Каждый из нас, не имея возможности сделать что-либо своими средствами, вынужден обращаться к поставщикам услуг. Например, если хочется ездить на автомобиле, но нет собственной машины — можно взять такси и оплатить услуги водителя. Нужно выйти в Интернет, но нет под рукой компьютера — стоит пойти в интернет-кафе и оплатить услуги провайдера. Села батарейка в мобильном телефоне — можно приобрести карточку и позвонить из телефона-автомата на улице.

Оказывается, принцип покупки услуг применим и к сфере информационных технологий. Нужен офисный пакет, но нет средств на покупку или времени на установку — можно воспользоваться готовым решением Google «Документы и таблицы». Даже если вам необходимо более серьез-ное приложение, например CMS-система, вы можете найти такое решение, что не придется ничего устанавливать, внедрять, администрировать и т.д. В ИТ-сфере подобный подход называется «ПО как услуга» (Software as a Service, SaaS).

Принцип прост: поставщик услуги разрабатывает веб-приложение, размещает его в Интернете и управляет им. Пользователь же платит не за владение программным обеспечением как таковым, а за его использование, т.е. приобретает у разработчика не экземпляр программы, а лишь услугу — доступ к соответствующему веб-приложению.

Этапы долгого пути

Идея «ПО как услуга» не нова. Бурное развитие этого подхода в настоящее время можно объяснить появлением новых веб-технологий: Web 2.0, RIA и т.д.

Первые решения, которые можно отнести к SaaS, появились давно. На моей памяти они существуют уже лет десять, и пользуются ими миллионы людей по всему миру. Это бесплатные почтовые серверы, имеющие удобный интерфейс, предоставляющий все основные функции обычного почтового клиента. Ну чем не «ПО как услуга»? Доступен из браузера, не требует настройки и дополнительного администрирования, данные хранятся на сервере. Просто в те времена, когда такие сервисы только-только стали появляться, никто о концепции SaaS и не слыхивал. Почти одновременно появился и еще один подобный сервис — конструкторы сайтов, например сервис «Народ», предоставляемый «Яндексом». Кстати, если почтовые серверы так и остались почтовыми серверами, то конструкторы сайтов заметно эволюционировали: большой процент всех SaaS-приложений — это развитые CMS-системы, предлагаемые вместе с услугами хостинга за очень и очень внушительные деньги. Так, пользование CMS Komodo, о которой мы упоминали в апрельском номере, обойдется пользователю минимум в 3000 евро в год. Аналогичные системы находятся примерно в этой же ценовой категории.

Сервис «Народ» от «Яндекса» — прототип современной CMS 

Всплеск интереса к SaaS наблюдается не только среди пользователей и хостинг-провайдеров. Многие производители средств разработки позиционируют свои решения как инструменты для создания приложений SaaS. Скажем, компания Adobe продвигает новую среду AIR и продукты Flash и Flex в качестве средств разработки именно таких программ.

Не так давно обратила внимание на SaaS и компания Parallels (бывшая SWSoft), известная своими решениями в области виртуализации. Совместно с компанией Smart Online она объявила в марте этого года о появлении Parallels SaaS Development Kit — набора инструментов для разработки программного обеспечения, который поможет независимым разработчикам ПО оперативно комплектовать пакеты приложений SaaS более чем для 10 тыс. провайдеров услуг по всему миру, использующих решения Parallels.

Это не вся статья. Полная версия доступна только подписчикам журнала. Пожалуйста, авторизуйтесь либо оформите подписку.
Купить номер с этой статьей в PDF