Девицы в полночь, футурологи, политологи... да просто все, кто интересуется своим будущим, отдадут дань этому почтенному занятию...

Каламбур типа B or not 2 уже весьма избит, тем не менее вопрос, стоит ли заниматься деятельностью типа B2x, по-прежнему весьма актуален для многих российских бизнесменов, слышавших звон, о «новой экономике» но не уверенных, что правильно понимают, о чем он.

На убежденность пророков «новой экономики» не действует западный опыт. Там покупательная способность населения и его «обеспеченность» доступом в Internet не в пример выше нашей, а флагман B2C — магазин Amazon.com — терпит убытки, которые не потянет ни одно российское предприятие сходного профиля. Не действует на оракулов и простое соображение о том, что в наших условиях хваленая кристальная прозрачность, привносимая в бизнес B2B-системами, привлечет внимание многих нечистоплотных любопытствующих...

Попробуем подойти к проблеме с другой стороны — проведем аналогию между историей B2-бизнеса и Internet-СМИ.

Что сулили года полтора-два назад пророки новой «медии»? Они обещали, полный и безоговорочный расцвет, ибо iСМИ будут: 1) доступны круглосуточно и повсеместно; 2) крайне влиятельны (ведь в Internet «ходят», по данным аналитических агентств, самые передовые — «выразители мнений», граждане с достатком не ниже среднего; кроме того, iСМИ «не замазаны» в политико-олигархических дрязгах прошлых лет, а стало быть, им поверят); 3) чрезвычайно прибыльны, ибо, не нуждаясь в тратах на бумагу, печать и распространение, привлекут — благодаря исключительности своей аудитории — массу рекламы, кроме того, благодаря пунктам 1 и 2, а также взрывоподобному росту аудитории, iСМИ легко заткнут за пояс любое традиционное СМИ, и ждать этого осталось недолго. Напоследок знатоки советовали начинать немедленно, ибо «потом» вхождение в рынок станет гораздо дороже. Все это (кроме «политики», хотя и ей можно найти аналог) легко применимо к субъектам электронной коммерции. Открытый 24 часа в сутки дешевый магазин, где рады каждому, - что может быть чудесней?

Первое, на что стоит обратить внимание, — это доступность Internet весьма ограниченному кругу россиян (их численность и «классовый» состав — тема отдельного разговора). Русский язык в отличие от, скажем, английского имеет хождение преимущественно на 1/6 части суши, где распространена разумная привычка просвещаться за счет фирмы. То есть большей частью с 10 до 18. Если, не дай Бог, на предприятиях «различной формы собственности» вздумают укрепить производственную дисциплину и последить за тем, как в рабочее время используется доступ в Сеть (благо соответствующее ПО предлагается многими), то посещаемость лент новостей, iСМИ, магазинов, чатов и прочего упадет очень сильно — в разы, а может, и на порядки. «Хождение» же в Сеть за свой счет по телефонной линии — крайне мучительная процедура, поскольку все радующие глаз примочки (фотографии, баннеры, чудеса анимации, реклама) имеют обыкновение грузиться медленно. Если, читая новостную ленту, графику можно и отключить, то при выборе товара хочется, чтобы его показали лицом, а также боком и с тыла — и желательно с максимальным разрешением.

С дешевизной, особенно в пересчете на условного читателя (в равной мере — покупателя), тоже не очень получается. Например, солидное издание должно покупать не только бумагу, но и новости информационных агентств, иметь собственные, «эксклюзивные» источники в коридорах власти, нанимать журналистов, которые произведут должное впечатление на «лидеров мнений». В свою очередь, аренда помещений и закупки торгового оборудования — далеко не единственная головная боль и статья расходов Internet-магазинов.

Что же касается сверхдоходов от размещения рекламы, нацеленной на богатеньких рунетян, то эта сказка умерла, и, похоже, надолго, если не навсегда. Причем почти сразу, что лучше любой словесной критики говорит о несоответствии исследований сетевой аудитории и самой аудитории. Побочным эффектом стало то, что iСМИ в рекордно короткие сроки прошли эволюцию от свободных и независимых «Web-обозрений» до участников предвыборной грызни.

Проблемы Internet-торговли множатся по мере того, как ее начинают воспринимать «всерьез». То Yahoo! запретят продавать «нацистские» вещи на территории Франции (вот тебе и «торговля без границ»!), то с продажей оружия, табака, алкоголя и лекарств возникают законодательные проблемы. А то просто Yves Saint Laurent и Van Cleefs et Arpels добьются запрета продажи своей продукции через Сеть — чтоб не портить жизнь основным каналам распространения продукции, надо полагать. Оживились борцы за права Internet-покупателей, а власти предержащие подумывают о налогообложении громко трубящей о своем исключительно успешном развитии отрасли...

Я не то чтобы против «Интернета» во всех его проявлениях. И сетевые газеты в перерывах почитываю, и в сетевых магазинах информацию о нужном продукте порой разыскиваю (покупать только избегаю — пробовал). Однако повторное использование набора маркетинговых заклинаний, в случае с iСМИ породивших безобидный фарс, для коммерческих организаций может обернуться финансовой трагедией. Nasdaq и Nyse тому порукой.

Дмитрий Гапотченко — заместитель главного редактора еженедельника Computerworld Россия. С ним можно связаться по электронной почте: gdi@osp.ru


От редакции

Девицы в полночь, футурологи, политологи... да просто все, кто интересуется своим будущим, отдадут дань этому почтенному занятию. Конечно, и «Директор ИС» не чужд этой слабости. Поэтому как только Дмитрий Гапотченко произнес вслух фразу «гадание на контентной гуще», мы тут же пристали к нему с просьбой объяснить, что это такое. А он решил, что лучше не объяснять, а показать на примере (которым мы с вами и делимся).

Познакомившись с его примером, мы в очередной раз убедились в том, что гадание бывает разное, скажем, «от Кассандры» или «от футурологов-оптимистов». По этой причине мы намереваемся продолжить футурологическую линию в январе нового года-века-тысячелетия.