О профессиональном редакторе оцифрованного звука Cool Edit Pro наш журнал уже рассказывал (см. «Мир ПК», №4/03, с. 142). Сегодня мы продолжим тему и разберем один из режимов работы в этой программе — мультитрековый. Не уметь работать в нем — значит не понимать саму суть редактора. Ведь полная мощь Cool Edit Pro открывается только в мультитрековом режиме, освоив который вы сможете понять, для чего, собственно, предназначается этот замечательный продукт.

Новый взгляд — новые возможности

Мультитрековый режим предоставляет звукорежиссерам возможность выполнять монтаж различных фрагментов аудио- и видеодорожек. Да-да, именно видео и даже MIDI, что весьма несвойственно редакторам оцифрованного звука.

Напомню, что в мультитрековом режиме выполняется работа над множеством треков, которые выстроены в колонку (рис. 1). Так вот, мультимедийные данные из внешних файлов (помимо тех, что обрабатывались в Cool Edit Pro в режиме редактирования) вставляются в каждый из этих треков без какой-либо предварительной подготовки. Можно также добавлять аудиодорожки из видеофильмов путем выбора нужного файла формата avi, в режиме реального времени производить запись оцифрованного звука или MIDI и, разумеется, загружать аудио различных форматов.

Рис. 1. Мультитрековый режим

Таким образом, Cool Edit Pro пригоден не только для диск-жокеев, но и для звукорежиссеров видеофильмов. Только необходимо учитывать несколько нюансов. Так, видеофильмы, равно как и MIDI-последовательности, нельзя обрабатывать в режиме редактирования, но их можно прослушивать и просматривать. В проект позволительно вставить только один видеофрагмент. При этом он будет отображаться или во всплывающем окошке, или в любой из панелей редактора (нужно лишь переместить всплывающее окно на какую-либо из границ внутренних полей Cool Edit Pro). После создания нового звукового сопровождения визуального ряда полученный видеофайл можно записать прямо из редактора. Что касается MIDI-последовательностей, то при их загрузке будьте внимательны: MIDI-файлы с текстовыми дорожками для караоке Cool Edit Pro пока не воспринимает. Оцифровать их в текущей версии тоже не удастся. Вообще, у Cool Edit Pro не очень хорошо сложились отношения с форматом MIDI. Хотя в редактор встроена возможность создавать музыку, набирая ноты и аккорды (команда меню Effects?Special?Music), качество соответствующего модуля я, к сожалению, так и не проверил из-за «зависания» приложения во время оцифровки созданной MIDI-последовательности. Что ж, подождем следующих версий...

Работа в мультитрековом режиме

Для четкого понимания принципов работы в мультитрековом режиме необходимо усвоить две вещи:

  • этот режим позволяет загружать в треки проекта мультимедийные данные из различных источников;
  • с самими данными можно проводить манипуляции, не модифицируя их.

Это значит, что, применяя эффекты к треку, вы не изменяете исходный файл. Для реализации такого принципа работы проект (Session) Cool Edit Pro содержит только ссылки на нужные файлы и команды, применяемые к ним. Еще одним важным достоинством такого подхода является высокая скорость работы редактора, так как во время редактирования не производится каких-либо преобразований, зачастую занимающих много процессорного времени.

Итак, рассмотрим интерфейс мультитрекового режима. При внимательном взгляде на рис. 1 видны только три новшества по сравнению с режимом редактирования Waveform:

  • более сложное рабочее пространство, состоящее из колонки треков с меню трека, располагающимся слева;
  • окно свойств сессии (Session);
  • кнопки в панели инструментов сверху.

Разберемся с этими элементами подробнее.

Рис. 2. Меню трека

В текущей версии пакета в мультитрековом режиме предусмотрено 128 треков. При этом их разрешено использовать в произвольном порядке, так как ни один из треков не привязывается к какому-либо конкретному типу данных. Слева от каждого трека имеется меню управления им (рис. 2), где в текстовой строке можно задать его название, настроить индивидуально устройства ввода-вывода (кнопки Out 1 и Rec 1), использовать стековый механизм применения эффектов (кнопка FX), задать уровень громкости (поле V) и панораму — смещение звучания к правой или левой колонке (кнопка Pan). В распоряжении пользователя также три цветных кнопки для выбора режима работы трека: красная с символом R включает запись, желтая S позволяет прослушать только выделенный трек (остальные при этом заглушаются) и зеленая M заглушает текущий трек.

Рис. 3. Эквалайзер трека

На вкладке EQ (вызывается одноименной кнопкой, рис. 1) спрятаны настройки эквалайзера трека (рис. 3), при этом кнопкой EQ/A можно делать текущим один из двух вариантов его настроек. Поля H, M, L позволяют подавлять или усиливать высокие (H, high), средние (M, middle) и низкие (L, low) частоты. Непосредственные значения диапазонов частот можно задать вручную в меню настроек эквалайзера, для этого достаточно щелкнуть правой кнопкой мыши на любом из полей ввода. Более наглядную настройку можно выполнить там же в графическом окне эквалайзера, перетаскивая нужные вершины кривой управления частотами.

Рис. 4. Стек эффектов трека

И еще немного о меню. После нажатия кнопки FX в меню трека на экране отобразится окно стекового управления эффектами (рис. 4). Слева в нем будут показаны доступные эффекты. Чтобы подключить какой-либо из них, достаточно выделить его в иерархическом списке и нажать кнопку Add посередине окна. Данный инструмент особенно полезен, когда нужно поэкспериментировать, применяя несколько эффектов одновременно. Для таких случаев предусмотрена возможность изменять порядок выполнения эффектов кнопками Move Down и Move Up, настраивать каждый из них с помощью кнопки Properties и главное — наблюдать эффекты в режиме реального времени. Последнее весьма действенно, когда нужно подобрать не только правильную комбинацию эффектов, но и их параметры. После настройки эффектов — если не хватает мощности компьютера для их выполнения в реальном времени — можно сохранить результат командой Mix Down to File из всплывающего меню, а затем прослушать его.

Рис. 5. Окно свойств трека

Основные настройки текущего трека можно посмотреть, нажав левой кнопкой мыши на свободном пространстве меню трека (рис. 5). И вообще, если вы впервые открыли окно мультитрекового режима, советую пощелкать правой кнопкой мыши в панели настроек трека: таким образом можно обнаружить все возможные его настройки.

В нижнем правом углу редактора находится окошко настройки параметров сессии. Видимо, по мнению разработчиков, самыми важными являются настройки темпа музыкального произведения, однако выполняются они несколько необычным для музыкальных редакторов способом. Достаточно задавать шкалу времени в тактах и осуществлять привязку клипов к ним, что существенно помогает при работе с музыкальными произведениями. Кроме того, щелкнув в этом окошке на кнопке Advanced, можно выбрать любой допустимый способ работы со временем воспроизведения, включая все известные варианты для видеоформатов, и настроить метроном.

Рис. 6. Набор кнопок Multitrack View

А теперь рассмотрим панель инструментов мультитрекового режима. Если на ней щелкнуть правой кнопкой мыши, то откроется полный список доступных наборов кнопок. Часть из них вам уже известна, а некоторые легко освоить самостоятельно. Поэтому здесь мы рассмотрим только два набора — Multitrack View (рис. 6) и Multitrack Edit; они наиболее важны для мультитрекового режима. Самое интересное в наборе Multitrack View то, что с его помощью можно прямо на поле треков редактировать многие параметры с помощью кривой (рис. 7).

Рис. 7. Редактирование громкости трека с помощью кривой

Первые пять кнопок этого набора включают режим отображения того или иного параметра в виде кривой. Из них первые две регулируют постоянно присутствующие параметры Volume и Pan, а следующие три позволяют отображать кривую настройки только в том случае, если пользователь загрузил соответствующий эффект. Шестая кнопка активизирует режим редактирования кривых по точкам, а седьмая — режим растягивания трека по краю. В последнем режиме осуществляется управление командами Trim и Adjust Boundaries, которые можно найти в наборе кнопок Multitrack Edit. С помощью этих команд получается урезанный трек, в котором остается только выделенная часть, а остальная удаляется. Вернее, на самом деле изменения трека не происходит, просто его граница смещается к началу и концу области выделения.

Для редактирования кривых предусмотрены только команды перемещения вершин в любом направлении и вставки новых точек. Если вы хотите удалить выделенные точки или переключиться на сглаженный режим кривых, воспользуйтесь всплывающим меню трека Envelopes.

* * *

Итак, в этой статье мы познакомились с мультитрековым режимом Cool Edit Pro. Теперь настало время немного поупражняться. На прилагаемом к журналу компакт-диске вы найдете пример решения практической задачи: изменения собственного голоса.

С автором можно связаться по e-mail: vit@osp.ru.