Реклама

Каждый из нас, не имея возможности сделать что-либо своими средствами, вынужден обращаться к поставщикам услуг. Например, если хочется ездить на автомобиле, но нет собственной машины — можно взять такси и оплатить услуги водителя. Нужно выйти в Интернет, но нет под рукой компьютера — стоит пойти в интернет-кафе и оплатить услуги провайдера. Села батарейка в мобильном телефоне — можно приобрести карточку и позвонить из телефона-автомата на улице.

Оказывается, принцип покупки услуг применим и к сфере информационных технологий. Нужен офисный пакет, но нет средств на покупку или времени на установку — можно воспользоваться готовым решением Google «Документы и таблицы». Даже если вам необходимо более серьез-ное приложение, например CMS-система, вы можете найти такое решение, что не придется ничего устанавливать, внедрять, администрировать и т.д. В ИТ-сфере подобный подход называется «ПО как услуга» (Software as a Service, SaaS).

Принцип прост: поставщик услуги разрабатывает веб-приложение, размещает его в Интернете и управляет им. Пользователь же платит не за владение программным обеспечением как таковым, а за его использование, т.е. приобретает у разработчика не экземпляр программы, а лишь услугу — доступ к соответствующему веб-приложению.

Этапы долгого пути

Идея «ПО как услуга» не нова. Бурное развитие этого подхода в настоящее время можно объяснить появлением новых веб-технологий: Web 2.0, RIA и т.д.

Первые решения, которые можно отнести к SaaS, появились давно. На моей памяти они существуют уже лет десять, и пользуются ими миллионы людей по всему миру. Это бесплатные почтовые серверы, имеющие удобный интерфейс, предоставляющий все основные функции обычного почтового клиента. Ну чем не «ПО как услуга»? Доступен из браузера, не требует настройки и дополнительного администрирования, данные хранятся на сервере. Просто в те времена, когда такие сервисы только-только стали появляться, никто о концепции SaaS и не слыхивал. Почти одновременно появился и еще один подобный сервис — конструкторы сайтов, например сервис «Народ», предоставляемый «Яндексом». Кстати, если почтовые серверы так и остались почтовыми серверами, то конструкторы сайтов заметно эволюционировали: большой процент всех SaaS-приложений — это развитые CMS-системы, предлагаемые вместе с услугами хостинга за очень и очень внушительные деньги. Так, пользование CMS Komodo, о которой мы упоминали в апрельском номере, обойдется пользователю минимум в 3000 евро в год. Аналогичные системы находятся примерно в этой же ценовой категории.

Сервис «Народ» от «Яндекса» — прототип современной CMS 

Всплеск интереса к SaaS наблюдается не только среди пользователей и хостинг-провайдеров. Многие производители средств разработки позиционируют свои решения как инструменты для создания приложений SaaS. Скажем, компания Adobe продвигает новую среду AIR и продукты Flash и Flex в качестве средств разработки именно таких программ.

Не так давно обратила внимание на SaaS и компания Parallels (бывшая SWSoft), известная своими решениями в области виртуализации. Совместно с компанией Smart Online она объявила в марте этого года о появлении Parallels SaaS Development Kit — набора инструментов для разработки программного обеспечения, который поможет независимым разработчикам ПО оперативно комплектовать пакеты приложений SaaS более чем для 10 тыс. провайдеров услуг по всему миру, использующих решения Parallels.

web или не web?

Если предтечи нынешних SaaS-решений имели исключительно прикладное значение для самого Web, то сейчас «по запросу» предлагается самое разное программное обеспечение, начиная от текстовых процессоров, бесплатно доступных любому пользователю, и заканчивая комплексными многопользовательскими приложениями уровня предприятия: CRM, ERP и т.д.

Среди мировых лидеров SaaS-услуг можно назвать компании SalesForceCom, NetSuite и RightNow. Сервис SalesForce (www.salesforce.com) предлагает CRM-систему. Клиентов у него более 40 тыс., в их числе AMD, Konica Minolta, Cisco, Motorola и многие другие. NetSuite (www.netsuite.com) обеспечивает пользователей сразу комплексом решений под тем же названием, куда входят SaaS-приложения для электронной коммерции, управления взаимоотношениями с клиентами и планирования ресурсов предприятия. RightNow (www.rightnow.com) также предоставляет клиентам CRM-систему. Среди почти 2000 ее пользователей такие компании, как IBM, Nokia, TrendMicro.

В России разработчиков SaaS-приложений пока немного. Из выдающихся можно назвать, например, компанию Lognex, предоставляющую сервис «Мой склад» (http://www.moysklad.ru/). Как следует из названия, это решение предназначено для типичных задач складского учета (причем в компаниях малого бизнеса): отслеживания физического движения товаров, печати накладных, счетов и других документов, контроля остатков товаров на складах и т.д.

Сервис «Мой склад» российской компании Lognex

Стоит также упомянуть и компанию «АйТи», которая занимается внедрением системы управления взаимоотношениями с клиентами SugarCRM. Эта CRM-система изначально разработана в США, а «АйТи» лишь официально представляет продукт в России. Но тем не менее в прошлом году ее специалисты развернули коммерческую версию этой системы, построенную по принципу SaaS на базе производственного предприятия Matallux. Это был первый опыт внедрения «CRM-системы по требованию» в России.

Потерять или приобрести

Какую выгоду получает пользователь от такого подхода к приобретению ПО? Во-первых, в разы увеличивается скорость внедрения продукта: в большинстве случаев придется изучать только приемы работы с приложением, но не документацию по установке и настройке — в этом просто нет необходимости.

Во-вторых, доступ к приложению возможен откуда угодно, с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет. Сотрудники компании могут работать удаленно — дома, в командировке и т.д. Кроме того, беспрепятственно пользоваться приложением могут и специалисты филиалов компании, расположенных в других городах, или клиенты и партнеры, которым разрешен доступ к данным. Кстати, доступ работников удаленных офисов или партнеров в систему в этом случае более безопасен, чем в обычной ситуации, когда компания вынуждена впускать «посторонних» в пределы собственной внутренней сети.

SalesForceCom —  лидер среди поставщиков SaaS-услуг

В-третьих, при таком подходе значительно упрощается проблема установки обновлений и устранения неполадок. Поскольку поставщик услуги полностью контролирует свое ПО, он же отвечает и за исправление ошибок или добавление новых функций. Эти процессы происходят централизованно и не требуют от пользователя переустановки приложения или временного прекращения работы. Отсюда следует, что компания, использующая в работе такое ПО, может сократить штат ИТ-специалистов или направить их усилия на решение других задач, более важных для бизнеса. Экономия на ИТ-специалистах как нельзя более актуальна для компаний среднего и малого бизнеса, поэтому на сегодняшний день именно они чаще всего становятся пользователями SaaS-систем.

Безусловно, есть у такого подхода и отрицательные стороны. Первый вопрос, который ИТ-специалист компании задает поставщику: где будут храниться данные? Ответ, разумеется, один: у поставщика. Но устраивает он далеко не многих. Конечно, доверить провайдеру свой почтовый ящик можно. Это делают миллионы пользователей. За девять лет пользования сервисом mail.ru я, например, ни с какими проблемами не сталкивалась: за все это время не было случаев потери информации или нарушений конфиденциальности. Можно хранить на сервере Google тексты, созданные с помощью услуги «Документы и таблицы». А вот согласиться доверить третьей стороне базу данных клиентов — на первый взгляд рискованный шаг. Как правило, потенциальные пользователи опасаются двух моментов: утечки конфиденциальной информации и полной или частичной ее потери в случае, допустим, сбоев на сервере поставщика. Да и потом, что делать, если в один прекрасный день поставщик прекратит работать или компания сама решит расторгнуть договор? Получит ли она свою информацию и в каком виде? Разумеется, даже если все эти тонкости оговорены в договоре, риск потерять информацию остается самым главным препятствием на пути перехода к модели SaaS.

Регулярно и с удовольствием

С финансовой точки зрения модель SaaS выгодна тем, что поставщик получает прибыль регулярно: оплата услуг пользователями производится по определенной схеме (раз в месяц, квартал или год). Это значит, что деньги будут поступать на счет вне зависимости от того, сколько лицензий приобретет пользователь, или захочет ли он докупить дополнительную функциональность.

Еще один немаловажный момент состоит в том, что поставщик не потеряет часть прибыли из-за действий «пиратов». В случае SaaS возможность нелегального использования ПО полностью исключается.

Ну и наконец, нужно сказать о простоте управления программным обеспечением: поскольку все пользователи работают с одной и той же версией программы, нет необходимости конфигурировать приложение под специфические нужды каждой компании, а значит, не нужен большой штат технических специалистов.

Прогнозы

По мнению западных аналитиков, системы CRM и ERP/SCM, предлагаемые по модели SaaS, выигрывают долю рынка у обычных программ, так как все больше предприятий малого и среднего бизнеса выбирают услуги хостинга для наиболее бизнес-критичных приложений. Уже сейчас затраты на хостинг приложений превышают 4% от всех затрат малого и среднего бизнеса на ПО.

Согласно исследованиям Gartner Inc., рынок приложений SaaS к 2011 г. вырастет до 19,3 млрд. долл. А по результатам исследований, проведенных компанией Parallels среди 400 провайдеров услуг со всего мира, более 70% из них планируют предоставлять приложения SaaS уже в этом году.

Что же касается российского ИТ-рынка, то он скорее всего пока не готов к массовому переходу на модель «ПО как услуга». Пользователи опасаются доверять информацию третьим сторонам, т.е. пока еще зарубежным провайдерам SaaS-услуг. Российских же поставщиков крайне мало, да и отечественные хостинг-провайдеры еще только присматриваются к возможности создания и предоставления пользователям SaaS-приложений. По-видимому, всерьез говорить о SaaS в России можно будет лишь через пару лет. Тогда и у нас в стране найдутся компании, использующие в работе серьезные SaaS-инструменты, пусть даже предоставленные западными поставщиками. А может быть, появятся и российские провайдеры. Посмотрим.


Глоссарий

CRM (Customer Relationship Manage-ment) — система управления взаимодействием с клиентами. Корпоративная информационная система, предназначенная для целей автоматизации CRM-стратегии компании, для улучшения обслуживания клиентов.
Примеры: Microsoft Dynamics CRM, TerraSoft CRM, Oracle (Siebel) CRM.

CMS (Content Management System) — система управления содержимым (контентом). Частный случай таких приложений — системы управления сайтами. Подобные CMS позволяют управлять текстовым и графическим наполнением веб-сайта, предоставляя пользователю удобные инструменты хранения и публикации информации.
Примеры: «1С:Битрикс», UMI.CMS, Joomla.

ERP (Enterprise Resource Planning System) — система планирования ресурсов предприятия). Корпоративная информационная система (КИС), предназначенная для автоматизации учета и управления.
Примеры: IBM Lotus Notes, SAP, Oracle E-Business Suite.

SCM (Supply Chain Management) — cистема управления цепочками поставок. Предназначена для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товаро-движения на предприятии.
Крупнейшие поставщики в России: SAP, Oracle, IBS.

MES (Manufacturing Execution System) — исполнительная система производства. Системы такого класса решают задачи синхронизации, координируют, анализируют и оптимизируют выпуск продукции в рамках какого-либо производства.

WMS (Warehouse Management System) — система управления складом. Обеспечивает комплексную автоматизацию управления складскими процессами.

ECM (Enterprise Content Management) — система управления информационными ресурсами предприятия. По определению Gartner, ECM — это стратегическая инфраструктура и техническая архитектура для поддержки единого жизненного цикла неструктурированной информации (контента) различных типов и форматов. В российской практике ближе всего к понятию ECM находятся системы электронного документооборота (СЭД).
Примеры: «Летограф», Directum.

EMM (Enterprise Marketing Management) — категория программных продуктов, используемых в качестве платформы для автоматизации маркетинговых процессов предприятия, начиная от сбора и анализа информации о клиентах и заканчивая составлением планов, бюджетов, управлением маркетинговыми ресурсами, производством и анализом маркетинговой эффективности.

Купить номер с этой статьей в PDF