В этой лекции мы подробнее остановимся на том, какие параметры применяются для описания процесса планирования потребности в той или иной номенклатурной позиции.

В этой лекции мы подробнее остановимся на том, какие параметры применяются для описания процесса планирования потребности в той или иной номенклатурной позиции. Кроме того, мы затронем вопрос о спецификациях продуктов.

«Нулевой цикл ERP-проекта. Первые шаги» Часть 4.

(См. начало в «Директор информационной службы», №6, №8, №9 2004).

В предыдущих номерах мы рассмотрели шесть групп атрибутов: общие данные, группировки номенклатурных позиций, данные об их хранении, об издержках по номенклатурной позиции, прочие данные. Кроме того, мы изучили первые три подгруппы группы данных о планировании номенклатурной позиции.

Группа 6. Данные о планировании номенклатурной позиции

Подгруппа 4. Ответственные лица

Пример: закупщик, планировщик и т. д. Здесь на уровне номенклатурной позиции указываются люди, отвечающие за осуществление соответствующих видов деятельности по данной позиции. Эти сведения применяются для разделения зон ответственности и для использования их в качестве критериев выборки данных из системы.

Подгруппа 5. Атрибуты, влияющие на определение размера заказа.

Политика заказа. Данный параметр задает алгоритм, по которому формируются заказы определенного размера на закупку или на производство (в зависимости от источника пополнения потребности для данной номенклатурной позиции).

Этот параметр может отклонять логику MRP от идеальной, при которой предлагается полностью сбалансировать потребность в номенклатурных позициях и их получение (посредством закупки или изготовления). Но часто имеют место технологические или экономические соображения, диктующие, например, применение фиксированного размера партии или необходимость агрегирования потребности за некоторый период времени. Тем самым мы можем, в силу указанных обстоятельств, прийти к неизбежности некоторого запаса. В большинстве систем есть три основных вида политики заказа, каждая из которых имеет свою сферу применения.

Фиксированный размер заказа. В этом случае для номенклатурной позиции формируются заказы в размере, указанном для нее модификатором заказа «размер заказа». Иногда применение данной политики заказа неизбежно в силу ограничений, накладываемых производственным процессом. Преимуществом ее применения является простота и возможность произвести надежный расчет длительности производственного цикла. Последнее обусловлено тем, что длительность производственного цикла обработки партии предметов зависит от размера этой партии. Если же размер партии фиксирован, мы получаем значение, которое, будучи записанным в параметр «длительность производственного цикла» для номенклатурной позиции, используется как стандартный параметр при работе MRP (см. также Гаврилов Д. А. Управление производством на базе стандарта MRP II. СПб: Питер, 2003. — 352 с.: ил.), и ситуации, когда рассчитанная по технологическому маршруту длительность цикла отличается от записанной в данных о номенклатурной позиции, не возникает. Однако при применении данной политики практически неизбежно формируются переходящие с одного интервала планирования на другой складские остатки.

Заказ на период. Для номенклатурной позиции формируется заказ, удовлетворяющий потребность в ней за отрезок времени, указанный в модификаторе заказа «период заказа» (скажем, три дня). Это наиболее распространенная политика, в особенности для закупаемых номенклатурных позиций. Она влечет за собой неиспользованные в течение периода заказа складские остатки, но по окончании каждого периода запас, не являющийся установленным как страховой, используется. К данной политике применимы различные модификаторы заказа, например кратность, минимальный размер и т. д.

Партия для партии. Данная политика заказа является базовой для MRP-систем, так как она предполагает формирование отдельного заказа для каждого источника потребности в данной номенклатурной позиции, при этом агрегирования потребности не производится в принципе. В отличие от двух вышеуказанных, эта политика ориентирована на нулевую величину складских запасов в каждом интервале планирования. Для некоторых типов номенклатурных позиций, в частности для фантомных номенклатурных позиций, она обязательно должна применяться, так как мы планируем такое количество единиц фантомной позиции, которое будет использовано при производстве родительской для нее позиции, запасов оставаться не должно.

Размер заказа. Параметр показывает нормативный размер производственной партии, обычно используемый для данной номенклатурной позиции, и имеет смысл только для политики «фиксированный размер заказа». Для всех остальных политик значение этого параметра несущественно, так как соответствующие алгоритмы расчета размера заказа его не учитывают.

Период заказа. Параметр показывает период времени, за который агрегируются потребности в данной номенклатурной позиции и формируется один консолидированный заказ. Для всех остальных политик, кроме политики «заказ на период», значение этого параметра несущественно, так как соответствующие алгоритмы расчета размера заказа данный параметр не учитывают.

Страховой запас. Обычно данная величина отражает «стабильную» составляющую страхового запаса, необходимого для покрытия потребности в данных изделиях на случай сбоев в снабжении или неожиданно высокой величины спроса на продукцию.

Как правило, страховой запас рекомендуется устанавливать для номенклатурных позиций независимого спроса. Его величина обычно зависит от таких составляющих, как степень точности прогноза потребления номенклатурной позиции (для изделий независимого спроса это прогноз продаж), которая отражается посредством среднеквадратического отклонения, и уровень обслуживания (сервиса), являющийся целевым и устанавливаемый менеджментом предприятия. Чем ниже точность прогноза и чем выше целевой уровень обслуживания, тем выше требуемая величина страхового запаса.

Минимальный размер заказа. Если данный параметр установлен, то MRP-система не сформирует заказ меньшей, чем указано, величины.

Максимальный размер заказа. Данный параметр в основном применяется с целью контроля за размерами заказов, дабы они не превосходили некоторой разумной величины. Как правило, MRP-система может сформировать заказ в размере, превышающем максимально установленный, однако при этом будет сформировано соответствующее предупреждение планировщику — пользователю системы.

Кратность заказа. Этот параметр необходим в том случае, когда нужно указать размер заказа, кратный некоторому количеству изделий, помещаемых, например, в коробку, контейнер и т. п., чтобы система формировала заказы на целое количество этих упаковок.

Классификацию номенклатурных позиций полезно проводить с точки зрения их общности для последующего упрощения создания массивов нормативно-справочной информации в MRP II — системе с возможностью переноса данных из одной базы в другую. Ошибки, практически неизбежные при подготовке данных, при использовании такого механизма носят системный характер и достаточно хорошо локализуются — требуется лишь проверить записи по одному представителю из каждой группы номенклатурных позиций. В то время как при вводе данных о номенклатурных позициях с клавиатуры неизбежны ошибки случайные, локализовать которые значительно сложнее. Кроме того, подобный подход дает возможность сформировать «шаблонные» номенклатурные позиции для каждой классификационной группы и присвоить им характерные значения по параметрам их хранения в запасах, по параметрам их планирования, по бухгалтерскому признаку (обязательная классификация), по другим классификационным группировкам, помимо бухгалтерской (они обычно имеют факультативный характер), по зонам ответственности планировщиков и др.

Спецификации

Спецификация — это список всех сборочных единиц, полуфабрикатов, деталей и материалов, применяемых в родительской сборочной единице, с указанием норм их расхода. Он используется вместе с главным календарным планом производства для определения номенклатурных позиций, для которых должны быть сформированы заявки на закупку и запущены в производство производственные заказы. Для спецификаций существует множество форматов представления данных. Различают одноуровневые спецификации, а также спецификации с отступами («структурированные»), модульные (плановые) спецификации, а также спецификации транзитные, матричные, учетные.

Все спецификации должны быть формализованы, описаны в едином формате в единой базе данных, с тем чтобы все подсистемы пользовались едиными сведениями о составе продукта.

Это требует налаживания единых процедур создания и ведения данных о спецификациях с реализацией принципа персональной ответственности. Спецификации активно используются при планировании материальных потребностей, на базе чего впоследствии формируются графики производства и закупок, при расчете себестоимости продукции, при формировании материальных требований на склад под конкретные производственные заказы.

Следует отметить, что выделяют несколько основных типов спецификаций, каждый из которых служит определенным задачам.

Обычная спецификация. Первый из них — так называемая «обычная» спецификация, которая отражает взгляд на продукт с точки зрения технолога. В этой спецификации учитывается, какие компоненты на какую операцию технологического маршрута в каком количестве (с учетом норм потерь) поступают (см. рис. 1).

Рисунок 1. Схема взаимосвязей

Здесь сразу же следует отметить, что спецификации в ERP-системах описываются как одноуровневые, в виде соотношения «родитель — компонент». Для каждой такой пары указывается в общем случае норма расхода в единицах измерения компонента на одну единицу измерения «родителя», норма потерь компонента в виде процента брака, а также, возможно, сдвиг по времени потребности в данном компоненте относительно момента начала той технологической операции маршрута, с которым «увязана» данная спецификация. Если последний параметр не указан, предполагается, что компонент требуется к началу маршрута.

Может оказаться так, что «конструкторские» спецификации выглядят несколько иначе, чем «технологические». В этом случае следует приводить описание к «технологическому» формату, пользуясь при этом, если необходимо, возможностями описания фантомных номенклатурных позиций и так называемых транзитных спецификаций, являющихся вторым типом спецификаций.

Транзитная спецификация. Данная спецификация вкупе с фантомными номенклатурными позициями предназначена для того, чтобы дать возможность выделения номенклатурной позиции, являющейся неким промежуточным звеном при изготовлении другой номенклатурной позиции (см. рис. 2). В этом случае фантомная позиция есть всего лишь промежуточный результат маршрута (не складируемая позиция), окончательным же результатом является позиция, помещаемая в запасы (складируемая).

Рисунок 2. Фантомная позиция

Соответственно, можно сказать, что спецификация типа «родитель (производимая, складируемая позиция) — компонент (фантомная позиция)» есть транзитная спецификация. Система «минует» ее при планировании потребности в материалах, формируя заказы на компоненты фантомной позиции, но не на нее саму. Безусловно, в некоторых информационных системах можно найти возможность формирования заказов на саму фантомную позицию и даже возможность учитывать при планировании запасы фантомной позиции, однако это уже особенности реализации принципа.

Иначе говоря, если, с точки зрения конструктора, позиция есть, а с точки зрения технолога, она лишь промежуточный результат маршрута производства другой позиции, эта позиция «фантомная». Если же, наоборот, технолог видит необходимость описания позиции, не указанной конструктором, значит, придется описать новую номенклатурную позицию.

Вообще говоря, довольно часто внедрение ERP-системы приводит к наращиванию количества номенклатурных позиций в справочнике. С одной стороны, следует стремиться к сокращению количества уровней в многоуровневых спецификациях, упрощая тем самым процедуру планирования и сокращая количество объектов, которые надо держать под контролем. С другой стороны, следует стремиться к описанию процесса производства продукции «как он есть», с тем чтобы модель процесса производства, описываемая информационной системой, была близка к жизни. Эти требования могут противоречить друг другу, и приходится искать компромиссное решение.

Плановые спецификации. Данные спецификации могут быть описаны в двух формах: как модульные спецификации и как суперспецификации.

Плановые спецификации применяются в том случае, когда есть необходимость в рамках спецификации продукта отразить варианты исполнения продукта. Они характерны для стратегий позиционирования продукта «сборка на заказ» и «производство на заказ». С точки зрения информационных систем компонентами плановой спецификации могут быть:

  • фантомные позиции типа «перечень общих компонентов», связывающие воедино, через указание их спецификации, все те компоненты, которые применяются в продукте с использованием одних и тех же норм расхода, вне зависимости от варианта исполнения продукта;
  • «модули», представляющие собой номенклатурные позиции, находящие применение при изготовлении родительской номенклатурной позиции не всегда, а в некоторой доле случаев, причем хотя бы один из модулей указанного списка применяться должен. В этом случае описывается фантомная позиция типа «модуль», а компонентами (реальными, складируемыми), согласно модульной спецификации, являются ее варианты;
  • «опции», представляющие собой номенклатурные позиции — компоненты, входящие в родительскую номенклатурную позицию не обязательно, а в некоторой доле случаев, причем применение определенной опции никак не связано с применением или неприменением других опций.

Плановые спецификации позволяют сократить объем описания, который необходимо хранить в информационной системе, по сравнению с вариантом, когда нужно было бы описывать все спецификации в обычном формате. Кроме того, они позволяют выполнять планирование потребности в материалах, когда есть только информация по прогнозам продаж по товарным группам продукции. Они также позволяют использовать программы-конфигураторы, дающие возможность принимать заказ клиента на конкретную конфигурацию продукта прямо в информационной системе. Эти программы имеются не в каждой ERP-системе. Их наличие, а равно и их возможности могут быть одним из требований при проведении тендера.

Следует отметить, что, чем глубже в структуру продукта «погружены» плановые спецификации, тем более «тонкая» настройка продукта под требования конкретных клиентов возможна, с одной стороны, и тем более серьезные требования к конфигуратору и процессу финальной сборки выдвигаются — с другой.

Суперспецификации находятся на самом верхнем уровне структуры продукта и дают возможность работать с прогнозами по товарным группам. Компонентами суперспецификаций могут быть как складируемые, реальные номенклатурные позиции, так и модули.

Дмитрий Гаврилов — старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного политехнического университета: d.gavrilov@abc.org.ru


Глоссарий

Аксессуар (accessory) — выбор или свойство, добавляемое к товару или услуге, предоставляемой клиенту, для адаптации готового продукта. Аксессуар расширяет возможности продукта, но не обязателен для базовой функциональности продукта. Во многих компаниях аксессуар означает, что выбор не обязательно делать перед отгрузкой, он может быть добавлен более поздней датой. В других компаниях данный выбор должен быть сделан до отгрузки.

Заказ на период (Period order quantity) — техника формирования размера заказа, при которой размер заказа (партии) равен чистой потребности для определенного количества периодов — скажем, недель, в будущем. Количество периодов заказа может быть разным, каждый размер заказа уравнивает издержки хранения и издержки подготовки заказа для интервала.

Кратность заказа (order multiples) — модификатор размера заказа, применяемый после того, как был рассчитан размер заказа (партии), и увеличивающий размер заказа до кратного данной величине.

Максимальный размер заказа (maximum order quantity) — модификатор размера заказа, применяемый после того, как был рассчитан размер заказа (партии), и ограничивающий размер заказа предварительно указанным максимальным уровнем.

Минимальный размер заказа (minimum order quantity) — модификатор размера заказа, применяемый после того, как был рассчитан размер заказа (партии), и увеличивающий размер заказа до предварительно указанного минимального уровня.

Модульная спецификация (modular bill of material) — тип плановой спецификации, который построен из модулей продуктов и опций. Он часто применяется в компаниях, где продукт допускает большое количество факультативных возможностей, например в компаниях, осуществляющих сборку на заказ (производители автомобилей).

Номенклатурная позиция (item) — любая уникальная (определенная) производимая или закупаемая деталь, материал, полуфабрикат, сборочная единица или готовый продукт.

Опция (option) — выбор, который должен быть сделан клиентом или компанией при адаптации готового продукта. Во многих компаниях термин «опция» означает обязательный выбор из ограниченного списка.

Партия для партии (Lot for lot) — техника формирования размера заказа, при которой плановые заказы формируются с тем размером, который равен чистой потребности в каждом периоде. (Информационные системы часто трактуют данную политику заказа более глубоко, когда для каждого источника потребности в номенклатурной позиции формируется отдельный плановый заказ. — Д. Г.).

Политика заказа (order policy) — набор процедур для определения размера партии и других параметров, относящихся к заказу.

Принадлежность (attachment) — аксессуар, который должен быть физически прикреплен к продукту.

Размер заказа (order quantity) — синоним размер партии (lot size) — количество определенной номенклатурной позиции, которое заказывается с завода или от поставщика или отпускается в производственный процесс как нормативное (стандартное) количество.

Свойство (feature) — отличительная характеристика продукта или услуги. Характеристика представлена опцией, аксессуаром или принадлежностью. Например, при заказе нового автомобиля клиент должен указать тип и размер двигателя (опция), но не обязан выбирать кондиционер (принадлежность). (Информационные системы могут называть группу опций, одну из которых надо обязательно выбрать, модулем. — Д. Г.)

Спецификация общих компонентов (common parts bill of material) — тип плановой спецификации, которая группирует общие для продукта или семьи продуктов компоненты в одну спецификацию, подчиненную псевдородительской номенклатурной позиции. (Очевидно, что псевдородительская позиция может быть только фантомной. — Д. Г.)

Страховой запас (safety stock):

  1. В общем смысле количество запасов, планируемое к нахождению на складе для защиты от колебаний спроса или предложения (поставок).
  2. В контексте разработки главного календарного плана производства дополнительные запасы и мощность, планируемые в качестве защиты от ошибок прогнозирования и краткосрочных изменений в принятых заказах. Для создания страховых запасов может применяться избыточное планирование (overplanning).

Фиксированный размер заказа (fixed order quantity) — техника формирования размера заказа в MRP или в управлении запасами, при использовании которой плановые или фактические заказы всегда формируются в определенном размере или же с определенной кратностью, если чистая потребность в периоде превосходит фиксированный размер заказа.

См. также глоссарий, опубликованный в №№ 6, 8, 9 журнала «Директор информационной службы» за 2004 год.

Источник: APICS Dictionary. Tenth edition. 2002.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями