Все эти идеи казались перспективными, многие инвестировали в них значительные средства, а они исчезли так же быстро, как появились.

После выхода справочника управленческих фокусов "Техника и инструменты управления" (Darrell K. Rigby. Management Tools and Techniques. Bain&Co., 1998), пришло время делать менеджерам ИТ прививки от рекламного словотворчества. Когда это становится хронической болезнью, выражающейся в частом присутствии на конференциях, где занимаются такими пустяками, словотворчество может наносить сильный ущерб компетенции людей в принятии решений. Пострадавших легко узнать: их непонятные презентации предлагают радикальную схему мгновенных решений, которая требует нового финансирования при отсутствии каких-либо доказательств преимущества таких инвестиций.

Быстрый темп технологических инноваций породил взрыв словесной гимнастики по поводу того, как совладать с быстрыми изменениями. В эпоху, когда знания и трепотня распространяются в розницу, как моющие средства, поставщики идей не считают нужным утруждать себя какими-либо доказательствами новизны или ценности. Сторонники нового громкого слова или понятия редко могут, если вообще могут, показать преимущества, подкрепленные доказательствами.

Некоторые громкие слова являются всего лишь новой игрой на старых идеях. Например, GartnerGroup придумала фразу: Стратегия предпринимательства с нулевым ожиданием (Zero Latency Enterprise Strategy) и обозначила ее как "одну из наиболее важных новых тенденций в компьютерной области на ближайшие пять лет". После пристального изучения смысла сказанного с учетом современного быстродействия и чувствительности автоматизированных систем это оказывается только перефразированием идей, о которых я слышал 30 лет назад, когда концепция вычислений в реальном времени была подана мне в качестве разрешения моих затруднений с пакетной обработкой.

Громкие слова выгодны и просты в распространении. Стоимость выработки новых громких слов пренебрежимо мала, как и цена их распространения. Рецензенты книг, журналисты и особенно консультанты всегда ищут новые повороты и будут всегда готовы пропагандировать слово. Штампованные словосочетания, такие как вычисления, устойчивые к сбоям или целевое планирование готовности, пуска и цели стоят больших денег в лекциях и контрактах на консультации.

Таким образом, если производство громких слов дешево стоит, пользуется широкой популярностью и может быть чрезвычайно выгодно, почему бы всем нам не пользоваться этим как одним из видов умственных упражнений? Проверим, насколько словотворчество может быть вредно - ведь оно может иметь непредсказуемые последствия.

Рассмотрим своевременное управление запасами или циклическое обращение. Грандиозные идеи. Но они сделают ваше предприятие недееспособным, если нарушится подача запасных частей или не будет отвечать система поставщика.

Рассмотрим теперь электронную коммерцию или производство на заказ. Звучит здорово. Но снабженцам вашей компании будет нанесен большой урон, если заказ на 100 единиц будет передан как заказ на 100 000 единиц.

Возьмем реинжиниринг или концентрацию внимания на ключевых возможностях. Звучит фантастически! Но эти слова только деморализуют персонал, поскольку служащие осознают, что такие объявления по большей части служат маскировкой для сокращений.

Обратимся к хранилищам данных или управлению знаниями. Это может быть полезным, за исключением того, что консолидированные архивы становятся гораздо более легкой добычей информационного криминала.

Далее, сбалансированные карты результатов или инспектирование исполнения. Известно, что эти понятия порождают бессмысленную статистику, когда исполнители говорят руководству то, что руководство хочет услышать.

Защищайтесь от инвестиций в громкие слова

Проекты, в которых применяются информационные технологии, не должны сводиться только к ожиданиям, навеянным последними громкими словами. Хорошие ИТ-планы должны сопровождаться доскональным исследованием (с использованием совершенно независимых источников) того, насколько реально достичь результатов, ожидаемых от инвестиций.

Последнее указание Комиссии по ценным бумагам и валютным операциям, требующее, чтобы компании оговаривали потенциально возможное долларовое возмещение ущерба от ошибки 2000 года, если их защитные усилия не достигают запланированной цели, является шагом в правильном направлении. Громкое выражение "уступка 2000 году" тает, как лед на печке, когда финансовый директор должен будет подтвердить ответственность за возможные последствия, выраженную в долларах. Я верю, что руководители корпораций скоро начнут следовать аналогичным требованиям. Ведь это может хорошо защищать от инвестирования в громкие слова, производящие свой эффект благодаря тем чудесам, которые люди почему-то продолжают ждать от компьютеров.


Пол Страссман (ceo@stacorp.com) - активный сторонник независимой оценки риска, связанного с использованием ИТ. Он находит, что интенсивность создания громких слов непосредственно связана с количеством рекламных журнальных страниц о компьютерах.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями