С каждым годом ПК становились все быстрее, все компактнее, все дешевле. Если бы такими же темпами двигалась вперед автомобильная промышленность, то, как утверждают наблюдатели, все мы разъезжали бы сейчас на одноразовых реактивных «Феррари». Впрочем, может быть, и хорошо, что до этого не дошло: все-таки авария с машиной при скорости 700 МГц значительно безопаснее, чем при скорости 700 миль в час.

Так или иначе, но судя по сегодняшнему состоянию, темпы совершенствования компьютеров и дальше останутся беспрецедентно высокими. В прошлом месяце (см. «Мир ПК», № 1/2000, с. 86 — Прим. ред.) мы оглядывались назад, вспоминая историю вычислительной техники. В этом выпуске мы смотрим вперед, на технологии, которые сегодня создаются, а завтра будут определять вид нашего мира, и на стоящих за ними людей. Переживут ли ПК безумие, вызванное Internet, или отправятся вслед за восьмидорожечной магнитной лентой и Apple Newton? Останется ли Microsoft великой силой к 2010 г. или гигантская империя распадется, как бывший Советский Союз?

Стоя на грани тысячелетия, мы вступаем в эпоху, описанную во множестве шедевров научной фантастики. Многое из предсказанного сбылось и даже стало частью повседневности. А плотность рекламной шумихи по поводу того, что нам предстоит, выше, чем у транзисторов на кристалле Pentium III. Что вы скажете о молекулярных вычислительных машинах, не видимых невооруженным глазом? А как насчет компьютерной мыши, которая воспринимает ваше настроение (правда, к сожалению, не умеет в зависимости от него изменять цвет)? Не все идеи, о которых рассказывается на этих страницах, осуществятся. И все же пристегните ремни: в ближайшие несколько лет нам, похоже, предстоит бешеная гонка.

Завтрашний день ПК

На электронных рубежах

«В будущем, — гласит предсказание на Web-узле анимированного шоу Мэтта Гренинга под названием Futurama, — люди станут жить вдвое дольше, а компьютеры — умирать вдвое быстрее».

Слухи о скорой кончине ПК, возможно, преждевременны, но они не обязательно преувеличены. Никто не в состоянии сказать, как он переживет приближающееся нашествие суперинтеллектуальных вычислительных устройств — от беспроводных телефонов до бытовой техники. Такие изделия способны сделать ПК менее необходимым, особенно если они окажутся более простыми в эксплуатации и не будут так часто давать сбой.

В ближайшей перспективе ПК, видимо, станут меньше и мощнее, а их экраны — тоньше и ярче. Не исключено, что прогресс в распознавании речи превратит мышь и клавиатуру в музейные экспонаты, но стареющий ПК, пройдя курс пластических операций и косметического массажа, вероятно, еще удержится на сцене — по крайней мере, некоторое время.

Будь еще мощнее

Закон Мура, основанный на предсказании одного из основателей Intel Гордона Мура, сделанном в 1965 г., утверждает, что мощность процессоров будет удваиваться примерно каждые полтора года. С того времени, как закон был сформулирован, и до наших дней все именно так и происходит, причем никаких признаков снижения этой сногсшибательной скорости не наблюдается.

«Мы ожидаем, что действие закона Мура будет продолжаться и через десять лет от сего момента», — говорит представитель Intel Мэнни Вейра. По плану выпуска микросхем Intel, который задает темп в отрасли, процессоры Pentium III для настольных ПК с тактовой частотой 800 МГц должны появиться в первом полугодии 2000 г., а с частотой 1 ГГц — к его концу. AMD запланировала выпуск 1-ГГц процессора Athlon на октябрь.

Но рано или поздно современная технология процессоров себя исчерпает. По единодушному мнению исследователей, возможности существующей техники изготовления печатных плат ограничены, поскольку на кремниевой «вафле» умещается лишь какое-то определенное число транзисторов.

Так что давайте уменьшаться. По-настоящему уменьшаться.

Теперь вы видите...

Угроза для кремниевой платы исходит со стороны, во-первых, нанотехнологии, а во-вторых, квантовых вычислительных систем. Эти два направления пока еще главным образом теоретических исследований касаются использования в качестве компонентов логических схем молекул и даже субатомных частиц: основой для вычислений должны служить не электрические цепи, как сейчас, а положение отдельных атомов или направление вращения электронов. Если «микроскопические» компьютеры будут созданы, они обойдут современные машины и оставят их валяться в субатомной пыли.

Но на что может быть годен микроскопический ПК? Роберт Моррис, директор принадлежащего IBM исследовательского центра Almaden, утверждает, что практическое применение миниатюрному — хотя и не до такой степени миниатюрному — ПК наверняка найдется. «Мы не делаем эти предметы настолько мелкими, чтобы их можно было нечаянно вдохнуть, — говорит он, — а работаем над носимыми компьютерами». Микроскопическим компьютерам должно хватать очень мало энергии, что идеально для крошечного ПК, который можно надеть на себя, например, как наручные часы, — это одна из идей, разрабатываемых сейчас в Almaden (см. раздел «Завтрашний день ультрапортативных компьютеров»). По утверждению Морриса, мощность квантовых систем будет практически безграничной. Появится возможность организовать «массированные параллельные вычисления» типа тех, которые предвосхитила архитектура Deep Blue — суперкомпьютера, обыгравшего в 1997 г. чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова.

Будет ли подобная интеллектуальная мощность необходима для того, чтобы запускать Microsoft Office 2005? Вероятно, нет; но она позволит создать программы, выполняющие гигантские объемы расчетов, для решения таких задач, как предсказание погоды или генетическое конструирование.

Голос будущего

Системы распознавания речи часто провозглашаются наиболее естественным интерфейсом для ПК, и их разработка остается одним из самых активных направлений в компьютерной отрасли. Луис Воо, президент и генеральный директор компании Lernout & Hauspie — ведущей фирмы в области речевых технологий, считает, что аппаратное и программное обеспечение достигли уровня, на котором речевой ввод может быть независимым от диктора — иначе говоря, становится ненужным этап тренировки. Благодаря успехам техники аппаратного и программного шумоподавления, рассказывает Воо, появляются ненаправленные компьютерные микрофоны, способные выделять подаваемые голосом команды из фонового шума, который стоит в комнате. По его мнению, системы с голосовым интерфейсом станут частью повседневной работы с компьютером в течение ближайших трех—пяти лет.

Чувствительный ПК

Компьютеры стремительно научаются также мастерски узнавать лица, прослеживать взгляд и даже чувствовать настроение. Именно вокруг таких биометрических технологий построена исследовательская программа IBM под названием Blue Eyes («Голубые глаза»). «Одним из интересующих нас предметов, — говорит Моррис (директор исследовательского центра IBM), — являются внимательные пользовательские интерфейсы. Это интерфейсы, которые обращают внимание на вас, когда вы обращаете внимание на них».

Разработанный дизайнерской группой Sozo Design компьютер-пуфик с процессором Intel

Одна из разрабатываемых технологий, прослеживание взгляда, состоит в том, что на верху дисплея устанавливается компьютерная видеокамера, следящая за зрачками пользователя. По тому, на каком месте монитора он сосредотачивает взгляд, компьютер «чувствует», какая информация ему нужна, и вызывает ее на экран — щелкать на гиперссылке не требуется.

У систем распознавания лиц найдутся и иные применения. Например, компьютер с постоянно включенной видеокамерой сможет сканировать лицо всякого садящегося за него человека, и если это окажется кто-то, не имеющий доступа к данной машине, то блокировать клавиатуру, а если один из постоянных пользователей — подстраиваться под него. «Ваш дисплей мог бы регулировать размер шрифта в зависимости от того, в каком месте комнаты вы находитесь, — говорит Моррис. — Он мог бы узнавать в лицо членов вашей семьи и сразу же выдавать соответствующим образом настроенную информацию».

Еще один проект в рамках программы Blue Eyes — компьютерная мышь, способная чувствовать настроение: она будет оценивать эмоциональное состояние пользователя, измеряя через кончики пальцев его пульс, температуру и кожно-гальванический рефлекс. Возможные применения такого устройства относятся, по словам разработчиков, к областям видеоигр и изучения рынка. Авторам игры «чувствительная мышь» расскажет о том, в какие моменты человек волнуется или боится, а исследователям рынка — о том, что он чувствует, отвечая на те или иные вопросы при заполнении на компьютере опросного листа.

Внешность имеет значение

Хотя с точки зрения функции персональные компьютеры сделали огромный шаг вперед, с их формой почти ничего не произошло. Корпус, монитор, клавиатура так и остались серовато-бежевыми. Быть может, мы и покупаем «Феррари» новейшей модели, но с виду они мало отличаются от «Фордов» выпуска 1985 г.

Лишь на некоторых новых машинах — таких как EOne фирмы EMachines или высококлассные универсальные системы типа Z1 компании NEC — заметны изменения, да и те носят косметический характер. Однако будущие «придумки» могут опрокинуть наши представления о ПК и вынуть машину из коробки. В Intel, например, изучается идея ПК-пуфика (Ottoman PC) — мощного домашнего компьютера с процессором Pentium III, поднимающимся ЖК-монитором и беспроводной клавиатурой, смонтированного в виде подставки для ног, «органически сочетающейся с любым диваном или креслом». А компания Lexmark, производящая принтеры, тем временем разрабатывает в сотрудничестве с Колледжем изящных искусств университета шт. Кентукки дизайн рабочего места для офиса будущего. Среди его стильных компонентов — просвечивающий монитор, складная беспроводная клавиатура (похожая по виду на «высокотехнологичную» сумочку), которую можно носить по всему зданию и использовать с любым ПК, принтер, выпрыскивающий из картриджей и краску, и бумагу, а также «умный» стол, чувствующий приближение пользователя и подстраивающийся под его рост.

В один прекрасный день все эти вещицы вполне могут стать реальностью. Но и сейчас нам грех жаловаться: ведь компьютеры постоянно делаются меньше, быстрее и дешевле.

Дисплей — это вещь

Образец-прототип монитора с прозрачным экраном, разработанного компанией Lexmark

Ближайшие перспективы дисплеев можно кратко описать с помощью двух букв — ЖК (жидкокристаллический). У плоских ЖК-мониторов есть несколько преимуществ перед ЭЛТ-дисплеями (ЭЛТ — электронно-лучевая трубка): они легче, меньше и способны обеспечить более высокое разрешение. К сожалению, ближайшие несколько лет мониторы этого типа многим пользователям будут не по карману. Боб О?Доннелл, менеджер отдела дисплеев для ПК в фирме International Data Corporation (IDC), специализирующейся на исследованиях рынка, предполагает, что цена 15-дюймовых ЖК-мониторов не опустится ниже 500 долл. по крайней мере до 2003 г., и даже когда это произойдет, они останутся дороже ЭЛТ.

Тем не менее будущее — за плоскими мониторами, и как минимум одна компания пытается перевести их на следующий уровень. Это EInk, поставившая задачу в течение пяти лет наладить производство гибких дисплеев толщиной с бумажный лист. Мы беседовали с Рассом Уилкоксом, одним из основателей и вице-президентом компании. Разработанная EInk технология Immedia основана на вплавлении в тонкие листы пластика микроскопических капсул, содержащих жидкие чернила и крохотные частицы белого цвета, которые реагируют на электрические импульсы. Находящаяся на том же листе микросхема принимает радиосигнал от компьютера и преобразует его в текст или изображение.

В настоящее время EInk проводит полевые испытания дисплейных вывесок в магазинах компании J.C. Penney в Иллинойсе и Массачусетсе. Вывески размером 4x4 фута изготовлены из пластика, прикрепленного к вспененной основе, и способны принимать электрический импульс, вызывающий изменение текста и картинок. В течение тех же пяти лет компания планирует создать и электронную книгу с гибкими пластиковыми страницами, способными воспроизводить текст из файла, стирать его и восстанавливать. «[У этой книги] будут сотни страниц, которые можно будет перелистывать и на которых можно будет менять весь текст», — говорит Уилкокс. Если присоединить такую книгу к ПК, она покажет любой нужный вам текст оттуда.

Моррис из IBM ожидает развития дисплеев в другом направлении: на смену относительно маленьким двумерным экранам придут, по его мнению, большие трехмерные. «Одним очевидным расширением мог бы стать проекционный дисплей, — говорит он. — Вы проецировали бы изображение прямо на стены и жили бы в море данных». Моррис предсказывает использование трехмерных дисплеев для игр, развлечений, а также в медицине (например, трехмерное отображение результатов компьютерной томографии и рентгеноскопии, вероятно, сможет дать врачам более полное представление о состоянии нашего организма). На первых порах такие изображения нужно будет проецировать в стеклянный или пластиковый куб, но со временем они «научатся» возникать где угодно.

Успехи дисководства

Одно из препятствий, мешающих переходу на трехмерные дисплеи, — это огромный объем программ, необходимых для хранения и проецирования соответствующих изображений. К счастью, как ни стремительно развиваются процессоры, системы долговременной памяти прогрессируют еще быстрее.

«В настоящее время [емкость жестких дисков] увеличивается более чем на 100% в год, и я думаю, так будет продолжаться еще несколько лет», — говорит менеджер отдела дисковой памяти в IDC Даниела Левитас. По ее мнению, комбинирование магнитной памяти с новыми разработками в области оптических носителей позволит к 2005 г. выпустить жесткие диски с пластинами емкостью в 100 Гбайт каждая.

Но понадобится ли нам вся эта память, если мы станем жить в Internet? По словам Морриса, если развитие устройств хранения информации обгонит прогресс в коммуникационных технологиях, вполне разумно будет по-прежнему держать данные на локальных машинах. Но если впереди окажутся средства связи, будущее — за удаленными серверами. Тогда мы не станем хранить данные на вычислительных устройствах, а будем извлекать то, что нам нужно, из сетевых хранилищ. Представьте себе, что держите коллекцию звукозаписей на сервере Internet и, когда нужно, загружаете оттуда на свой портативный проигрыватель файлы формата MP3 с Тони Беннетом или Limp Bizkit. На «виртуальных дисках» в Web, таких как IDrive.com или FreeDrive.com, уже сейчас можно получить в свое распоряжение до 25 Мбайт памяти.

Моррис рассматривает память и в другом измерении. «Нас очень интересует идея голографической памяти, — рассказывает он. — Вместо того чтобы размещать магнитные биты на поверхности дисков, мы двинемся в третье измерение. Используя интерференцию лучей лазера, можно записывать информацию внутри кристаллов и быстро ее считывать». Применение голографической памяти способно повысить скорость передачи данных и эффективность поиска за счет мгновенного сканирования лазерным лучом огромных объемов данных.

Это отнюдь не пустые мечты. По словам Морриса, в исследовательском центре уже имеется опытный образец голографической памяти. По емкости он приближается к самым большим из существующих жестких дисков, а данные передаются со скоростью около 1 Гбайт/с. Но эта технология настолько дорога, что появления изготовленных по ней продуктов на потребительском рынке можно ожидать лишь через несколько лет.

Завтрашний день ультрапортативных компьютеров

Прекрасное в малом

Два десятка лет назад высшим техническим достижением в области портативной электроники была игра в футбол фирмы Coleco. Сегодня мы наблюдаем эпидемический рост переносных вычислительных и квазивычислительных устройств: портативные ПК, пейджеры, сотовые телефоны, электронные ассистенты (PDA), цифровые фотоаппараты и видеокамеры, субблокнотные компьютеры, мобильные аудиоплейеры, воспроизводящие MP3-файлы...

ПК компании Xybernaut можно надеть на себя

При таких темпах развития мы скоро будем ходить напичканные электроникой не хуже киборгов. В действительности вирджинская компания Xybernaut уже продает полнофункциональный носимый компьютерный комплект с видеокамерой Xybercam и маленьким цветным дисплеем, закрепляемым на голове и опускающимся перед глазами пользователя (идеально для монтера, висящего на телефонном столбе). Он стоит 5500 долл.

Как же нам удастся не свалиться под тяжестью всей этой ультрапортативной техники? Она сможет остаться, скажем так, портативной благодаря беспроводному подключению, усовершенствованным дисплеям и универсальным устройствам.

Средства беспроводного подключения для блокнотных ПК, несомненно, развиваются очень быстро. iBook — новый продукт Apple — поддерживает систему беспроводной локальной сети под названием AirPort, позволяющую пользователям соединяться с Internet на расстоянии до 45 м от точки подключения к линии. Dell тоже выпускает беспроводную сетевую плату, которой будут по желанию покупателя комплектоваться блокноты серии Latitude; в дальнейшем компания планирует предоставлять подобную возможность для всех своих портативных и настольных машин. Можно побиться об заклад, что другие компании вскоре последуют примеру этих двух.

Наряду с ключевым словом «беспроводной» к будущему мобильных компьютеров часто применяют еще одно — «конвергенция». Хорошим примером здесь может служить устройство PdQ Smartphone компании Qualcomm — цифровой беспроводной телефон со встроенным в трубку органайзером. PdQ может автоматически дозваниваться по номерам, записанным в органайзере, выводить на экран текстовые сообщения (как в пейджере) и выполнять все стандартные программы Palm. Много похожих беспроводных устройств сейчас находятся в стадии разработки (подробнее см. врезку «Завтрашний день Microsoft»).

Беспроводной может быть не только дальняя связь. Так, новый промышленный стандарт под названием Bluetooth предназначен для обмена данными с помощью радиоволн между мобильными устройствами, находящимися на расстоянии не более 12 м друг от друга. Можно будет, например, во время конференции делать заметки на карманном компьютере, а вернувшись в отель, беспроводным путем перенести их в блокнотный ПК. Устройства, удовлетворяющие стандарту Bluetooth, должны появиться к середине года.

Дисплеи мобильных устройств также будут совершенствоваться. По словам Боба О?Доннелла, менеджера отдела дисплеев для ПК в IDC, благодаря успехам в разработке светодиодных дисплеев на базе органических соединений приблизительно через пять лет должны появиться более яркие и четкие экраны для ПК. Они будут потреблять меньше энергии, поскольку, в отличие от ЖК-дисплеев, не нуждаются в подсветке.

Завтрашний день Internet: больше, быстрее, универсальнее

Насколько может измениться Сеть за пять лет? Очень намного. Всего пять лет назад Дэвид Фило и Джерри Янг запустили каталог Yahoo, корпорация Microsoft зарегистрировала доменное имя MSN.com, а Netscape выпустила Navigator 1.0. Сейчас в Сети доменов .com больше, чем игровых автоматов в Лас-Вегасе, и к ней подключено по разным оценкам от 150 до 200 млн. человек. Вот что делает Web.

Какое же впечатление будет производить Internet еще через пять лет? Тем, кто знакомится с Сетью впервые, она покажется больше, ярче и шумнее.

Всеобщее соединение

Можно уверенно сказать, что через пять лет у Internet будет больше пользователей. По данным исследовательской фирмы Jupiter Communications, в 1998 г. к Сети было подключено лишь 37% американских домов и квартир; к 2003 г. данная цифра должна возрасти до 63% — и это по самым скромным подсчетам.

Несмотря на нынешний всплеск интереса к скоростным соединениям (ADSL, телевизионный кабель, спутниковая связь), ими, как предполагает аналитик из Jupiter Communications Ция Даниель Вигдер, будет к тому моменту пользоваться менее четверти населения Сети; повсеместное распространение скоростных линий потребует больше времени, чем обычно предполагают. Соединение по коммутируемой аналоговой телефонной линии будет бесплатно предоставляться по первому обращению, и владельцам скоростных соединений потребуется как-то завлекать потребителей, готовых заплатить.

Однако все виды кабелей рискуют потерпеть сокрушительное поражение от технологий, позволяющих устанавливать соединение без помощи проводов. В подготовленном недавно при поддержке компании Nortel отчете, который опубликовала исследовательская группа Yankee Group, предсказывается, что число пользователей беспроводных Internet-соединений к 2004 г. возрастет с 3 до 50 млн. человек.

С ростом числа пользователей увеличатся и потоки данных. Компания Ameritech ведает чикагским NAP (Network Access Point — точка доступа к сети) — одним из горстки мощных серверов маршрутизации, связывающих воедино американские сети. Энди Шмидт, старший менеджер компании по соответствующему сервису, сообщил, что пиковые значения объемов данных, передаваемых (в настоящее время — со скоростью 2,5 Гбит/с) через чикагский NAP, в течение последних двух лет удваивались каждые шесть—восемь месяцев.

Не развалится ли от такой нагрузки магистраль Web? «Я не вижу угрозы нарушения связи, — говорит Рик Миллер, специализирующийся по Internet-магистрали аналитик исследовательской фирмы Cahners In-Stat. Он утверждает, что полоса пропускания достаточно широка, чтобы справиться с ростом трафика. Но некоторые наблюдатели предупреждают: не исключено, что Сеть все же начнет тормозить, когда станет более популярной мультимедийная информация. Чтобы удержаться, потребуется, возможно, «увеличить в 100—1000 раз пропускную способность магистрали и скорость работы каждого сервера», — считает Абдельсалам Хеддайя, вице-президент по исследованиям и архитектуре в бостонской фирме Infolibria. Эта фирма разработала ПО, позволяющее разгрузить магистраль за счет дублирования аудио- и видеофайлов из Web на серверах провайдеров.

Internet, часть вторая

Конечно, полоса пропускания, достаточная для Internet в целом, — это одно, а достаточная для данного пользователя в данный момент — совсем другое. Теперь, когда Сеть стала коммерческой и запружена народом, ее первоначальным пользователям — ученым, студентам, профессорам — стало труднее получить доступ к коммуникационным линиям. Чтобы уменьшить остроту проблемы, авторы нового проекта, получившего название Internet2, выделили волоконно-оптические линии протяженностью во много миль специально для исследовательских нужд и для опробования перспективных Internet-программ и технологий. Участники проекта, в числе которых находятся Nortel, Qwest и Cisco, рассчитывают, что технологии, разработанные и отлаженные на базе Internet2, позволят облегчить поиск информации, повысить надежность потоковой передачи данных (видео, аудио и т. п.) и создать в целом более стабильную Сеть.

До сих пор самым серьезным препятствием для размещения в Internet высококачественных мультимедийных данных было то, что они застревали при передаче от провайдера к конечному пользователю. Но даже по самым «тонким» из скоростных потребительских каналов данные будут передаваться примерно вдесятеро быстрее, чем через модем на 56 кбит/с, подключенный к аналоговой линии. Более «толстые» соединения означают и более разнузданное применение на Web-страницах графики, а также потокового видео и аудио. Сетевые магазины, торгующие всем чем угодно, от одежды до автомобилей, станут похожи на настоящие, поскольку покупатель получит возможность подробно рассмотреть товар — скорее всего, в трехмерном изображении.

Изменения произойдут и в других областях. Не исключено, что в Internet переместятся основные развлечения — кино, музыка, видео, — а также новости. Как знать? Может быть, следующий выпуск «Звездных войн» кто-то из нас посмотрит уже в Сети.

Но самые большие преимущества сулит круглосуточный доступ к данным, благодаря которому Internet постоянно присутствует в доме. Например, вместо того чтобы давать финансовой программе Quicken инструкцию зайти на Web-узел вашего банка и загрузить список произведенных операций, можно будет извлекать информацию по ходу ее обработки в банковском компьютере. При нынешней тенденции к развитию домашних сетей весьма вероятно, что ваше будущее обиталище будет полно специализированными устройствами, подключенными к Internet. С приходом эры непосредственных универсальных коммуникаций может исчезнуть и само понятие «установить соединение».

Об авторах

Гленн Макдональд — редактор и автор PC World. Кэмерон Кротти, Майкл Гребб и Джоэль Строуч — независимые писатели. Эндрю Брандт — внештатный, а Лорианн Маклафлин — старший редактор PC World. Дэн Миллер — исполнительный редактор PC World Online. В подготовке статьи участвовала также Мишель Кампанале-Суркан.


Разговор с чашечкой кофе

В идеальном мире компьютер станет невидимым. Предел будет достигнут тогда, когда почти любая, сколь угодно неодушевленная покупаемая нами вещь окажется снабжена процессором, расширяющим ее функции. Кофейная чашечка со встроенными датчиками и системой обработки результатов измерений могла бы определять, сколько чашек кофе вы выпили за день и сколько в них было молочных жиров и сахара, а затем передавать собранную информацию программе, которая следит за вашим здоровьем. Заодно эта программа могла бы сообщать вам, не слишком ли много кофеина вы потребляете. — Рой Уонт, заведующий отделом встроенных систем исследовательского центра PARC компании Xerox


Завтрашний день вирусов

Электронные болезни будущего

Говорите, вирус Melissa сильно вас разозлил? А подумайте вот о каком сценарии. Сотрудник компании X получает по электронной почте сообщение, содержащее фрагмент кода вируса. При открытии письма вирус попадает на жесткий диск и тихо ждет своего часа. Когда ПК бездействует в течение длительного периода и становится ясно, что на сегодня работа закончена, вирус получает из Internet другой код, который исследует жесткий диск и пересылает данные на некий удаленный сервер. Как только кто-нибудь дотронется до клавиатуры, программа прекращает работу и затаивается до следующего удобного случая.

Вирусы-шпионы

До сих пор компьютерные вирусы были скорее противными, чем вредоносными: они часто портили данные, но редко крали. Вскоре же, как считают эксперты, станет реальной угроза появления вирусов-шпионов. В июне 1999 г. по антивирусным компаниям прошла информация о вирусе, работающем через программу-заставку под названием PrettyPark.exe. Достаточно открыть исполняемый файл, полученный как почтовое вложение, и, если вы являетесь пользователем mIRC, вирус проникает на вашу машину, похищает пароли и другую информацию, а затем присоединяется к исходящей почте.

Вирусы в расцвете сил

Эксперты из Symantec и Network Associates считают, что новые вирусы будут исследовать компьютер, на который попали, и изменять себя в зависимости от полученных данных. В 1999 г. обе компании сообщили о росте числа полиморфных вирусов (т. е. таких, которые модифицируют собственный код, чтобы их нельзя было распознать). «Чтобы вирус распространялся, — говорит Джимми Куо, директор по антивирусным исследованиям в Network Associates, — он не должен привлекать к себе внимания». Именно поэтому эффектные программы вроде Melissa производят много шума, но наносят сравнительно небольшой ущерб.

Куо рассказывает также о бурном размножении вирусов, которые губят данные, внося в них случайные изменения. Один такой вирус — Compat — изменяет значения в таблицах Excel на новые, отличающиеся от предыдущих не более чем на 5%.

Легко представить себе, какой потенциальной разрушительной силой обладает подобная программа. Не хотелось бы, чтобы какая-нибудь из них проникла в компьютер нашего анестезиолога, не говоря уж о Пентагоне. — Эндрю Брандт


Завтрашний день Microsoft

Где Windows?

Всем нравится ненавидеть Microsoft. Помочь вам приобрести нужное настроение? Вернитесь мысленно в то время, когда у вас впервые появился компьютер, и вспомните, сколько бесчисленных часов вы провели с тех пор у экрана, созерцая сообщения Windows об ошибке.

Без малого два десятилетия Microsoft почти в одиночку формировала наши впечатления от общения с компьютером. И есть ли вообще на свете компания, способная отнять власть у редмондского гиганта? Мы считаем, что да.

Сейчас ваша жизнь в компьютерном мире вращается, скорее всего, вокруг традиционного ПК типа Wintel, но вы и не заметите, как окажетесь владельцем «умных вещей», у которых не будет внутри ни Intel, ни Microsoft. Отсюда не следует, что Microsoft и Intel исчезнут, но золотые дни ПК вполне могут на этом закончиться.

Зато от вычислительной среды будущего, вероятно, выиграют Internet-провайдеры и производители электроники — такой как ручные интеллектуальные устройства, позволяющие отправлять электронную почту, просматривать Web-страницы и проводить по беспроводной связи банковские операции. И по капризу судьбы, которому от души порадуются недруги Microsoft, многие из этих вещиц обзаведутся операционной системой без участия империи, основанной Гейтсом. С чьим же? Мы поставили на Symbian.

Покупайте умные телефоны!

Хотя о компании Symbian пока не начали говорить на каждом углу, она уже достаточно мощна для того, чтобы представлять серьезную угрозу для монополии Microsoft. Это совместное предприятие объединяет Nokia, Ericsson, Motorola и Matsushita — четырех телекоммуникационных гигантов, поставляющих бо,льшую часть сотовых телефонов в Соединенные Штаты, Европу и Японию, и оно вполне способно захватить рынок операционных систем для интеллектуальных телефонов — ручных устройств, внешне похожих на сотовые телефоны, но позволяющих также отправлять электронную почту и просматривать Web-страницы.

Компания Symbian, образованная по инициативе Psion — европейского лидера в области PDA, занимается совершенствованием и лицензированием EPOC — операционной системы Psion для ручных устройств. EPOC привлекает конструкторов аппаратуры скромными требованиями к объему памяти и пользовательским интерфейсом, подходящим для маленького экрана, говорит Диана Хуанг, менеджер отдела интеллектуальных ручных устройств в IDC. Кроме того, благодаря соглашению с Sun Microsystems, эти умные телефоны будут также способны запускать Java-программы и работать с устройствами, совместимыми с Java.

Некуда врезать окошко?

Что же касается Microsoft, то ее единственная разработка в сфере ОС для ручных устройств — Windows CE, видимо, слишком требовательна к аппаратным ресурсам, чтобы использоваться на интеллектуальных телефонах. Сейчас ручные PDA значительно опережают по объему продаж устройства с Windows CE. По прогнозу IDC интеллектуальные телефоны к 2003 г. получат 40% рынка ручных устройств. Это открывает блестящую перспективу для Symbian и ставит серьезнейшую проблему перед Microsoft.

Другой конкурент Symbian, компания Palm Computing, могла бы стать достойным соперником, особенно отделившись от родительской компании 3Com. Но сейчас Palm работает не против Symbian, а вместе с ней: Nokia разрабатывает беспроводное устройство с электронным пером, операционная система которого представляет собой объединение ОС Palm и Symbian. Спрашивайте его в 2001 г. — Лорианн Маклафлин

назад


Завтрашний день микроволновых печей

Родной электронный очаг

Смейтесь-смейтесь. Вы, наверное, уже слышали о микроволновках, подключенных к Сети, и холодильниках, которые следят за списком продуктов.

Но не смейтесь слишком громко. Производители бытовой техники — такие как Samsung (изготовитель микроволновой печи, способной подключаться к Internet), Frigidaire (создатель, наряду с ICL, интеллектуального холодильника) и Philips Electronics — относятся ко всему этому вполне серьезно. А некоторые «киты» компьютерного мира, включая Intel, тратят немалые суммы на внедрение электроники в мебель и кухонную утварь.

Мой дом — компьютерный дом

На своем последнем нью-йоркском шоу «La Casa Prossima Futura: The Home of the Near Future» («Дом недалекого будущего») компания Philips Electronics показывала опытные образцы изделий для завтрашних поваров, включая фартук со встроенной системой распознавания речи (чтобы, например, включать плиту, давая команду голосом) и похожий видом на термометр сенсор, измеряющий калорийность рубленого мяса. Впрочем, эти вещи еще не скоро появятся у вас на кухне, если вообще появятся.

Еще более эксцентричные кухонные приспособления разрабатываются в лаборатории Media Lab в MIT (Кеймбридж, шт. Массачусетс). В преамбуле проекта Counter Intelligence (интеллект кухонного стола) — да-да, именно так он и называется! — сказано, что «кухня — не место для клавиатуры и, разумеется... не место для мыши». Проект предусматривает разработку говорящей кухонной рукавички, которая, если сунуть ее в духовку, где печется цыпленок, скажет, готов ли он. Среди других изобретений — ложечка, измеряющая остроту соуса, холодильник, который не только говорит, осталось ли в нем еще молоко, но и заказывает это молоко в магазине, а также устройство, которое по шагам продиктует вам рецепт приготовления чего-нибудь изысканного.

Можно рассчитывать, что компьютерные компании примут самое деятельное участие в формировании домашнего хозяйства эпохи, следующей за периодом ПК. Например, в интеллектуальном холодильнике компании Frigidaire работает микросхема Pentium. Кроме того, Intel продвигает на рынок свои процессоры StrongARM, предназначенные для приставок к телевизору, игровых консолей и других специализированных машин. В Microsoft надеются, что в качестве ОС для этих устройств будет выбрана Windows CE.

Переговорные комнаты

Но ключ к дому будущего — это соединения. Умные устройства не принесут особой пользы, если не смогут взаимодействовать друг с другом. Microsoft стремится сделать общим языком сетевых устройств протокол Universal Plug and Play (UPP), который должен появиться в очередной версии Windows 9x (рабочее название Millennium, предполагаемое время выпуска — 2000 г.), а также в будущих версиях Windows CE и Windows 2000.

По вполне очевидным причинам такие компании, как Microsoft и Intel, планируют поставить в центр «умного жилища» ПК: он будет в качестве электронного надзирателя следить за работой остальных устройств в домашней сети. Вот что говорит Кейт Кегли, менеджер по продукту в корпорации Microsoft: «В данный момент ПК является единственным достаточно гибким [устройством], чтобы обеспечить сосуществование всех этих новых технологий... Благодаря своему широкому распространению [ПК] станет единственным устройством, общим для всех домашних сетей».

Конечно, это взгляд через розовые очки, но и без предвзятости можно с уверенностью утверждать, что ни завтра, ни даже послезавтра ваш высокотехнологичный холодильник не перещеголяет интеллектом ПК. — Дэн Миллер


Пространство — это место

Один диск голографической памяти будет хранить миллионы и миллионы голограмм. На десять таких дисков можно будет полностью поместить все архивы большого университета. Приблизительно через десять лет, когда голографическая память придет на настольные компьютеры, скорость передачи поднимется до 100 Мбайт/с. Спрос на память этого типа будет подстегиваться программами, работающими с аудио- и видеоинформацией. Людям потребуется хранить сотни и сотни гигабайт видео, и мы сможем сделать средства хранения очень дешевыми. — Кевин Кёртис, менеджер по программе разработки голографической памяти в Bell Labs (подразделение Lucent Technologies)


www.mars.com

Через десять лет будет действовать межпланетная сеть Internet, соединяющая Землю с несколькими спутниками на орбите вокруг Марса. На поверхность планеты высадится много роботов, так что хотя бы один почтовый сервер [для связи с ними], вероятно, будет находиться на планете. В Internet будет насчитываться 2 млрд. пользователей, и столько же будет устройств, подключенных к Сети. Интеллектуальные устройства станут обычной составляющей повседневной жизни; они будут выполнять для нас такие дела, как заказ [продуктов]... пока мы занимаемся более возвышенными вещами. — Винтон Дж. Серф, старший вице-президент по архитектуре и технологии Internet в компании MCI WorldCom


Завтрашний день игр

Как мы будем развлекаться

Создание игр — отнюдь не детская забава. Индустрия электронных игр традиционно раздвигала границы возможностей компьютерной аппаратуры и лидировала во многих программных начинаниях. От вчерашнего Commodore 64 до сегодняшнего 700-МГц Athlon мы выражаем восхищение по поводу способностей наших машин, а потом интересуемся, во что на них можно поиграть.

Алекс Гарден, глава компании Relic Entertainment и автор стратегической игры в реальном времени Homeworld, считает, что игры и дальше будут подталкивать технический прогресс. «Похоже, что развитие игр в новом тысячелетии будет более прямо влиять на разработку и принятие в обществе новых технологий, чем какие бы то ни было другие факторы», — говорит он.

Что же означают для будущего игр более быстрые и мощные ПК? Мы сможем виртуально петь с Папой Паффом и исследовать Средиземье с цифровыми хоббитами или просто будем играть в потрясающие с точки зрения графики, но все-таки утратившие свежесть версии Tomb Raider?

Следующий уровень

Последняя серия трехмерных видеоплат и игровой интерфейс DirectX позволяют понять, что для нас припасено. Технология создания графических плат развивалась быстрее других направлений компьютерной индустрии. Всего за несколько лет мы перешли от составленных из точечек неровных картинок Doom и Doom 2 к фотографически точным изображениям пришельцев и моряков в Half-Life. Но хотя новые игры и красивее прежних, по сути они остаются такими же глупыми, как Galaxian образца 1979 г.

По мнению Питера Гласковски, старшего аналитика по трехмерной графике и мультимедиа в фирме Cahners MicroDesign Resources, графические платы в будущем возьмут на себя значительную часть необходимой для игры низкоуровневой обработки, что позволит интенсивнее использовать процессор для более интеллектуальной деятельности, такой как управление поведением объектов (а не просто описание их формы). В результате поведение объектов станет точнее имитировать реальные действия. Например, если в игре молния ударит в дерево, то ствол треснет, а ветки и листья закачаются, как в жизни, когда оно под собственной тяжестью рухнет вниз.

Подобные эффекты не будут привилегией исключительно ПК. Компания Sony работает над мощным процессором Emotion Engine для запланированной на 2001 г. PlayStation 2, который предполагается больше загружать задачами, относящимися к искусственному интеллекту и поведению объектов, чем чисто графическими. Поэтому должно появиться больше таких игр, как революционная (хотя и не без изъянов) Trespasser, чьи динозавры действуют, побуждаемые страхом, голодом или яростью, а не следуют предписанному сценарию. Представьте себе Quake, где враги не только реагируют на ваши действия, но и предугадывают их. Хотя игры еще долгие годы не будут способны на истинную имитацию действительности, в ближайшие пять—десять лет рост мощности аппаратуры и пропускной способности Internet-соединений, вероятно, позволит разработчикам создавать программы, которые станут не просто развлекать нас, а заставят думать и переживать.

Гарден из Relic Entertainment полагает, что составной частью таких игр будет виртуальная реальность. «Следующий действительно большой шаг к погружению совершится тогда, когда появится дешевый дисплей с высоким разрешением, закрепляемый на голове. Это уничтожит последний барьер двумерного экрана, против которого мы каждодневно сражаемся», — говорит он.

Если этот сценарий осуществится, мы будем драться с умными трехмерными врагами, выглядящими такими же живыми, как мы сами. Мы начнем бегать, прыгать, слушать и смотреть, используя не джойстик и не планшет, а предельный вариант игровой периферии — собственные конечности, уши, глаза и — более всего — свой разум.— Джоэль Строуч


Завтрашний день Amazon: мультимедийная базарная площадь

В витрине электронного пассажа

Какой бизнес не стремится стать следующим Amazon.com? Множество компаний вступили в соревнование за это место, хотя в Internet-магазинах значительно прибавилось народу с тех пор, как Джефф Безос превратил свое крохотное дело в «самый большой в мире книжный магазин». Несомненно, любой человек на планете, начинающий сейчас новое предприятие, надеется загребать миллионы с помощью электронной коммерции. Не всем повезет разбогатеть, но одно известно наверняка: электронная базарная площадь находится на пороге взрывообразного роста.

По прогнозу Forrester Research годовой объем продаж в Internet-магазинах возрастет к 2004 г. до 184 млрд. долл. против 20 млрд. долл. в 1999 г. «[Рынок] будет большим, — говорит Лайза Аллен, аналитик из Forrester. Она делает паузу для усиления эффекта. — Он будет действительно большим».

Виртуальный поход за покупками

Изменения коснутся не только ассортимента и количества товаров, продаваемых через Сеть, но и формы, в которую будет облечена покупка. Думаете, виртуальная реальность — это только для игр? В будущем вы, возможно, станете прогуливаться между рядами полок с инструментами или щупать нитки, не выходя из дому. Некоторые магазины уже тестируют подобные службы.

С увеличением пропускной способности линий, подведенных к жилым домам, электронная коммерция окажется способна на много большее, чем покупка путем указания и щелчка. В фирме Covad из калифорнийского города Санта-Клара, занимающейся предоставлением скоростных DSL-соединений, считают, что компании начнут скупать линии и предоставлять их клиентам в обмен на лояльность. «Компания могла бы общаться с клиентом по живой видеосвязи», — говорит Аби Энгль, менеджер Covad по скоростным соединениям. Торговцы недвижимостью предлагали бы покупателю виртуальную прогулку по новому дому в режиме потокового видео — без скоростного соединения это, конечно, невозможно. А поскольку DSL-линия всегда включена, вам не понадобится дозваниваться в магазин.

Телевизор-коммивояжер

Еще одно растущее направление электронной коммерции — это находящееся сейчас в стадии тестирования интерактивное телевидение. Марк Шмидт, директор по маркетингу подразделения домашних сетей в IBM, описал нам дистанционный пульт со встроенным плоским экраном, который позволит зрителю во время любимой передачи заказать фигурирующую в ней вещь. Вообразите, что смотрите «Секретные материалы» и тут же покупаете рубашку с плеча Малдера.

«Мы вплотную подошли к созданию тактильного экрана, который можно будет носить с собой по всему дому», — рассказывает Марк Дуайт, менеджер по группе продуктов в Cisco Systems. Экран должен представлять собой «плоскую, гладкую дощечку», связанную по сети с другими устройствами в доме и подключенную к Web. «Это, — считает Дуайт, — переводит [покупки по каталогу с дивана] на новый уровень».

Что же касается вида завтрашних Internet-магазинов, то они, скорее всего, станут более визуально интересными и более интерактивными. Забудьте о плоских картинках с изображениями товаров. Посмотрите, как это выглядит у компании Sharper Image (www.sharperimage.com), где вам не просто показывают трехмерное изображение проигрывателя CD-дисков, а дают «подцепить» его мышью, повращать, чтобы увидеть со всех сторон, и даже заглянуть под крышку.

Пройдет совсем немного времени, и вы сможете переслать в магазин одежды свою отсканированную фотографию, а сервер построит по ней вашу трехмерную модель, на которую вы «примерите» одежду перед покупкой.

А затем еще один шаг — и вот вы уже виртуально расхаживаете по электронному автосалону и пробуете ногой шины приглянувшейся модели. — Майкл Гребб


Завтрашний день Yahoo

Дикая-предикая паутина

В 1997 г. Алан Рамадан предложил новый способ смотреть спортивные состязания — с помощью «Всемирной паутины». В течение семимесячной парусной гонки Whitbread Around the World свежесозданный сервер Рамадана Quokka Sports (www.quokka.com) передавал в режиме вещания изображение, сопровождаемое обычным для такого рода событий текстом комментатора, но с одним отличием. К комментарию прилагались технические данные (некоторые — в реальном времени), такие как сведения по навигации, скорость яхт, радиопереговоры и дневники путешествий, которые писали и затем передавали по электронной почте члены экипажей. Сотрудники компании объединяли все это и помещали на Web-сервер, который в результате привлек более 1,8 млн. посетителей.

Сейчас Quokka Sports — уже не начинающая фирма с ничтожным капиталом. Среди ее партнеров — TCI/Liberty, Hearst, British Telecom и Excite@Home. Сервер Quokka демонстрирует нам будущее Web. Выберите ссылку на Олимпийские игры 2000 г., и вы увидите страницы, заполненные смесью фотографий, диаграмм, кусочков текста, видео- и аудиоклипов. Компания разработала также Shockwave-программу RaceViewer для наблюдения за авто- и мотогонками; она параллельно выводит график положения гонщиков, текстовый комментарий и окно с живым видеоизображением.

Мультимедийные Web-узлы, подобные Quokka или Take5 компании RealNetworks (www.real.com), которые собирают из Web корпус аудиовизуальных программ и предоставляют пользователям доступ к ним в одной центральной точке, в будущем могут оказаться самой сильной приманкой для потребителей, подключенных к скоростным линиям. Все больше узлов станут вводить в свой обиход потоковые аудио и видео, а также трехмерное моделирование. Соответствующее ПО уже существует, и чтобы стало возможным смотреть этот контент, Web-дизайнерам осталось лишь настроить программы, а потребителям — обзавестись быстрым Internet-соединением. — Кэмерон Кротти