Осенью 2004 года, во время одной из своих первых встреч, члены исполнительного совета ИТ-директоров не только сформулировали основные трудности своей профессии, но и постарались выделить меры, которые могли бы помочь их преодолеть.

Осенью 2004 года, во время одной из своих первых встреч, члены исполнительного совета ИТ-директоров не только сформулировали основные трудности своей профессии, но и постарались выделить меры, которые могли бы помочь их преодолеть.

В качестве одной из главных проблем было указано, что ИТ-директор всегда должен объяснять, какую ценность ИТ представляют для компании. Дело в том, что руководители большинства предприятий (не говоря уже об их подчиненных), как правило, не имеют четкого понимания важности информационных технологий. В результате ИТ-директору постоянно приходится отстаивать права своего отдела перед всей компанией. Как разрешить эту ситуацию? Исполнительный совет поставил перед собой задачу дать ответ на этот вопрос.

«Вместо того чтобы, как прежде, держать оборонительную позицию, мы решили проявить инициативу», — говорит Кевин Хампхрис, вице-президент корпорации FedEx по технологическому обслуживанию. Основная проблема заключается в том, что ИТ-специалисты, в отличие от многих других сотрудников компании, не располагают устоявшейся терминологией, с помощью которой они могли бы объяснить, в чем состоит суть их работы. Решив взять инициативу в свои руки, группа членов совета, возглавляемая Хампхрисом, начала работу над созданием системы, с помощью которой можно было бы доходчиво объяснить непрофессионалу, каким образом ИТ могут принести пользу компании.

В результате после полутора лет кропотливой работы десятков ИТ-директоров была разработана схема, получившая название матрицы ИТ-ценностей, которая наглядно демонстрировала принципы и практики создания и применения ИТ-решений. Матрица объединяет около 130 компонентов, которые можно отнести к трем ключевым областям применения: привлечение поддержки заинтересованных кругов, коммуникация и роль ИТ-директора. Сама схема организована по принципу «от общего к частному». Например, для того чтобы добиться эффективной поддержки заинтересованных кругов, ИТ-директору понадобятся как теоретические знания, так и умение действовать. Чтобы узнать, какие именно знания нужны ИТ-директору в этой области, необходимо перейти на следующий уровень матрицы. Здесь будут указаны четыре типа знаний: анализ заинтересованных кругов, ситуация в области культуры и политики, технологические тенденции и движущие силы экономического развития. «Если вы не располагаете достаточными знаниями в какой-либо из этих областей, вы не преуспеете», — отмечает Хампхрис.

Для того чтобы всегда иметь схему под рукой, ИТ-директор компании Agriliance Стивен Джон повесил на стену своего кабинета плакат с изображением супермена, к которому прикрепил копию схемы. Супермен вдохновляет его на покорение «новых вершин» своей профессии, а схема позволяет чувствовать землю под ногами. «Текучка всегда затягивает. А схема помогает мне сконцентрироваться на стратегических задачах», — говорит Джон, который вместе с Хампхрисом возглавляет инициативную группу.

Как и ожидалось, матрица стала фокусной точкой в диалоге ИТ-специалистов и бизнес-пользователей о том, какое значение информационные технологии имеют для деятельности предприятия. Мария Дэвидсон, ИТ-директор компании Arthritis Foundation, говорит, что коллеги не без иронии отмечают ее интерес к областям, которые никак не связаны с технологией. «А этот инструмент помогает мне объяснить, в чем заключаются мои задачи и почему мне необходимо иметь представление об этих областях», — говорит Дэвидсон.

Несмотря на то что матрица была разработана для членов совета, было решено распространить ее среди значительной части ИТ-сообщества. «Мы не собираемся коммерциализировать нашу матрицу. Мы разработали ее затем, чтобы помочь себе и своим коллегам», — говорит Хампхрис.

ИТ-директора, которые ознакомились с матрицей после того, как она была разработана, уже предлагают усовершенствования. Например, было предложено внести фактор социальной ответственности. Кое-кто нашел для матрицы новые области применения. «Одно из самых замечательных свойств этой схемы — ее универсальность», — говорит Хампхрис.

Так, в Университете Западного резервного района на основе матрицы был составлен учебный план для магистров делового администрирования (MBA). По словам Фреда Коллопи, профессора и главы ИТ-подразделения, очень часто при разработке учебных курсов для менеджеров недостаточное внимание уделяется развитию навыков в области коммуникации, лидерства и дипломатии.

В процессе прохождения этого курса будущие руководители смогут увидеть, какое практическое применение ИТ имеют при решении стратегических задач. ИТ-директора совместно с руководителями различного ранга должны будут ввести студентов в курс дела, описать им проблему в целом, предложить им разработать свой план действий и вовлечь в обсуждение новых решений. Как говорит Коллопи, курс будет «полностью посвящен темам, обозначенным в матрице, а вести его будут те, кто принял непосредственное участие в ее разработке».

Естественно, получение степени не означает завершение образовательного процесса. Многие ИТ-директора проводят для своих подчиненных тренинги, посвященные практическому применению практик, обозначенных в матрице. Например, когда одна из сотрудниц Джона спросила его, что нужно сделать, чтобы самой стать ИТ-директором, он подвел ее к плакату с Суперменом и указал ей области, в которых у нее были прочные знания и навыки, а также те, которые ей необходимо было развивать. Возможно, эта задача более реальна, чем если бы он просто показал ей на изображение Супермена и сказал: «Будь такой, как он», но ее решение потребует не меньшей целеустремленности и уверенности в себе.

Семь ключей к ИТ-лидерству

ИТ-директора хотели, чтобы создаваемая ими матрица ИТ-ценностей с течением времени оставалась неизменной. «Нам было необходимо выработать концепцию, которая бы всегда сохраняла свою актуальность», — говорит Хампхрис.

Принципы ИТ-лидерства разрабатывались при участии наиболее опытных и заслуженных специалистов в области ИТ, включая Патрисию Веллингтон и Дарвина Джона, пребывающих ныне на пенсии. Эти принципы составляют стратегическую основу и сочетают в себе все компоненты матрицы.

Вот эти принципы

  1. Основным предназначением ИТ является эффективное содействие в реализации главных задач предприятия. Каждый проект должен представлять реальную ценность для деятельности компании.
  2. В силу того что все крупные деловые проекты так или иначе, связаны с технологиями, ИТ-директор должен иметь право голоса при принятии ключевых решений.
  3. ИТ-директор должен иметь четкое понимание состояния дел в своей компании, быть авторитетным специалистом в глазах руководства и уметь доходчиво объяснить бизнес-пользователям суть технической стратегии.
  4. ИТ-директор должен быть реформатором. Перемены — это наше постоянное состояние.
  5. Коммуникативные и дипломатические навыки не менее важны для ИТ-лидера, чем технические.
  6. Успешное технологическое лидерство должно основываться на балансе конкурирующих сил: долгосрочный эффект и краткосрочный эффект, акцент на технологию и акцент на бизнес, лидерство и обслуживание.
  7. ИТ-директор должен культивировать технологическое лидерство на всех уровнях.

Ричард Пастор - управляющий директор исполнительного совета ИТ-директоров, rpastore@cio.com


RICHARD PASTORE. A New IT Value Vocabulary. CIO MAGAZINE. APRIL 1, 2006

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями