Рынок высоких технологий и ИТ-услуг

Консолидация рынка архивации содержания

Продолжаются слияния и поглощения на рынках управления информационным содержанием предприятия (ECM) и его архивации. Это связано с тенденцией консолидации в ИТ-службах компаний разнородных (и нередко дублирующихся) систем работы с содержанием в целях снижения расходов и рисков, сопряженных с ИТ-процессами, за счет внедрения единой среды управления политиками для всех видов содержания. Как прогнозируют в META Group, к 2007 году большинство организаций из числа Global 2000 остановится на инфраструктурном подходе, позволяющем управлять всеми видами цифрового содержания (в том числе неструктурированным) на протяжении его жизненного цикла посредством функциональности, полагающейся на Web-сервисы. Это приведет также к расширению функционального перекрытия с ECM-инструментарием решений, предлагаемых производителями средств управления хранением и РСУБД. Из последних событий консолидации рынка аналитики выделяют приобретение компанией Open Text у фирмы Quest Software пакета средств управления выводимыми данными Vista Plus, который располагает такими возможностями, как индексация, защита на уровне страниц, управление печатью, поддержка уведомлений по электронной почте, функции XML-трансформации и аналитики. Достойно внимания также приобретение компанией Veritas Software британской фирмы KVS и ее продукта Enterprise Vault, одного из лидеров в области систем архивации электронной почты и содержания для Microsoft Exchange, SharePoint и Office.

Техника безопасности

Безопасность — в контекст бизнеса

Как показывают недавние опросы, проведенные AMR Research, инвестиции в информационную безопасность в компаниях, как правило, не соотносятся с вложениями в новые бизнес-инициативы. Лишь после внедрения технологий в поддержку последних обычно выясняется необходимость закрывать появившиеся «дыры». Согласно результатам опросов, приоритеты при составлении бюджетов безопасности отдаются средствам предотвращения внешних угроз. Системы же управления идентификациями и содержанием занимают едва ли не последние строчки. Бизнес-подразделения в большинстве компаний имеют минимальное влияние на стратегию и политики безопасности. В связи с этим аналитики дают такие рекомендации. Во-первых, генеральные и финансовые директора компаний должны привлекать ответственных за бизнес-процессы к составлению политик безопасности; возможно, стоит вывести директора по безопасности из-под отчета ИТ-директора и включить в состав исполнительного руководства. Во-вторых, при расчете бюджета безопасности обязательно нужно проводить анализ возврата на инвестицию, руководствуясь бизнес-целями компании. В-третьих, ответственность за исполнение служащими политик безопасности следует возложить на бизнес-менеджеров.

Предупрежден и...не вооружен

Результаты исследования Ernst & Yang в области информационной безопасности за 2004 год показали, что, несмотря на хорошую осведомленность руководителей компаний о рисках, которым подвергается корпоративная система со стороны их сотрудников, они не предпринимают адекватных мер. Более 70% из 1233 ведущих компаний, опрошенных в 51 стране мира, не включили обучение и повышение осведомленности сотрудников по вопросам информационной безопасности в списки своих приоритетных задач.

Исследование Ernst & Yang указывает на то, что организации по-прежнему уделяют основное внимание таким внешним угрозам, как вирусы, в то время как серьезность внутренних угроз постоянно недооценивается. Компании охотно идут на закупки технологических средств, в частности, межсетевых экранов и антивирусной защиты, но не готовы относить кадровые проблемы к разряду приоритетных.

Московский дебют InfoSecurity

В конце сентября прошла выставка InfoSecurity 2004, организованная компанией Reed Exhibition. Выставка уже несколько лет с успехом проходит во многих странах мира (Великобритании, Голландии, Франции, Бельгии, США, Скандинавских странах). В Москве она была организована впервые, что, однако, не помешало привлечь внимание тысяч специалистов в области информационной безопасности. Особый статус выставке придало участие представителей государственных органов, экспертов ведущих мировых и отечественных компаний рынка информационной безопасности. По словам Геннадия Емельянова, председателя совета Ассоциации защиты информации, данное направление является стратегически важным для государства, а потому органы власти будут принимать активное участие в формировании и развитии отрасли. Емельянов отметил существенный рост российского рынка информационной безопасности: сегмент увеличивается примерно на 10% в год, а к 2007 году его доля в отечественной ИТ-отрасли должна составить 7%.

Несмотря на внимание госструктур к этому мероприятию, на выставке почти не звучала тема административно-правового регулирования в области ИБ. Явный интерес слушателей вызвала работа секции «Информационная безопасность как безопасность бизнеса».

Джон Коттер в Москве

Недавно с однодневной лекцией в Москву приезжал профессор Гарвардской школы бизнеса Джон Коттер, эксперт по лидерству, автор ряда книг (некоторые, наиболее известные, переведены на русский язык: «Лидерство Мацуситы», «Суть перемен», «Впереди перемен»). Подобно звездам шоу-бизнеса, профессор ежегодно объезжает несколько стран с гастрольным туром, выступая перед корпоративными слушателями с лекциями на тему лидерства. В этом году в орбиту Коттера попала и столица России.

Выпускаемый издательством «Открытые системы» журнал «Искусство управления» выступал информационным спонсором визита гуру, а его редакторы Петр Левицкий и Сергей Юрлов задали профессору Коттеру пару вопросов специально для журнала «Директор информационной службы».

В чем, по-вашему, должна состоять лидерская роль директора информационной службы в эпоху изменений?

Большинство CIO сейчас не просто обеспечивают функционирование информационной системы. Они также занимаются внедрением интегрированных систем управления, таких, как SAP, например. Это приводит к значительным изменениям в деятельности всей компании. Так что работа CIO в современной компании должна быть связана с лидерством. Внедрение интегрированных систем постоянно провоцирует новые изменения, и если человек, который с этим сталкивается, не знаком с лидерством, то он просто не в состоянии понять, а в чем, собственно, проблема? Обстоятельства усугубляются тем, что остальной менеджмент, как правило, не очень хорошо разбирается в технологических вопросах и все, связанное с техникой, делегирует CIO. Есть компании, деятельность которых покрывает почти весь мир, они тратят огромные суммы на внедрение информационных систем. Если человек, который все это внедряет, не знаком с современными способами управления, то все эти траты окажутся напрасными — система не будет работать так, как должна.

Несколько лет назад лопнул мыльный пузырь так называемой новой экономики. Internet казался лидером, но вышло, что это не так. Как вы считаете, в чем причина потери того самого лидерства и падения Internet-экономики?

Internet-экономика считалась лидером — и рухнула. Лидерство в технологической отрасли не может ограничиваться тем, что каждый новый шаг вперед делает твою компанию чуть лучше. Другие, не занятые в отрасли люди, недостаточно ее знают, и это приводит к ошибкам. На мой взгляд, первая причина краха Internet-экономики — непонимание. Вторая причина — огромные суммы, которые вкладывались в Internet-экономику — в непонятную систему.

Для чего обычно используют Internet? Как правило, для переписки. Когда Internet только появился, люди проводили в Сети часы. Интерес угас в течение нескольких лет. Internet не заменил, например, телевидения, не стал основным способом доставки информации. А значит, не оправдал надежд значительной части пользователей.

Пятнадцатый Softool

Пятнадцатая по счету выставка SofTool продемонстрировала широту потребностей российских предприятий в информационных технологиях. По сути, она объединила целый ряд экспозиционных проектов: «САПР экспо», «АСУТП Экспо», «Мир Академии» (здесь были представлены разработки российской науки), «Парад вузов», «ИТ в медицине и фармации», Linux Land, а также «DOCFLOW на СОФТУЛ?е» — осенняя секция популярной выставки, посвященной проблемам электронного документооборота. Разумеется, присутствовали и традиционные для этой выставки поставщики систем управления предприятий и систем информационной безопасности. Как и в прежние годы, выставка была ориентирована в первую очередь на средний бизнес.

В один из дней выставки в рамках Пятой научно-практической конференции «Информационные технологии в России» прошло заседание секции «Технологии управления». Ее организатором выступил журнал «Директор информационной службы». Особый интерес слушателей вызвали доклады, посвященные управлению изменениями в ходе внедрения системы качества ISO 9000-2000, особенностям управления холдинговыми структурами, методикам построения ориентированной на потребности бизнеса информационной системы масштаба предприятия и способам оценки продолжительности и ресурсоемкости ИТ-проектов. С большим вниманием были восприняты и выступления, посвященные опыту автоматизации логистических цепочек, методике разработки плана обеспечения непрерывности бизнеса, методологии стратегического руководства ИТ (IT Governance), правовым аспектам построения отношений с поставщиками информационных технологий и ИТ-услуг, а также сравнительному анализу отечественных и западных методологий производственного планирования. Самые интересные доклады вскоре будут представлены в виде статей в нашем журнале.

Языком цифр

В поисках ответа

Мощная информационная архитектура и грамотное руководство со стороны директора информационной службы поможет пользователям найти то, что им нужно

Компании не в силах сохранить конкурентоспособность, если их сотрудники не могут проанализировать данные своей деятельности. В последнем отчете консультационной компании Delphi Group говорится, что проектирование информационной архитектуры — или иерархической системы классификации данных в масштабе всего предприятия — упростит поиск информации делового характера: сведений о сделках, прогнозов продаж, докладных записок, электронных писем и т. д. Найти все это станет легче, а, следовательно, корпоративная информационная система принесет больше пользы сотрудникам, которым все эти сведения необходимы для принятия правильных решений. Однако недостаточно формализованный подход к информационной архитектуре и слабое руководство со стороны директоров информационных служб во многих организациях по-прежнему затрудняют осуществление поиска корпоративных данных.

Обследовав 300 компаний, работающих в самых разных уголках мира, сотрудники Delphi Group обнаружили, что более чем в половине из них формальная информационная архитектура вообще отсутствует. Более того, единого мнения в отношении того, кому следует выступать с инициативой построения информационной архитектуры, не существует. Результаты опроса показали: чуть менее трети респондентов считают, что стратегия управления информационной архитектурой исходит от директора информационной службы. Около четверти (26%) заявили, что подобные проекты возглавляет какой-то другой представитель ИТ-службы, а 18% указали, что ведущая роль здесь отводится руководителям основных подразделений.

68% пользователей заявляют, что поиск информациизатруднен и занимает много времени. Возможно, причина такого положения дел заключается в том, что...в 56% компаний нет официальных правил классификации информационного наполнения.

Почему пользователи не могут найти то, что им требуется

По словам исполнительного вице-президента Delphi Group Карла Фраппаоло, ответственность за проектирование информационной архитектуры не следует возлагать исключительно на информационную службу. Вместе с тем Фраппаоло уверен, что соответствующие инициативы должны исходить именно от ее руководителя. «Директору информационной службы отводится роль духовного лидера и главного контролера информационной архитектуры», — подчеркнул он. По мнению Фраппаоло, информационная служба должна работать бок о бок с начальниками основных подразделений, а пользовательским группам необходимо обеспечить правильность классификации информации и связать данную инициативу с задачами бизнеса. Без воздействия директора информационной службы и контроля с его стороны пользователи по-прежнему будут испытывать трудности с поиском нужных им сведений.

Передовые методы

Привлекайте представителей основных подразделений на самом раннем этапе. Тщательно изучите потребности пользователей, уясните задачи бизнеса и цели проекта. «Каждый час исследований сэкономит вам три часа, которые впоследствии придется потратить на переделку», — отмечает Фраппаоло.

Изучайте достижения современных технологий построения информационной архитектуры. Сопоставляйте их с потребностями бизнеса и информационного наполнения. Расширяйте свое видение, заглядывайте вглубь. Определите, что вам требуется: управление информационным наполнением, управление записями, классификация и маркировка или формирование систематических конструкций? Какой подход вы выберете для решения каждой из этих задач?

Продолжайте осуществлять управление и контроль за информационной архитектурой после завершения ее построения. Назначьте ответственного, который будет следить за действенностью и эффективностью информационной архитектуры, а в случае необходимости — и вносить в нее нужные коррективы. «Поймите, что информационная архитектура представляет собой динамическую конструкцию, — пояснил Фраппаоло. —Ваше решение должно включать модель управления, которая поставит перед ее владельцем определенные условия, а также предоставит ему требуемые средства и время для внесения необходимых изменений.


Jon Surmacz. By the numbers. Searching for Answers. CIO Magazine. September 15, 2004

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями