наверх

Главная, «Мир ПК», № 12, 2006 5209 прочтений

Мы пришли сегодня в порт, или Виртуальное легостроение

Множество стишков и народных песен (например, про «славный корабль - омулевую бочку») утверждают самодостаточность компактности. Идея эта, очевидно, из разряда межнациональных. В Дании, например, есть уникальный город - там дома, улицы, люди и даже с

Николай Колдыркаев

Плывет, плывет кораблик
На запад, на восток.
Канаты - паутинки,
А парус - лепесток.

Д. Хармс

Посещение знаменитого парка LEGOLAND — мечта всех фанатов LEGO

Множество стишков и народных песен (например, про «славный корабль — омулевую бочку») утверждают самодостаточность компактности. Идея эта, очевидно, из разряда межнациональных. В Дании, например, есть уникальный город — там дома, улицы, люди и даже стоящие на реке корабли собраны из миллионов деталей конструктора LEGO. Так же как и средневековые датские замки, LEGOLAND (с 1996 г. он называется LEGOLAND Биллунд) привлекает толпы туристов и является местом паломничества фанатов LEGO. Именно в этом месте родилась игра, покорившая весь мир. Миллионы родителей покупают своим чадам наборы стыкующихся деталей, тысячи вполне взрослых людей считают блочное моделирование своим хобби, собирают уникальные конструкции и даже создают для них собственные компоненты. Это увлечение не могло не перекинуться в виртуальный мир. А поскольку мореплавание для детей выглядит одним из самых увлекательных занятий, большинство примеров в этой статье — морские суда разного водоизмещения, от маломерных до поистине гигантских. Всех их объединяет одно: они строились в сухих доках легомоделирования.

Детское увлечение маленьких и больших людей не могло не перекинуться в виртуальный мир. Первая программа для блочного моделирования была создана еще для системы DOS, а на сегодняшний день для каждой популярной ОС существуют открытые и абсолютно бесплатные приложения, позволяющие создавать виртуальные игрушечные миры из маленьких блоков и деталей. Разработчики подчеркивают, что их программы или наборы частей не представляют какую-либо конкретную торговую марку, но они явно лукавят.

Программисты действительно избегают использования слова LEGO в названиях продуктов, но тем не менее дают им созвучные или по крайней мере начинающиеся на букву L имена. Я уж не говорю о библиотеке элементов LGEO, в которой просто переставлены местами две буквы. Поэтому давайте назовем вещи своими именами и познакомимся с программами для моделирования конструкций из... ну хорошо, хорошо... LEGO-подобных элементов.

LeoCAD: шаланды, полные кефали

LeoCAD создана не на пустом месте, а использует проверенную временем библиотеку элементов другого популярного, но более сложного пакета LDraw. В этой базе данных — несколько тысяч деталей. Я открываю раздел Boats (лодки) и начинаю собирать небольшой пиратский баркас. В голове вертится инфантильный хит всех без исключения американских выпускных вечеров: «Дава-а-ай у-уплывем! Возьмем свободный курс к неведомы-ы-м мо-орям!»

Перевод, кстати почти дословный, и незатейливость этой песни хорошо передают настроение при работе с LeoCAD — самым простым приложением для составления LEGO-подобных сооружений. Если вам в детстве хоть единожды покупали конструктор из стыкующихся блоков, то вы быстро найдете общий язык с этой программой. Лично у меня таких конструкторов было не меньше дюжины, в голове всплыл ряд не реализованных в детстве проектов, и я сразу взялся за дело.

Принцип работы здесь предельно прост. Большую часть окна приложения занимает рабочая область, а справа находится список деталей, организованных в группы. Из обширной коллекции фигур выбираем нужные и перетаскиваем в рабочую область, аккуратно стыкуя друг с дружкой.

По умолчанию в основном окне используется изометрическая проекция (вид сверху и сбоку), но в пункте меню View•ViewPort вы можете выбирать из 14 вариантов разбиения рабочей области. Последний — классический. Он состоит из четырех одинаковых по размеру областей: Top (вид сверху), Right (вид сбоку), Main (изометрический) и Front (вид спереди). Рекомендую начинать работу с редактором именно в этом режиме, потому что так вы будете видеть модель со всех сторон.

В этой программе удобно пользоваться одновременно и мышью, и клавиатурой. Например, мышью позиционировать объект в горизонтальной плоскости, а клавишами <PageUp> и <PageDown> — поднимать и опускать. Но можно действовать и по-другому: левой кнопкой мыши перемещать объект в горизонтальной плоскости, а правой — двигать по вертикали. Итак, приступим.

Для начала накидайте в место будущей стройки несколько деталей, затем на панели инструментов Drawing найдите кнопку Select (она нужна для выбора объекта). Выбрав объект, нажмите соседнюю кнопку (Move). Рядом с выделенным объектом появятся три разноцветные стрелки. Они служат для перемещения строго по одной из осей: красная — по X, зеленая — по Y, синяя — по Z.

LeoCAD - самая простая и удобная из программ для LEGO-моделирования

Нужно совсем немного времени, чтобы освоиться в трехмерном пространстве. Лично я примерно за полчаса приноровился к программе и даже нарисовал в ней небольшую лодку с пиратом (см. рисунок). Между прочим, в LeoCAD есть специальный мастер для создания схематических LEGO-образных персонажей. К стандартному туловищу можно прикрепить обычные и не совсем обычные конечности (например, деревянную ногу), на голову нахлобучить один из тридцати головных уборов, а лицу придать любое выражение — от благодушного до зверского или даже «инопланетного».

Получившийся в результате баркас с пиратом на борту произвел на моего ребенка неизгладимое впечатление — четырехлетний пацан аж подпрыгнул, когда я запустил свое творение в путь по экрану с характерной озвучкой типа «бу-бу-бу». Тут же было решено отправиться в плавание и по другим программам.

LeoCAD создана на основе стандартов, реализованных в другой мощной системе конструирования игрушечных моделей — LDraw. Поэтому экспорт в формат LDraw производится практически безупречно. Более того, вы можете переносить данные в PovRaу, 3D Studio или Wavefront. Первый вариант наиболее предпочтителен, так как PovRaу — открытый и бесплатный проект визуализации трехмерных сцен, который вы можете переписать с сайта http://www.povray.org. Для получения фотореалистичных результатов рендеринга к этой программе рекомендуется также загрузить библиотеку деталей LGEO с сайта http://www.el-lutzo.de/lego.

LDraw: большому кораблю большое плавание

LDraw — открытый и наиболее популярный стандарт для программ LEGO-моделирования плюс целый набор приложений, реализующих этот стандарт. LDraw позволяет создавать виртуальные LEGO-конструкции и сцены — целые LEGO-миры. Вы можете использовать этот пакет для документирования моделей, созданных вами физически, разрабатывать инструкции по сборке, в точности как у LEGO, генерировать трехмерные фотореалистичные изображения ваших виртуальных моделей и даже создавать анимацию.

Мощнейший пакет LDraw позволяет создавать сколь угодно сложные конструкции

Если вам понравилась работа с LeoCAD, но хочется иметь более мощный инструментарий, попробуйте пакет приложений LDraw. Реальные LEGO-наборы предоставляют ограниченное количество деталей и цветов. В LDraw нет ничего невозможного. Это невероятно функциональный набор утилит для проектирования игрушечных конструкций. Фактически пакет LDraw — полноценная система автоматизированного проектирования (САПР).

LDraw не просто позволяет собирать конструкции из готовых деталей (так же, как в LeoCAD). Он еще имеет специальные инструменты для создания новых элементов. Есть даже возможности импорта, например, из рисунков в формате BMP. Ну и конечно же в составе LDraw есть свой собственный визуальный редактор MLCad. Хотя кому-то он покажется несколько сложнее, чем LeoCAD, но его плюсы — скорость и богатая функциональность. По крайней мере, модель знаменитого парохода «Титаник», состоящую из 1830 деталей, в MLCad можно спокойно редактировать, в то время как LeoCAD на это явно не хватало системных ресурсов (на Pentium 4 с 1-Гбайт ОЗУ): открыть файл он смог, а вот поворачивал изображение с большим трудом.

Для визуализации готовых моделей в состав пакета входят аж три версии PovRay и его ускоренный вариант MegaPov. Это сделано для обеспечения совместимости. Переписав с сайта разработчиков ряд готовых моделей, я обнаружил, что проще и быстрее всего использовать раннюю версию PovRay 3.1 или MegaPov 0.7, так как у следующих версий более строгий синтаксис, и вам придется либо явно указывать версию языка в параметрах визуализации, либо расставлять точку с запятой после некоторых операторов.

PovRay позволяет увековечить созданную модель в виде фотореалистичной картинки. Принцип его работы основан на методе трассировки лучей света. Поэтому смело добавляйте источники освещения по вкусу или напустите туману. Используя PovRay, вы сможете превратить созданную вами модель в картинку, достойную стать обоями для Рабочего стола: приложение не только выведет результат на экран, но и сохранит его в графическом файле формата BMP.

Более простой способ предлагает утилита LDview. Это программа для визуализации моделей в реальном времени. Она использует OpenGL, поддерживает оконный и полноэкранный режимы, предоставляет множество опций просмотра. Модели просчитываются в LDview вполне реалистично, даже полупрозрачные элементы выглядят как настоящие LEGO-детали. Поддерживается экспорт картинки в растровые форматы PNG и BMP.

В общем, при наличии более или менее современной видеокарты вы сможете рассмотреть любую конструкцию с разных сторон в очень приличном качестве и сделать любительский снимок на память. А чтобы произвести впечатление на зрителей, можно легким движением руки заставить ваше творение вращаться вокруг своей оси в любую сторону. Нажмите кнопку мыши в окне LDview, поведите в нужную сторону и отпустите мышь прямо во время движения — модель начнет кружиться в ритме вальса.

Рекомендую также включить опцию вывода FPS — количества кадров, демонстрируемых на экране в течение одной секунды. Для этого выберите пункт меню Edit•Preferences и на вкладке General в области Mics поставьте флажок напротив параметра Show frame rate. Знать возможности своей системы при обработке той или иной модели бывает очень полезно, особенно если вы задумали ее анимировать.

Проект LDraw великолепно документирован. На официальном сайте можно найти 33 учебных пособия, 14 спецификаций и 5 ЧаВо (по-английски — FAQ — часто задаваемые вопросы и ответы на них). Вы можете даже приобрести на Amazon.com официальное печатное издание «Virtual LEGO» или справочное руководство «LEGO Software power tools».

LEGO Digital Designer: пристают к заставе гости

Программа для LEGO-моделирования от LEGO Group выполнена в виде увлекательной игры

Первые версии LDraw работали под управлением DOS в 1995—1996 гг., а последняя версия для этой ОС датируется 1997 г. Затем, в 1998—1999 гг., стали появляться первые визуальные редакторы LDraw для Windows, такие как MLCad. Интернет рос по экспоненте, и количество пользователей LDraw, по всей видимости, тоже. Знаменитая корпорация просто не может позволить себе игнорировать интерес своих фанатов к виртуальному LEGO-моделированию и начиная с 1999 г. выпускает собственную программу.

Сегодня LEGO Digital Designer больше похожа на хорошо сбалансированную игру, чем на многофункциональный редактор. Интерфейс радует глаз: крупные значки, ненавязчивая озвучка, подсказки опять-таки, совсем как в игре-бродилке. А главное отличие этой программы в том, что рендеринг происходит сразу, прямо во время конструирования.

Редактор-игра LEGO Digital Designer доступна для платформ Windows и Mac OS X и предъявляет средние по современным меркам требования к системе. Для запуска будет вполне достаточно компьютера на базе Pentium III (450 МГц) и 128 Мбайт оперативной памяти. Версия для Мас OS X закономерно рассчитывает на процессор G4 и 256-Мбайт ОЗУ. Обе системы требуют 100 Мбайт дискового пространства и 16 Мбайт на OpenGL-совместимой видеокарте.

Перед установкой программа проверяет аппаратное обеспечение компьютера на совместимость. В моей системе, например, оказался устаревший драйвер видеокарты, и я сразу был адресован на веб-страницу ее разработчика. На этом сайте я нашел, переписал и установил соответствующий драйвер. Установка отняла минимум времени, зато при первом запуске LEGO Digital Designer в течение пяти минут (и это на Pentium 4!) индексировал не такой уж и большой — по сравнению с другими программами — набор деталей.

Продукт тяготеет к зрелищности и помпезности, подобно концертам поп-звезд. Целый ряд простых на первый взгляд действий сопровождается звуковыми и анимационными эффектами. Например, при открытии созданной ранее конструкции ее детали слетаются со всех сторон, как воробьи на зерно, и, если изделие большое, могут очень долго таким образом соединяться в готовый объект.

К сожалению, функциональное наполнение редактора явно отстает от продвинутого интерфейса. Функции экспорта, например, ограничены растровыми форматами. То есть вы можете лишь сделать снимок, а использовать саму модель в других программах — ни-ни!

Похоже, что утилита LEGO Digital Designer предназначена в первую очередь для детей, поэтому здесь нет возможностей для такого свободного манипулирования данными, как в других системах LEGO-моделирования. Базовый набор фигур весьма ограничен. В документации заявлено, что кроме базового набора могут быть и другие (даже скриншоты приведены в доказательство), но о том, где их брать и как добавлять, умалчивается. Предполагается, что пользователь сам их создаст?

В общем, несмотря на карамельный интерфейс, недостатков у LEGO Digital Designer по сравнению с открытыми аналогами великое множество. Программа откровенно тормозит на компьютерах под управлением Windows. Macintosh с меньшей тактовой частотой справляется лучше, и создается ощущение, что приложение перенесли с Mac OS X, не озаботившись оптимизацией под более популярную платформу.

Дальше — больше. В документации даже намека нет на то, как разработанные в LDD конструкции конвертировать в другой формат, зато подробно описана процедура выгрузки готовых моделей на сайт LEGO для оценки стоимости частей и последующего заказа индивидуального набора. Заказ, с точки зрения разработчиков, — конечная цель работы. Все остальное они, по-видимому, считают лишним, ненужным и способным лишь помешать принятию потенциальным покупателем решения о приобретении.

Свистать всех наверх!

Все участники обзора достойны внимания не только заядлых LEGO-маньяков, но и обычных родителей, желающих приобщить ребенка к техническому творчеству. Самая яркая игра-конструктор предложена разработчиками LEGO. Детей начиная с 4—5 лет она просто завораживает, но возможности ее весьма ограниченны, и для комфортной работы ей требуется «навороченный» компьютер и быстрая видеокарта. Пакет LEGO-моделирования LDraw самый мощный — это настоящая САПР среди программ LEGO-моделирования. Он наверняка понравится взрослым, не на шутку увлеченным фанатам LEGO-моделирования. И наконец, самый простой и удобный LEGO-редактор любительского уровня LeoCAD представляется наиболее сбалансированным для начинающих пользователей.


КСТАТИ

Более точной навигации будет способствовать отображение сетки. Выберите пункт в меню View•Preferences и на вкладке Drawing Aids включите опцию Base Grid. Кроме того, в правом нижнем углу окна отображаются текущие координаты отмеченного элемента в трехмерной системе координат (X, Y, Z).


LDraw

Система автоматизированного LEGO-моделирования.
Оценка: 5 из 5
Операционная система:
Windows 98/Me/2K/XP (для Linux и Mac OS X доступна библиотека LDraw).
Системные требования: Pentium, 32-Мбайт ОЗУ, 512 Мбайт на жестком диске, VGA-совместимая видеокарта с разрешением от 800х600 и выше. LDview требует OpenGL-совместимую видеокарту.
Размер дистрибутива Windows: 48,3 Мбайт.
Сайт программы: http://www.ldraw.org

LeoCAD

Простая и удобная программа для конструирования моделей типа LEGO.
Оценка: 4,5 из 5
Операционная система:
Windows 98/Me/2K/XP, Linux.
Системные требования Windows-версии: Pentium II, 32-Mбайт ОЗУ, 30 Мбайт на жестком диске.
Размер дистрибутива Windows: 5,42 Мбайт.
Сайт программы: http://www.leocad.org

LEGO Digital Designer

Фирменная бесплатная программа для LEGO-моделирования.
Оценка: 3 из 5
Операционная система:
Windows 98/Me/2K/XP, Mac OS X 10.3.9 или 10.4.6.
Системные требования Windows-версии: Pentium III-450, 128-Мбайт ОЗУ, 100 Мбайт на жестком диске, 16 Мбайт видеопамяти, DirectX 8.0.
Системные требования версии Mac OS X: G4 400 МГц, 256-Мбайт ОЗУ, 100 Мбайт на жестком диске, видеокарта NVIDIA GeForce 5200, ATI Radeon 7500 и лучше.
Размер дистрибутива Windows: 16,5 Мбайт.
Сайт программы: http://ldd.lego.com


КСТАТИ

Жесткая коммерческая хватка разработчиков не помешала программе LEGO Digital Designer обзавестись целой армией преданных пользователей. Ко времени написания этой статьи в галерее Make and Create 3D Gallery отметилось 116 240 пользователей со своими (порой очень талантливыми) изделиями. Любую модель из этой галереи можно переписать с сайта http://ldd.lego.com (перейдя по ссылке Make & Create 3D gallery), модифицировать в LEGO Digital Designer или даже конвертировать в формат LDraw. Для этого вовсе не нужно быть хакером: оказалось, что при сохранении файла достаточно присвоить ему расширение .ldr. Но и на этом пути есть множество подводных камней, поскольку номенклатура деталей и их названия в LDD могут отличаться от тех, что имеются в библиотеке LDraw.

Комментарии


10/05/2016 №05

Купить выпуск

Анонс содержания
«Мир ПК»

Подписка:

«Мир ПК»

на месяцев

c

Средство массовой информации - www.osp.ru. Свидетельство о регистрации СМИ сетевого издания Эл.№ ФС77-62008 от 05 июня 2015 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)