В первом выпуске обзора, посвященного реинжинирингу бизнес-процессов (РБП), были представлены материалы, по которым читатель мог получить первоначальное понятие о концепции, методологии, преимуществах и недостатках этого метода управления. В этом выпуске мы сосредоточимся на более углубленном изучении практических (раздел "Примеры внедрения") и теоретических (раздел "Дополнительная информация для специалистов") аспектах РБП. Для тех, чей интерес к реинжинирингу выходит за рамки настоящего обзора, ниже приведены электронные адреса видных специалистов по реинжинирингу.

Классики РБП

В раздел включены координаты классиков реинжиниринга (Т. Давенпорта, М. Хаммера и Дж. Чампи) в сети Internet.

1. Томас Давенпорт

davenport@mail.utexas.edu

Томас Давенпорт (Thomas H. Davenport) - один из отцов-основателей бизнес-реинжиниринга. В настоящее время работает профессором Университета Техаса в Остине. В прошлом занимал директорские посты в компаниях Ernst&Young и McKinsey&Company. В 1993 году в издательстве Harvard Business School Press вышел его бестселлер "Инновация процессов" (Process Innovation).

На сервере университета удалось обнаружить только адрес электронной почты Т. Давенпорта. Домашней страницы на университетских серверах Давенпорт не завел (либо она по каким-то причинам не внесена в списки).

2. Майкл Хаммер

http://www.hammerandco.com/faculty.htm#Hammer

Майкл Хаммер (Michael Hammer) - ведущий эксперт в области реинжиниринга, стоявший у истоков этого направления. В настоящее время возглавляет консалтинговую компанию Hammer and Company в Кембридже, штат Массачусетс. В 1990 году опубликовал в Harvard Business Review первую статью о реинжиниринге "Реинжиниринг работы: не автоматизировать, а устранять" (Reengineering Work: Don't Automate, Obliterate). В соавторстве с Дж. Чампи (см.) написал также классическую работу Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution, 1993 год (русский перевод этой книги "Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе" вышел в 1997 году в издательстве С.-Петербургского университета. - Прим. Е. З.)

Позже Хаммер написал еще две часто упоминаемые книги: Reengineering Revolution: A Handbook (Harper Business, 1995) и Beyond Reengineering: How the Process-Centered Organization is Changing Our Work and Our Lives (Harper Business, 1996), причем на сервере имеются отзывы на последнюю книгу.

На страницах сервера о Хаммере можно найти только его короткую биографическую справку. Желающие связаться с Хаммером по электронной почте могут попытаться написать по адресу webmaster@hammerandco.com (или любому другому, найденному на сервере).

3. Джеймс Чампи

http://www.perotsystems.com/company/team/james.html

Джеймс Чампи (James A. Champy), руководитель консалтингового направления компании Perot Systems, - один из ведущих специалистов в области бизнес-реинжиниринга. В соавторстве с М. Хаммером (см.) в 1993 году опубликовал книгу Reengineering The Corporation: A Manifesto for Business Revolution. В 1995 году вышла его книга "Реинжиниринг управления" (Reengineering Management).

По указанному адресу находятся фотография и краткая биографическая справка. Его адрес не приведен, но желающие написать ему могут либо воспользоваться справочным адресом ask.us@ps.net, либо, поскольку Дж. Чампи - постоянный автор Computerworld, взять его адрес со страниц еженедельника: JimChampy@ps.net.

Примеры внедрения

В этот раздел включены три примера реализации РБП-проектов как на предприятиях частного бизнеса (страховая компания CIGNA и корпорация Nissan), так и в государственных организациях (реинжиниринг отдела полиции Нью-Йорка по контролю за условно-досрочно освобожденными).

4. Реинжиниринг бизнеса в корпорации CIGNA: опыт и уроки первых пяти лет (Business Reengineering at CIGNA Corporation: Experiences and Lessons Learned from the First Five Years), Раймонд Карон и др., 1994 год

http://www.misq.org/archivist/vol/no18/issue3/sim94/sim94.html

38 экранов текста (объем - ок. 68 Кбайт)

Раймонд Кэрон (J. Raymond Caron) возглавляет направление информационных технологий корпорации CIGNA, в которой он проработал последние 22 года, начав с должности системного аналитика.

Статья описывает ход и результаты длительного реинжинирингового проекта в одной из ведущих страховых компаний США. За первые пять лет перестройки бизнеса (1989 - 1993 годы) в компании осуществлено более 20 инициатив, суммарный экономический эффект от которых превысил 100 млн. долл. Кэрон приводит и другие впечатляющие результаты, среди которых сокращение производственных издержек на 42%, сокращение длительности производственного цикла на 50% и повышение качества на 75%. Автор подчеркивает, что реинжиниринг был начат с небольших проектов, и описывает дальнейшее распространение накопленного опыта в больших масштабах. Уроки корпорации CIGNA позволят другим компаниям избежать многих ошибок при осуществлении РБП-проектов, и покажут, каких результатов от них можно ожидать.

5. Концептуальный реинжиниринг на Nissan (Conceptual Re-engineering at Nissan), Роберт Томас, 1997 год

http://www.strategy-business.com/casestudy/97206/page1.html

14 стр. общим объемом ок. 70 Кбайт (ок. 27 экранов текста с иллюстрациями)

Роберт Томас (Robert J. Thomas) работает в Nissan с 1982 года. С 1993 года, когда он был назначен президентом и генеральным директором, возглавляет корпорацию.

Статья Роберта Томаса в журнале "Стратегия и бизнес" рассказывает историю реинжиниринга без консультантов. Прежде чем начинать РБП-проект, высшему менеджменту пришлось коренным образом изменить способ своего мышления и подвергнуть сомнению самые основные убеждения. В ходе осуществления проекта руководство Nissan было вынуждено изменить свое отношение к потребителям, перестроить политику взаимодействия с дилерами, изменить сбытовую и рекламную статегию. Реинжиниринг в Nissan интересен тем, что РБП-проект был предпринят сравнительно благополучной компанией. К моменту публикации проект еще не был завершен, и Томас не приводит его результатов, но и процесс радикальной перестройки такой корпорации, как Nissan, несомненно, вызывает интерес.

6. Реинжиниринг отдела полиции Нью-Йорка по контролю за условно-досрочно освобожденными (Reengineering New York City's Probation Department), Расс Линден, 1996 год

http://www.reengineering.com/articles/apr96/NYCdpprb.htm

Файл объемом 14 Кбайт (ок. 10 экранов текста).

Расс Линден (Russ Linden) - консультант, специализирующийся на реинжиниринге государственных организаций, автор нескольких книг и многочисленных статей по вопросам системного и стратегического мышления, управления изменениями, организаций, ориентированных на потребителя, и др.

В отличие от Nissan нью-йоркский отдел по контролю за условно-досрочниками был поставлен перед необходимостью реинжиниринга под давлением суровой реальности: в 1992 году бюджет отдела был урезан на три с лишним миллиона долларов. Вместо того чтобы впадать в панику или просто сократить персонал и перераспределить работу между и так уже перегруженными офицерами, комиссар отдела Майкл Якобсон (Michael Jacobson) увидел в этом подходящий случай для коренного пересмотра принципов работы своих сотрудников. Линден не приводит результатов проекта, который в момент публикации осуществлялся полным ходом, но сообщает, что в результате упрощения процесса, делегирования прав принятия решений непосредственным исполнителям, применения информационных технологий и других приемов реинжиниринга отделу удалось пережить 30-процентное сокращение финансирования, сократить объем бумажной работы, улучшить взаимодействие между подразделениями и т. д.

Дополнительная информация для специалистов

В раздел включены теоретические работы, посвященные исследованиям в области методологии реинжиниринга, в том числе две статьи и текст диссертации. Наибольший интерес они могут представлять для углубленно изучающих РБП.

7. Изменение бизнес-процессов: исследование методологий, техники и средств (Business Process Change: A study of Methodologies, Techniques and Tools), Уильям Кеттингер, Джеймс Тенг и Субо Гуха, 1997 год

http://theweb.badm.sc.edu/bpr/

Более 20 файлов, объем - ок. 10 Кбайт

Уильям Кеттингер (William J. Kettinger) - консультант в области менеджмента, автор более 30 публикаций, посвященных управлению информационными системами, директор центра управления информацией Университета Южной Каролины.

Авторы представляют исследование, основанное на изучении опыта работы таких известных консалтинговых компаний, как Gemini Consulting, Ernst&Young, ISS, DMR Group, Andersen Consulting, Nolan & Norton Inc., CSC/Index, McKinsey Co., D. Appleton Co. и Price Waterhouse. Статья (впервые опубликована в MIS Quarterly) представляет довольно специальный интерес, список перечисленных в ней средств существенно устарел, но приведенный в Приложении 4 список 35 наиболее распространенных в РБП техник остается вполне актуальным, и, кроме того, снабжен ссылками на первоисточники. Приложение 6 группирует техники по этапам РБП-проекта и рекомендует соответствующие средства для каждого этапа.

8. О теоретической основе реинжиниринга бизнес-процессов (Towards a theoretical framework for Business Process Reengineering), Кай Саймон, 1994 год

http://www.adb.gu.se/~kai/pub/thesis.pdf Магистерская диссертация в формате PDF (для просмотра требуется Adobe Acrobat Reader) - размер файла 327 Кбайт (77 страниц).

Кай Саймон (Kai A. Simon) - известный специалист в области информационных технологий, автор многочисленных публикаций, докладов и учебных курсов по менеджменту и информационным технологиям, директор исследовательского института Виктория (Швеция).

Основной тезис этой монографии, посвященной исследованию теоретической базы реинжиниринга бизнес-процессов, можно вкратце сформулировать следующим образом: теория реинжиниринга находится на стыке таких хорошо разработанных областей знания, как маркетинг, управление оргструктурами и применение информационных технологий, и заимствует из них свои основные понятия и методы. Работа содержит обстоятельный анализ концепции и методологии реинжиниринга, полезные схемы и иллюстрации.

Значительное внимание автор уделяет изучению современной литературы по РБП (эта часть диссертации, естественно, значительно устарела). Фундаментальная работа Саймона предназначена для серьезно настроенного читателя, которого не отпугнет академический стиль изложения.

9. Применение таксономии бизнес-процессов к определению возможности реинжиниринга (Applying a Taxonomy of Business Processes to Identify Reengineering Opportunities), Томас Кроуэ, Кришнакант Ратхи, Джозес Рольфс

http://www.prosci.com/rathi.htm

Файл объемом ок. 20 экранов текста

Статья группы исследователей из Университета Миссури основана на изучении бизнес-процессов 36 американских компаний - производителей электронного оборудования. Авторы предлагают несколько отличную от классической портеровской схемы таксономию бизнес-процессов и выделяют восемь главных процессов, входящих в primary value chain (основные процессы создания потребительной стоимости). В статье, кроме того, описан способ определения процессов - кандидатов на реинжиниринг - методами математического моделирования. Приведенная техника (максимизация взвешенной суммы критериев полным перебором стратегий) не представляет математической новизны, но практики РБП могут использовать ее в работе так же, как приведенную таксономию бизнес-процессов и очень наглядные схемы процессов, входящих в primary value chain.


Ольга Анатольевна Мордкович - аналитик компании "Совам Телепорт", Москва. Ей можно написать по адресу: olik@online.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями