в эти технологии сопоставимые средства

Кен Джинос, директор отдела внутренних продаж и операций фирмы Panasonic Industrial когда-то полагал, что Internet поможет повысить эффективность работы его компании. Panasonic Industrial — подразделение корпорации Matsushita Electric Industrial с оборотом в несколько миллиардов долларов — поставляет электронные компоненты, в том числе средства хранения данных и полупроводники, OEM-компаниям (Original Equipment Manufacturer, компания — производитель комплексного оборудования) и субподрядчикам, специализирующимся на производстве электромеханических изделий. Вот уже свыше 15 лет Panasonic Industrial использует системы обмена электронными данными (стандартное средство для обмена сведениями о закупках), и они неплохо служат компании. Но Internet открывал перспективы рационализации некоторых бизнес-процессов, которые не были включены в систему электронного обмена данными (Electronic Data Interchange, EDI), и вообще позволял удовлетворять потребности заказчиков быстрее и с меньшими затратами.

Однако в 2001 году, как раз, когда надежды Джиноса были, что называется, на подъеме, небольшая группа заказчиков Panasonic попросила его вообще отказаться от EDI и использовать для обмена заказами на покупки, счетами-фактурами и прогнозами только их экстрасети. Джинос понимал, в чем здесь дело. По данным аналитиков отрасли и ИТ-руководителей, переход на экстрасети может дать компании возможность отказаться от своих сетей EDI и получить годовую экономию до нескольких сотен тысяч долларов за счет выплат за использование сетей с дополнительными возможностями (Value-Added Networks, VANs) поставщикам частных сетей, которые сдают в аренду линии связи для EDI, преобразовывают данные между торговыми партнерами и тестовыми системами.

Но с точки зрения Panasonic Industrial переход на экстрасети представлялся отнюдь не в радужном свете. Более того, в Panasonic считают, что экстрасети сводят на нет преимущества от использования EDI, ибо первые предполагают выполнение сотрудниками Panasonic больших, чем ранее, объемов ручных работ. «Мои люди тратят целый день на одного клиента, отправляются на его Web-узел для подтверждения заказов на покупки и для отправки заблаговременных уведомлений о поставках, а также счетов-фактур», — поясняет Джинос и добавляет, что, если клиенты Panasonic будут по-прежнему настаивать на использовании экстрасетей, ему придется увеличить штат обслуживающих клиентов сотрудников на 10%.

К примеру, если клиент обратится в Panasonic с просьбой о предоставлении прогноза, одному из работающих у Джиноса планировщиков спроса придется входить в экстрасеть клиента и выяснять там, какие именно сведения клиент хотел бы получить в прогнозе. Затем планировщику спроса нужно будет ввести эти данные в ERP-систему Panasonic. А когда ERP-система сформирует прогноз — вручную ввести этот прогноз в экстрасеть клиента. При использовании EDI весь процесс был автоматизирован. Джинос полагает, что об интеграции ERP-системы Panasonic с экстрасетями всех его клиентов не может быть и речи — слишком высоки будут расходы. Но даже если не брать в расчет финансовые соображения, некоторые из клиентов Panasonic не пошли бы на такое решение в связи с проблемами безопасности.

Как и Panasonic Industrial, многие поставщики промышленных товаров все чаще испытывают не себе давление партнеров, настаивающих на отказе от технологии EDI, и это приносит им массу неприятностей. Сильнее всего эта тенденция затронула электронику и высокотехнологические отрасли промышленности, хотя она проявляется и в других отраслях. По словам Дэвида Соммера, вице-президента по электронной коммерции ассоциации предприятий электронной промышленности CompTIA, OEM-компании хотят оставить смешанную среду транзакций, в которой они ныне действуют (в этой среде используется то или иное сочетание порталов EDI или B2B и данные в различных форматах, включая XML и Excel), и принять в качестве стандарта один метод электронных транзакций с целью экономии денег. Их излюбленными системами стали порталы, поскольку они размещаются в среде Web, и OEM-компании полагают, что смогут уговорить своих торговых партнеров перейти на их использование. Кроме того, как утверждает Соммер, порталы обеспечивают для OEM-компаний «дешевый способ сбора данных», потому что при использовании порталов бремя ввода данных возлагается на поставщиков. Опрос по проблемам электронной торговли B2B, проведенный ассоциацией CompTIA осенью 2005 года, показал, что популярность порталов растет: по словам 31% респондентов, в прошлом году их фирмы активнее использовали порталы при проведении торговых операций, нежели в позапрошлом году.

Тем не менее в ходе этого процесса поставщики несут потери. По данным того же опроса, 77% респондентов сообщили, что торговля в среде Web дает их предприятиям меньше преимуществ, чем другие механизмы торговли по модели B2B, включая EDI. Например, специалисты CompTIA выяснили, что осуществляемый вручную ввод данных системы ERP в портал может занять до 90 минут, тогда как в среде EDI тот же процесс занимает всего пять минут. Кроме того, повышается вероятность ошибок, таких как неправильный ввод номеров продуктов и количеств. В случаях, когда системы взаимодействуют посредством механизма EDI, такие ошибки не встречаются.

Теоретически курс на стандартизацию платформы для осуществления электронной торговли представляется вполне резонным (кто же станет возражать против мер по снижению затрат и уровня сложности систем?), однако сама мысль о том, что покупатели могут вынудить своих торговых партнеров отказаться от средств EDI, представляется некоторым ИТ-руководителям, а также экспертам в области электронного бизнеса противоречащей здравому смыслу. «Отказ от EDI — это гигантский шаг назад», — утверждает Ранга Джаяраман, директор информационной службы компании Hitachi Global Storage Technologies с годовым оборотом 4,2 млрд. долл. «Это бессмысленная затея, — вторит ему Стив Филлипс, руководитель информационного подразделения корпорации Avent, изготовителя и дистрибьютора электронных приборов с годовым оборотом 11,1 млрд. долл. — Если у вас уже реализована EDI-система, затраты на переоборудование неприемлемы с финансовой точки зрения».

Дело не только в этом. Отказ от применения EDI может иметь негативные последствия для бизнеса. Принуждение поставщиков к использованию других технологических решений может в дальнейшем ударить и по интересам самих покупателей, ведь поставщики, как справедливо указывает курирующий исследования вице-президент компании AMR Research Билл Свонтон, перекладывают возросшие издержки на других участников снабженческой цепочки. Но и это еще не все. Одна-единственная платформа не может подходить для всех торговых партнеров и для всех бизнес-процессов. «Обычно мы предоставляем своим клиентам короткий список из пяти различных решений для вовлечения их торговых партнеров в процесс электронной коммерции, включая порталы, средства для передачи файлов, XML, EDI и Web-службы, — разъясняет Бенуа Лере, директор по исследованиям специализирующегося на архитектуре и инфраструктуре подразделения Gartner. — Это дает нашим клиентам возможность хорошо подготовиться к сотрудничеству и быть хорошим партнером с широким взглядом на вещи».

Иными словами, в предвидимом будущем большинству компаний придется функционировать в гибридной коммерческой среде и приспосабливаться к существующим условиям. Для OEM-компаний это означает воздержание от искушения отбросить технологию EDI, поскольку она уже пустила довольно глубокие корни в снабженческой цепочке. Для поставщиков это означает готовность идти на компромиссы с заказчиками, возможно, через привлечение независимыми провайдерами средств B2B для обеспечения передачи и приема информации.

Наконец, для обеих сторон это означает необходимость изыскивать иные способы управления затратами, к примеру, путем создания системы преобразования данных из одного формата в другой или путем передачи этой работы внешним подрядчикам.

 

На Web уповаем

Чтобы понять причину энтузиазма, с которым изготовители относятся к порталам, полезно вспомнить о том, как электронная коммерция делала первые шаги. А начиналась она именно со средств электронного обмена данными. В далекие 60-е годы EDI была поистине революционной технологией — первым стандартным способом обмена данными, касающимися заказов, поставок и финансовых транзакций. Она открывала перспективу повышения эффективности снабженческих цепочек промышленных предприятий посредством автоматизации «бумажных» процессов. И в значительной степени эти перспективы были реализованы. Но в 70-е и в 80-е годы лишь крупные компании могли брать на вооружение средства EDI, ведь каждый год они должны были выплачивать сотни тысяч долларов за лицензирование программных средств, поддержку многочисленных протоколов, соединений и форматов данных, а также за использование сетей с дополнительными возможностями. Поэтому, несмотря на то что крупные компании и получали преимущества от использования EDI, они не распространялись на их транзакции с более мелкими поставщиками, которые не имели средств для реализации этой технологии. И вот когда в конце 90-х годов в мире состоялся триумфальный дебют Всемирной Паутины, руководители информационных служб сделали ставку на Web, как на среду для организации электронного взаимодействия крупных фирм с их не столь мощными партнерами. По словам Марка Сеттла, директора информационной службы компании Arrow Electronics, он и его коллеги из других компаний считали, что Web поможет им реализовать еще одну мечту — управлять товарно-материальными запасами в реальном времени (транзакции EDI традиционно осуществлялись пакетами). Так компании стали создавать Web-порталы, которые их поставщики из числа малых предприятий могли использовать вместо телефонов и факсов для размещения и подтверждения заказов.

Примерно в то же время, когда среда Web приобретала все более широкую популярность как платформа для ведения электронного бизнеса, 40 компаний сферы высоких технологий, в том числе IBM, Motorola и Sony, создали некоммерческий консорциум RosettaNet с целью разработки открытых стандартов на базе XML для организации в реальном времени торговли по схеме B2B. Герман Стипхаут, президент RosettaNet, рассказывает, что в высокотехнологичной сфере системы B2B-торговли стали столь сложными, что каждый участник снабженческой цепочки пользуется собственными средствами назначения цен, распространения сведений о поставках и согласования счетов-фактур, включая различные версии EDI. Основатели консорциума RosettaNet поставили перед собой задачу создания стандартных автоматизированных способов осуществления бизнес-процессов, таких как проектирование изделий, управление товарно-материальными запасами и распространение сведений о продуктах. На практике же, как отмечает Сеттл, RosettaNet превратилась в приложение к EDI для компаний в электронной и автомобилестроительной отраслях, которые могут себе позволить применение новой технологии и которые используют ее для реализации пока еще не автоматизированных сложных процессов. Для всех остальных коммерческих структур, желающих заниматься электронной коммерцией на базе Web, самым простым решением являются порталы.

 

Проблема порталов

Именно высокая затратность и сложность работ по обслуживанию нескольких платформ электронной торговли по схеме B2B побуждает некоторые компании, такие как специализирующаяся на торговле бумагой фирма средних размеров Central Lewmar, искать возможности стандартизации на одной платформе. «Мы не хотим строить отношения с различными поставщиками на базе двух, трех или четырех решений в сфере электронной торговли. Это создало бы дополнительные сложности для нашей фирмы и обернулось бы ростом затрат на осуществление повседневной деятельности», — рассказывает Кевин Уитфилд, вице-президент по ИТ в Central Lewmar, компании с ежегодным оборотом 750 млн. долл. Почти все коммерческие операции компании осуществляются по телефону или по факсу, несмотря на то что два ее клиента используют системы EDI. Недавно Central Lewmar выбрала в качестве своего стандарта портал, организованный компанией Liaison Technologies. Мало того, она пытается утвердить свой портал в качестве фактического стандарта торговой платформы B2B для бумажной промышленности.

Кевин Уитфилд, вице-президент по ИТ в Central Lewmar

Central Lewmar остановила свой выбор на портале потому, что система на базе языка XML позволяет этой компании проверять товарно-материальные запасы поставщиков в реальном масштабе времени. А это, в свою очередь, помогает компании более оперативно обслуживать своих заказчиков, в числе которых — маркетинговые фирмы, коммерческие типографии и компании, специализирующиеся на графическом дизайне, когда те направляют очередной заказ на поставку бумаги. По мнению Свонтона из AMR Research, популярность порталов объясняется тем, что попасть на них может любой обладатель Web-браузера. А если торговые партнеры покупателей в большинстве своем используют портал, последние полагают, что следует ориентироваться на это большинство и убеждать меньшинство, по-прежнему использующее средства EDI, переходить на новую платформу. Предлагая все новым (если не всем) компаниям из числа своих торговых партнеров переходить к использованию портала, покупатели увеличивают отдачу от тех средств, которые они вложили в их создание. Порталы представляют интерес для покупателей еще и потому, что, как в случае с Central Lewmar, они предполагают, что бремя ввода данных ложится на поставщиков. Покупатели интегрируют свои B2B-порталы с серверными системами, предназначенными для управления товарно-материальными запасами, закупками и учетом, так что их бизнес-процессы, связанные с закупками и выпиской счетов-фактур, автоматизируются на их стороне.

Проблема автоматизации с помощью порталов состоит в том, что результаты часто получаются односторонними. Поставщики не могут добиться того же уровня автоматизации, поскольку Web-порталы с трудом поддаются интеграции с их серверными системами. Они могут воспользоваться услугами сторонних интеграторов для подключения своих систем к порталам покупателей (именно такое решение предложила своим поставщикам фирма Central Lewmar). Но если поставщик будет таким образом подключаться к порталам всех своих покупателей, это обойдется ему слишком дорого. Поэтому только один из торговых партнеров фирмы Central Lewmar — International Paper, ее крупнейший поставщик, пользуется порталом фирмы. Уитфилд разъясняет, что одни поставщики не хотят вести дела через посредника, а другие не располагают технологией для обработки транзакций XML.

Между тем технология EDI избавилась от ряда недостатков, за которые ее критиковали в прошлом, например от пакетной обработки транзакций. «Десять лет назад, когда я работал в нефтяной компании, мы выполняли циклы EDI два раза в день», потому что владельцы сетей с дополнительными возможностями взимали плату в соответствии с количеством переданных пакетов и компании не хотели пересылать их слишком часто, как рассказывает Сеттл. Сегодня трафик EDI можно пересылать по Internet-каналам, обеспечивая тот же режим реального времени, что и более новые методы осуществления транзакций. Если EDI по-прежнему требует значительных вложений, то Internet делает эту технологию менее дорогостоящей. Под давлением конкуренции со стороны порталов и новых стандартов, таких как RosettaNet, снизили свои цены и владельцы сетей с дополнительными возможностями.

Роб Барретт, вице-президент по проектированию продуктов компании E2Open, поставщика программных изделий и услуг, способствующих осуществлению компаниями электронной коммерции по схеме B2B, возлагает вину за споры вокруг преимуществ и недостатков порталов и EDI на поставщиков, которые создали изделия, не обеспечивающие простой интеграции. «Продукты поставщиков порталов не могут обрабатывать данные, передаваемые по стандарту EDI, и наоборот, поэтому компании вынуждены обращаться к поставщикам межплатформенного ПО, с тем чтобы интегрировать эти системы», — рассказывает он. Большинство компаний предпочитают не ввязываться в эти дорогостоящие интеграционные проекты, поэтому они вынуждены выбирать одну систему и чаще всего выбирают порталы, так как порталы доступны для более широкого круга пользователей. Их бизнес-партнеры, использующие технологию EDI, внезапно оказываются перед необходимостью тоже переходить на порталы. «Стыд и позор поставщикам за то, что вместо дискуссии о бизнес-процессах между торговыми партнерами они развернули прямо-таки религиозные дебаты о технологии», — заявляет Барретт.

 

Два способа решения задачи

В ближайшее время эти дебаты по проблемам технологии не приведут к какому-либо однозначному результату, и это значит, что большинству компаний придется работать с целым рядом платформ, от традиционных средств обмена электронными данными до новейшей системы, функционирующей в среде Web. Разумеется, поддержка нескольких сред обходится дороже, нежели формирование стандарта на базе одной системы, но надо сказать, что две компании, Arrow Electronics и Hitachi Global Storage Technologies, нашли возможности для удержания затрат под контролем.

Arrow поддерживает множество стандартов данных B2B, в том числе EDI, RosettaNet, а также других стандартов XML, порталов и плоских файлов. Эта фирма с годовым оборотом 11 млрд. долл. поставляет более чем 130 тыс. OEM-компаний электронные приборы, в частности полупроводники, поступающие от 600 производителей, и предоставляет ряд бизнес-услуг, таких как управление товарно-материальными запасами. Для удовлетворения технических требований каждого из своих торговых партнеров специалисты Arrow использовали платформу разработки WebMethods. На ее основе были созданы программные средства, которые преобразуют файлы из различных форматов, используемых заказчиками, в форматы, которые могут обрабатывать системы Arrow.

Программа для предварительной обработки данных выявляет, кто именно направил ту или иную транзакцию, тип транзакции (идет ли речь, к примеру, о заказе на покупку, о счете-фактуре или об уведомлении о заблаговременной доставке грузов), формат (файл Excel, EDI, RosettaNet или иной) и данные, содержащиеся в файле. Специальная программа преобразует файл из формата заказчика в формат, доступный «пониманию» используемых в Arrow финансовых систем и систем ввода заказов. В рамках этой программы специалисты Arrow разработали универсальную карту данных для каждого типа транзакций. Так, поступивший от клиента заказ на покупку будет преобразован в универсальную карту, разработанную Arrow для заказов на покупки.

Эти карты облегчают служащим Arrow задачу привлечения новых торговых партнеров вне зависимости от того, какой технологией те пользуются, как рассказывает Донна Гоццолино, директор Arrow по вопросам электронной коммерции. «У нас порядка 4 тыс. различных типов партнеров и транзакций, и при этом мы обходимся всего лишь 800 программами преобразования данных, поскольку разработчики могут повторно использовать эти созданные нами универсальные карты». Наконец, программа окончательной обработки данных определяет, на какую из систем Arrow следует направить файл. Заказы на покупки поступают в систему ввода заказов, а счета-фактуры — в финансовую систему. К проведению операций по преобразованию данных, которые не могут быть автоматизированы, Arrow привлекает служащих за пределами США, что дает возможность не повышать затраты.

Между тем фирма Hitachi Global Storage научилась снижать свои затраты на организацию обмена электронными данными, не принуждая торговых партнеров к переходу на новые платформы, за счет аутсорсинга EDI-операций, выполненного организацией, управляемой E2Open, — одной из целого ряда компаний, таких как Sterling Commerce, GXS и Viacore, которые специализируются на B2B-обменах и помогают осуществлять интеграцию средств B2B-торговли. Эта компания пользовалась системами для обмена электронными данными начиная с 1996 года и ежегодно расходовала «сумму, составляющую существенную часть миллиона долларов» на поддержание своей EDI-инфраструктуры, как утверждает директор информационной службы Джаяраман. Но он пришел к заключению, что не может полностью отказаться от технологии EDI, ибо ею пользуется достаточно большое число поставщиков.

Компания уже развернула программные средства E2Open для облегчения сотрудничества между ее заводами на Филиппинах и в Японии и поставщиками этих заводов. Поэтому Джаяраман решил использовать для передачи документов в формате EDI уже созданный для этой цели канал. Таким образом, фирма Hitachi Global Storage сумела вывести из эксплуатации всю свою EDI-инфраструктуру, не разрушая существующие механизмы автоматизации, используемые ее партнерами. E2Open поддерживает EDI-инфраструктуру для своих заказчиков и модернизирует ее по мере необходимости. Так, если один из бизнес-партнеров Hitachi Global Storage открывает новое предприятие или если бизнес-партнер хочет добавить новую транзакцию, E2Open пополняет новым IP-адресом или новой транзакцией существующие EDI-карты и протоколы. Джаяраман утверждает, что переход на E2Open окупился за девять месяцев.

Для таких поставщиков, как Джинос из Panasonic, который тоже использует E2Open при взаимодействии с отдельными клиентами, подобное решение не является идеальным, но оно все же лучше, чем использование фирменных порталов и ручной ввод тысяч строк данных заказов на покупки. Джинос настаивает на том, чтобы покупатели, желающие, чтобы он отказался от технологии EDI, приняли во внимание недостатки такого решения. При этом, как он утверждает, ему удалось отложить на неопределенное время переход к использованию двух порталов его клиентов. «Они согласились, что Panasonic будет последним поставщиком, привлеченным к использованию их портала», — рассказывает Джинос. В других случаях он убедил покупателей направлять ему файлы в электронном виде или позволять E2Open извлекать данные с порталов покупателей и передавать их в электронном виде фирме Panasonic. И хотя привлечение E2Open оборачивается для компании дополнительными затратами, Джинос заявляет: «По мне уж лучше пусть E2Open направляет нам файлы в электронном виде, чем кто-то будет вводить данные вручную и наделает в них массу опечаток с далеко идущими последствиями».


 

Стратегия для среднего бизнеса

Развитие электронной коммерции по модели B2B ставит перед компаниями средних масштабов уникальные проблемы. «Те из них, что занимаются подобными проектами, часто делают это по воле своих гораздо более мощных клиентов (вспомните об инициативе Wal-Mart по продвижению микрочипов RFID), а не потому, что хотят упрочить свои позиции на рынке», — поясняет Билл Свонтон, курирующий исследования вице-президент компании AMR Research. Тем не менее, как добавляет он, компании среднего масштаба могут больше других выиграть от развития электронной коммерции по модели B2B, поэтому им следует изыскать возможности для максимальной автоматизации торговых операций.

«Перед компаниями среднего масштаба открываются перспективы революционных изменений в области затрат, связанных с их отношениями с клиентами и поставщиками», — утверждает Свонтон. Вся проблема в том, чтобы найти такой подход к организации торговли B2B, при котором на эти компании не возлагалось бы бремя разработки приложений. В конце концов, как отмечает Свонтон, в большинстве своем эти компании имеют не так уж много сотрудников, которые, скорее всего, занимаются более крупными проектами, такими как консолидация средств планирования ресурсов предприятия.

По мнению Свонтона, существует две возможности: компании могут создавать собственные платформы для торговли по модели B2B или перепоручать это дело внешним подрядчикам, таким как GXS, SupplyWorks или E2Open. Компаниям, которые занимаются разработкой собственных платформ, он рекомендует придерживаться существующих технологий — таким образом можно свести к минимуму затраты на разработку. К примеру, если компания эксплуатирует систему Oracle ERP, ей стоит развернуть изделие Oracle iSupplier Portal, позволяющее совместно с поставщиками работать с такими документами, как заказы на покупку, сведения о поставке и о состоянии платежей. Кроме того, компания должна сделать выбор в пользу такой платформы (будь то портал, EDI или XML), которую сможет использовать большинство ее торговых партнеров.

Вторая возможность — поручить эту задачу внешнему подрядчику, имеющему собственную торговую площадку. Эти поставщики выступают в качестве посредников между покупателями и продавцами, помогая не искушенным в современных технологиях торговым партнерам в автоматизации транзакций. Они, например, могут преобразовывать факсы в EDI или в XML и наоборот, так что их клиентам не приходится отвлекаться на преобразование данных. Таким образом компании среднего масштаба получают все преимущества от автоматизации торговых операций, будучи при этом избавлены от необходимости заниматься этой автоматизацией.


 

Какая платформа подойдет для вас?

Выбор технологии диктуется размерами и процессами вашей компании.

EDI Лучше всего подходит для крупных компаний, располагающих достаточными финансовыми и кадровыми средствами для реализации этой системы, а также имеющих торговых партнеров, с которыми они установили долгосрочные стратегические отношения.

Используется для рутинных бизнес-процессов и масштабных транзакций, таких как рассылка уведомлений о поставках, счетов-фактур, а также подтверждение заказов на покупку.

Web-порталы Лучше всего подходят для предприятий малого и среднего бизнеса, не располагающих достаточными финансовыми и кадровыми средствами для реализации EDI, а также для взаимодействия с торговыми партнерами, сотрудничающими с вашей фирмой лишь от случая к случаю.

Используется для транзакций незначительных масштабов.

XML (включая Web-службы и RosettaNet) Лучше всего подходит для крупных передовых компаний, выделяющих значительные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по проведению экспериментов с новой технологией. Используется для бизнес-процессов, предполагающих осуществление транзакций в реальном масштабе времени, таких как совместное прогнозирование или выявление цен и наличия товаров. Наборы XML-транзакций, подобные RosettaNet (разработка электронной промышленности), тоже неплохо подходят для автоматизации новых бизнес-процессов, которые так и не были разработаны в рамках EDI; речь, в частности, идет о выявлении опасных материалов, применяемых при производстве электрических компонентов.


MERIDITH LEVINSON. How to Keep the Web from Becoming a Trap. CIO MAGAZINE. MAY 1, 2006