Пол Страссман&Точка зрения

  
Дефицит системного персонала — это временный феномен. Изучение истории всех дефицитов самых разных ресурсов — еды ли, золота, нефти, земли или рыбы — учит нас, что это отклонения, вызванные по большей части временным повышением потребности.

Экономика роста цен всегда будет порождать меры коррекции, которые в конце концов дают приемлемый уровень обеспечения ресурсами.

Дефицит и собственный интерес

Поставщики радуются любым «дефицитам», потому что сбыт становится легче, а цены — выше. Недавнее открытие дефицита системного персонала и программистов было спровоцировано дружными усилиями всех, кто извлекает из этого выгоду.

Например, Американская ассоциация технологической информации (Information Technology Association of America), союз предпринимателей, который представляет в основном компьютерную индустрию, выступает за более либеральные иммиграционные квоты для специалистов компьютерной сферы. Национальный исследовательский совет (National Research Council) и Ассоциация компьютерных исследований (Computer Research Association), которые отражают, как правило, академическую точку зрения, поддерживают большее субсидирование компьютерных ведомств. Ассоциация издателей сферы программного обеспечения (Software Publishers Association), лоббирующая интересы компаний Microsoft, Oracle и др., отстаивает ассигнование общественных денег на усиление поддержки программистов. Люди, связанные с компьютерами, любят новости о нехватке талантов, так как это повышает ощущение их важности и служит оправданием их запросов на установление заработной платы выше среднего уровня.

Тому, кто стремится стать профессионалом в компьютерной области, заняться бизнесом в области поиска специалистов или образовать программистскую компанию, было бы полезно понять, насколько реален и устойчив существующий сегодня дефицит.

Дефицит не длится долго

Есть простой способ ликвидировать дефицит: сократите потери и увеличьте производительность. В примерах недостатка нет.

Каждые несколько лет Нью-Йорк испытывает тревожный недостаток воды, потому что большая часть ее запасов теряется из-за протекающих труб и плохого управления в части распределения ресурсов. Богатый землей Советский Союз имел хронический дефицит продуктов питания, в то время как большая часть урожая оставалась гнить на неубранных полях. Только 15 лет тому назад по причине дефицита ожидалось повышение цены на золото до 1000 долл. за унцию. Спекулянты потеряли деньги, когда из-за понижения спроса уровень цен оказался вчетверо ниже ожидаемого.

Предполагалось, что прошлогодняя нехватка нефтепродуктов приведет к цене более чем 100 долл. за баррель. В настоящее время нефть в реальных долларах стоит меньше, чем в момент зарождения опасений по поводу дефицита. Угроза продовольственного голода и нехватки топлива, которая воспринималась как реальное предсказание в 60-х годах нашего века, сменилась теперь избытком материальных благ с соответствующим понижением цен относительно глобального роста доходов населения.

Есть достаточно оснований полагать, что «кризис» рынка труда в области информационных технологий будет развиваться по такому образцу: сопротивление росту стоимости труда, автоматизация задач программирования, стандартизация приложений, принятие на вооружение методов всеобщего обеспечения качества, установление дисциплины в области проектирования систем и требований к сертификации. Управленцы будут противодействовать найму большого количества профессионалов-системщиков для решения проблем этих же профессионалов. Вместо этого управленцы ускорят действия, направленные на достижение большей производительности путем улучшения качества программного обеспечения (ПО).

Сторонники управления спросом

В начале этого года появился отчет рабочей группы, в котором основное внимание уделялось тому, как производительность и качество программного обеспечения связаны с дефицитом в США рабочей силы в области информационных технологий. Говард Рубин, глава факультета компьютерных наук нью-йоркского Hunter College, инициировал и возглавил эту работу, в которую внесли свой вклад и другие светила в области качества программного обеспечения, такие как Барри Боем, Джерри Грошоу и Кеперс Джонс.

В отчете делается вывод о том, что производительность труда в индустрии программного обеспечения в США неудовлетворительна, а с 1993 года даже понизилась. Менеджмент в области ПО остается неприемлемым; только 6% организаций имеют «сформулированный» план процесса управления в сфере программного обеспечения. Авторы отчета пришли к заключению, что повышение качества ПО, так же как сужение «разрушительной обратной связи» от текучести избыточных кадров, смягчило бы тенденцию компенсации неудовлетворительной производительности труда за счет привлечения большего количества людей.

Создатели отчета по результатам исследования качества и производительности программного обеспечения приветствуют увеличение притока высококвалифицированного системного персонала. Но они также определяют следующие практические шаги, которые необходимы для достижения большего эффекта: повторное использование ПО, стандарты системной интеграции, не привязанные к поставщикам, методы моделирования для учета требований потребителей, а также формальные процессы тестирования ПО и сертификация программного обеспечения для согласования с общепринятыми стандартами. По их оценкам, повторное использование высококачественных компонентов ПО в перспективе обладает наибольшим потенциалом по снижению затрат.

Выводы для управленцев

Рост цен, короткая жизнь технологий и хронические сбои систем стремительно уменьшают терпимость высших администраторов к потерям. Советы директоров осознают, что текущий дефицит квалифицированного системного персонала в значительной мере рожден внутри их же организаций в связи с «фиаско 2000 года», что является самым непосредственным доказательством управленческих промахов в области программного обеспечения.

Основные потери при управлении программным обеспечением как корпоративной собственностью просто позорны. Как показывают исследования Джонса, главы компании Software Productivity Research в Бурлингтоне, прекращенные проекты составляют свыше 15% всей программистской работы. Более того, около 60% программистского персонала в США занято исправлением ошибок, которых в большинстве случаев можно было бы избежать, если бы применялись подходы всеобщего управления качеством.

Если эти числа верны, правильные методы управления программным обеспечением могли бы привести к более чем миллионному избытку персонала. Таким образом, я не верю, что мы страдаем от недостатка персонала в 350 тыс. человек, как утверждают те, кто ищет источники финансирования для исправления ситуации, вызванной плохим управлением со стороны наделенных властью людей.

Теперешний дефицит системного персонала в США сойдет на нет по мере того, как нормальный рост, глобальная конкуренция и совершенствование практики системного менеджмента изменят существующие условия. Это наверняка случится в следующем десятилетии. Не следует рассчитывать на сохранение надбавок к ценам и дисбаланса между спросом и предложением и принимать решения, полагаясь на это порочное допущение.


Пол Страссман (ceo@stacorp.com) говорит, что сертификация повторно используемых компонентов ПО на основе стандартов высокого качества устранит потребность в большом объеме «ручного» программирования.