носителях от двух недель до месяца.

До 2005 года в микрорайоне Жулебино было установлено свыше 500 систем видеонаблюдения и 23 пункта экстренной связи.

Оцифровка диспетчерских служб

Мало кто знает, что персоналу диспетчерских служб приходится контролировать несколько десятков параметров, которые отражают работу лифтового хозяйства, закрывание-открывание чердаков и подвалов, освещение в подъездах, сигналы датчиков задымления и пр. Раньше эта работа велась с помощью допотопных устройств вроде пульта с тумблерами и лампочками.

Очевидно, что в современных условиях подобный подход недопустим, поэтому было принято решение о реконструкции объединенных диспетчерских служб с переходом на современные компьютерные системы, способные контролировать большее количество параметров и вести их архив.

К реализации проекта «Цифровой район Жулебино» была приглашена телекоммуникационная компания «Комкор». Ее специалисты разработали автоматизированную систему оперативно-технического управления процессом передачи цифровых данных. Ядром ее стала мультисервисная сеть жилищного фонда — система сбора и передачи информации, построенная по технологии «оптика до дома» (Fiber-To-The-Home, FTTH) с пропускной способностью 1 Гбит/с.

«Возможно, благодаря тому что в рамках программы Электронная Москва проходила координация всех участников и всех отраслей, сложностей взаимодействия мы не почувствовали. Все работали на решение одной задачи», — вспоминает Пашков.

Сеть объединяет всех участников системы на территории района: жилые здания, городские структуры, инженерные системы диспетчеризации и безопасности, телекоммуникационные сети «домовых операторов», центры общественного доступа (ЦОД) и пр. На базе созданной мультисервисной сети реализуются и функционируют системы видеонаблюдения, экстренной связи, учета энергоресурсов, на основе сети работает и единая информационно-справочная служба. Все данные посредством сети передаются в центр безопасности и оперативно-диспетчерского контроля, операторы которого осуществляют круглосуточный мониторинг видеоинформации. В случае возникновения экстренной ситуации, обнаружения подозрительных предметов или прямого обращения граждан информация незамедлительно передается в ОВД района.

«Для коммерческого использования мультисервисной сети жилищного фонда нужно создать правовые и организационные основы», — Алексей Пашков, глава управы района Выхино-Жулебино

Внедрение в ДЕЗах высоких технологий казалось задачей весьма сложной, в частности, из-за того, что пригласить в штат дирекции квалифицированного ИТ-специалиста для поддержания работоспособности программно-аппаратных платформ бюджетное финансирование не позволяет. Существующая нормативно закрепленная практика заключения ДЕЗами договоров со специализированными организациями по обслуживанию жилищного фонда предполагает также и заключение договоров с ИТ-компаниями. Между тем, опыта взаимодействия с ИТ-компаниями в ЖКХ еще не было.

Немаловажным аспектом, осложняющим проникновение ИТ в работу коммунальных служб, является проблема привыкания старшего поколения к компьютерным технологиям. Однако, как показала практика, в большинстве случаев после краткого курса компьютерной грамотности страх перед компьютером у пользователей исчезает. Тем не менее период полной адаптации может занять около года.

«Пусть это не покажется странным, старшее поколение у нас проявляет большой интерес к компьютерам, — признается Пашков. — Открывая специально для них бесплатные компьютерные курсы, мы вначале думали, что туда никто не пойдет. Однако сейчас у нас даже имеется очередь на обучение. Разгадка проста: многие бабушки сидят с внуками и, конечно, хотят быть в курсе их интересов и уметь как минимум включить и выключить компьютер и, может быть, даже поставить запрет на определенные функции».

Обнадеживающие результаты

Первые положительные результаты от применения современных технологий были получены сразу же после эксплуатации системы в экспериментальном доме: потребление тепла сократилось на 29% по сравнению с договорными нагрузками, рассчитанными по нормативам. Таким образом, установленное оборудование позволило жильцам снизить потребление тепла в квартирах, приведя его в соответствие с их реальными потребностями, а также наладить расчет платы за отопление в зависимости от их фактического потребления.

С 2005 года в Жулебино введены единый телефонный номер обработки обращений жителей по вопросам функционирования ЖКХ в микрорайоне, а также автоматизированная система контроля приема и исполнения заявок. Благодаря этим нововведениям удалось обеспечить быстрое и удобное взаимодействие жителей со всеми структурами, оказывающими коммунальные услуги. Единая информационно-справочная служба состоит из двух взаимосвязанных систем: системы обработки телефонных вызовов и системы регистрации, учета и контроля исполнения заявок, адресованных в диспетчерские службы.

Система обработки телефонных вызовов построена на принципах аутсорсингового call-центра, а технологическая обработка вызовов осуществляется компьютерными серверами на базе IP-технологий (Internet Protocol Call Center, IPCC, и Internet Protocol Call Manager, IPCM). Эти серверы и установленное на них программное обеспечение настраиваются под нужды ДЕЗ «Жулебино» и поддерживаются техническими специалистами Института автоматизированных систем. Приняв вызов, оператор может обработать его самостоятельно, используя систему подсказок, или перевести вызов в соответствующую организацию, воспользовавшись единой адресной книгой с телефонными номерами. Перейдя в систему регистрации заявок, оператор имеет возможность сформировать соответствующую заявку и передать ее для исполнения в одну из служб. Система отчетности автоматически собирает текущую и хронологическую информацию о каждом операторе и каждом вызове, поступившем в справочную службу.

В результате внедрения системы удалось повысить эффективность работы диспетчеров за счет ускорения обработки заявок, сокращения затрат времени на ее оформление, передачу информации в аварийные службы или подрядные организации, заполнение соответствующих журналов, информирование руководства и подготовку отчетных форм.

Кроме того, система позволила более оперативно выполнять работы по локализации и ликвидации аварий и устранению неисправностей за счет быстрого и одновременного информирования всех участников работ. Благодаря этому улучшилось качество работы ДЕЗ по заявкам жителей, основным критерием которой служит выполнение работ в нормативные сроки, повышается эффективность управления комплексом ЖКХ. У руководства ДЕЗ и контролирующих органов появилась возможность более оперативно получать аналитические, статистические и отчетные материалы о функционировании ЖКХ района. В частности, для оперативного контроля за работой предприятий ЖКХ руководство может получать отчетные материалы, полученные на основе базы данных системы регистрации и обработки обращений. Среди них — отчеты о работах, выполненных той или иной организацией, о статистике неисправностей, подлежащих устранению, времени обработки заявок и т. п.

Сегодня жителям района нет необходимости хранить в памяти десятки телефонных номеров, по которым нужно обращаться за помощью или для получения информации. Набрав номер справочной службы, они могут получить ответ на интересующий их вопрос, оставить заявку на ремонт или поговорить с бухгалтером расчетного центра.

Таким образом, жители района получили собственную справочную службу, а дирекция — инструмент для принятия многих управленческих решений.

Неосвоенный ресурс

Несмотря на масштабность начинаний, все вышеперечисленные системы задействуют не более 10-15% полосы пропускания мультисервисной сети, поэтому перед городскими и муниципальными службами стоит задача коммерческого использования современных технологий.

Согласно статистике, из 22 тыс. квартир Жулебино к Internet подключено более 6 тыс. (около 30%). В районе работает несколько альтернативных операторов, конкуренция между ними высочайшая. Однако когда количество абонентов альтернативных операторов начинает исчисляться тысячами, то некоторые сегменты их сетей, построенные доморощенными средствами, начинают «проседать». Для модернизации сетей у альтернативных операторов зачастую не хватает средств. От них уже поступают заявки на аренду части мультисервисной сети или ее ресурсов.

Поскольку сеть как фундамент уже выстроена, на передний план выходят ее приложения. Следовательно, многие дальнейшие проекты столичного микрорайона будут еще теснее привязаны к цифровым технологиям.

Для сокращения времени на оплату коммунальных услуг в рамках проекта «Цифровой район Жулебино» готовится к вводу система электронных платежей.

На сегодняшний день жителям Жулебино доступны услуги по обеспечению охраны квартир, организованные с помощью телефонной линии или радиоканала. Несмотря на значительный спрос, этой услугой могут воспользоваться жители немногим более тысячи квартир. Столь малый процент обусловлен длительными сроками (от полугода и выше) подключения квартиры к пульту централизованного наблюдения. Использование цифровых каналов районной мультисервисной сети в качестве линий связи квартиры и пульта централизованного наблюдения позволит сократить срок установки до трех-пяти дней, одновременно снизив стоимость установки на 15-20% по сравнению с предлагаемыми сейчас тарифами.

Оценив перспективы, в префектуре Юго-Восточного административного округа Москвы всерьез задумались о возможности дальнейшего коммерческого использования сетевого ресурса. В ближайшее время «Комкор» планирует внедрить техническую платформу Triple Play (она обеспечивает передачу голоса, данных и видео) на основе мультисервисной сети жилого фонда. Это позволит жителям Жулебино воспользоваться такими услугами, как высокоскоростной доступ к Internet, IP-телефония, трансляция видео и многими другими.

Начата реализация проекта под названием «Семейное окно» — информационный портал, включающий в себя цифровое телевидение, видео по запросу, а также поддержку Internet-сайтов школ с электронными классными журналами, технологическое обеспечение различных конкурсов в школах на лучшую цифровую фотографию, цифровой рисунок и многое другое. Планируется его подключение к центрам общественного доступа для того, чтобы население могло общаться с администрацией посредством цифрового портала практически по любым вопросам.

Пашков считает, что у коммерческого использования мультисервисной сети жилищного фонда большие перспективы. «Для дальнейшего развития необходима нормативная база. Она пока недостаточна, — сетует он. — Нужно создать правовые и организационные основы для ее коммерческого использования».