После инаугурации президента США Дональда Трампа стало ясно, насколько опасным может быть столкновение идеологических интересов с технологической мощью. За очень короткий промежуток времени Трамп не только шокировал общественность большим количеством противоречивых президентских указов, но и сумел заставить технологических гигантов полностью сменить тональность.

Особому риску все это подвергает Европу, поскольку более 80% цифровых технологий и инфраструктуры здесь сейчас импортируются. Европа зависит в первую очередь от США и Китая, а также от нескольких технологических компаний из этих стран. По данным Synergy Group, американские поставщики (Amazon, Microsoft и Google) занимают сейчас почти 70% европейского рынка облачных вычислений. Доля крупнейшего европейского провайдера на рынке составляет всего 2%. Кроме того, около 70% базовых моделей искусственного интеллекта, используемых во всем мире, созданы в США, а Китай контролирует примерно 90% мировых мощностей по переработке редкоземельных элементов.

Существующая зависимость хороша известна, но при этом немногочисленные контрмеры обусловлены по большей части инициативами отдельных европейских стран. В качестве примера можно привести офисное решение OpenDesk, разработанное Центром цифрового суверенитета государственного управления Германии (ZenDiS). Никаких общеевропейских усилий, которые могли бы обеспечить необходимую синергию, ранее практически не предпринималось.

Сложившееся положение дел призвана изменить инициатива EuroStack, поддерживаемая межпартийной коалицией Европарламента. Конечная ее цель заключается в том, чтобы в среднесрочной перспективе Европа смогла достичь стратегической цифровой автономии. Другими словами, у всех ранее полученных из-за рубежа решений должна появиться хотя бы одна европейская альтернатива.

Новая инициатива охватывает несколько различных уровней.

— Ресурсы, к которым относятся критически важные материалы, энергия и квалифицированная рабочая сила.

— Чипы: процессоры, технологии памяти и системы квантовой связи.

— Сети: цифровые и физические соединения, в том числе вышки сотовой связи и волоконно-оптические сети.

— Подключенные устройства и Интернет вещей: системы, которые позволяют обрабатывать информацию и собирать данные в режиме реального времени.

— Облачная инфраструктура: обеспечение безопасного хранения данных и соответствующие вычислительные мощности.

— Программные платформы, приложения и алгоритмы: операционные системы, прикладные программы и средства кибербезопасности.

— Данные и искусственный интеллект: средства обработки данных и получения аналитической информации.

На каждом уровне уже определены европейские компании и альянсы, которые будут всем этим заниматься. В их число входят такие известные предприятия, как Aleph Alpha, Bosch, Deutsche Telekom, NextCloud, SAP и Siemens. На разработку первоначальных цифровых прототипов Европейский суверенный технологический фонд выделяет 10 млрд евро. В целом же инициатива предусматривает инвестиции в размере 300 млрд евро, которые на протяжении 10 лет будут выделяться из разных источников, как государственных, так и частных.

В сравнении с инвестициями в ИИ в США и Китае, а также с капитализацией ведущих мировых игроков (Microsoft – более 3 трлн долл., Alphabet – 2,26 трлн долл.) европейская инициатива может показаться совершенно незначительной. Но не стоит забывать, что общеевропейский технологический стек основан на программном обеспечении с открытым кодом. А провал проекта EuroStack грозит Европе полной потерей технологического суверенитета. Без него она рискует превратиться в «цифровую колонию», где все важнейшие технологии, данные и цифровые сервисы почти полностью будут контролироваться внешними игроками. При таком сценарии трансформирующие технологии, такие как Интернет вещей и пограничные вычисления, концентрируются в неевропейских экосистемах, превращая Европу скорее в пассивного потребителя, чем в новатора, со всеми вытекающими последствиями.