Одной из метафор, используемой для иллюстрации сферы интеграции информационных систем, является сравнение со спагетти — множество разнородных приложений и источников данных необходимо связывать между собой, чтобы добиться от корпоративной ИТ-среды слаженной работы на благо бизнеса. Если соединять каждого с каждым, то получается сложнейшее хитросплетение связей, напоминающее тарелку с итальянскими макаронами. Для органичного объединения содержимого такой тарелки нужен соус, к разработке которого всегда прикладывались большие усилия, а иначе вкусного корпоративного «интеграционного блюда» не получить. Среди рецептов совершенствования корпоративной интеграции сегодня можно назвать сервисную архитектуру с корпоративной шиной (рис. 1), а также методики и инструменты управления бизнес-процессами, подчиняющие механизмы интеграции единой идее выстраивания сквозного процесса для решения бизнес-задач.

Рис. 1. Интеграция на базе единой платформы
Рис. 1. Интеграция на базе единой платформы

 

Утихли споры по поводу применимости SOA, однако остались проблемы перехода от хорошего рецепта к его реальному воплощению на конкретной «кухне» корпоративной интеграции, а тут еще появились новые ингредиенты: облака, мобильность, Большие Данные — привносящие свои требования в сложную интеграционную инфраструктуру предприятий. Для ИТ-служб интеграция приложений и данных остается одной из приоритетных задач. По информации Gartner, в ближайшее трехлетие расходы на решения в области интеграции возрастут на мировом рынке на 33%. При этом к 2017 году более двух третей новых интеграционных потоков выйдет за пределы сетевого экрана — рецепты интеграции становятся глобальными.

Многие участники российского ИТ-рынка отмечают рост зрелости отечественных предприятий в вопросах решения интеграционных задач. Например, представители компании «IBM Россия и СНГ», считают, что для ее местных клиентов еще пять лет назад интеграционные проекты были в новинку и речь шла об изучении западного опыта, обучении и консалтинге, а сегодня в переговорах с клиентами по интеграционным проектам образовательной части почти нет. Многие из них обладают не только теоретическими знаниями, но и практическим опытом, и потому проекты идут быстрее, а качество экспертизы на предприятиях в сфере интеграции значительно улучшилось. Это мнение подтверждают и специалисты компании Informatica Россия и СНГ, отмечающие тенденцию к внедрению высокотехнологичных решений по интеграции данных в соответствии с лучшими мировыми практиками, хотя несколько лет назад речь в основном шла об инициативах по консолидации отчетности и удовлетворению локальных потребностей конкретного департамента. Сегодня многие российские предприятия уже обзавелись общекорпоративными хранилищами данных, решающими целый спектр интеграционных задач.

Сервисная архитектура, по мнению поставщиков интеграционных, например Oracle Fusion Middleware, уже стала обыденным явлением на российском рынке — задача интеграции бизнес-приложений сегодня упростилась благодаря тому, что практически все они реализованы на базе SOA. Представители ряда отечественных интеграторов, например специалисты компании «Инфосистемы Джет», считают, что лавинообразный рост количества и сложности бизнес-приложений увеличивает трудоемкость задач интеграции, однако справляться с ними помогает сервисная архитектура, идеология которой предполагает работу с сервисами, а не с приложениями. Программный сервис позволяет вынести бизнес-логику из нескольких отдельных приложений в единое композитное — сегодня происходит постепенный отказ от парадигмы «новая задача — новое ПО» в пользу идеи ИТ-ландшафта, предполагающего поиск путей решения очередной задачи на основе уже существующих приложений.

Ландшафтный подход требует соблюдения ряда важных условий: необходимо унифицировать и стандартизировать протоколы и интерфейсы решений, а также учитывать вероятность отказов отдельных сервисов и узлов. Причем если раньше при решении интеграционных задач акцент делался на технологии построения надежных сервисов, то в условиях облаков больше внимания следует уделять снижению рисков, связанных с ненадежными сервисами. Например, вместо внедрения отказоустойчивого сервера базы данных разумнее объединить нескольких серверов с репликацией и установить приложения, способные «распознавать» отказ узла и переключаться на альтернативный.

Функциональная интеграция (интеграция при помощи протоколов веб-сервисов всех приложений, задействованных в решении задачи) не имеет альтернатив, позволяя создавать комплексные системы из взаимодействующих блоков, — например, запрос на приобретение оборудования может создаваться в корпоративном портале на базе Microsoft SharePoint, передаваться в BMC Remedy ITSM для обработки, после чего инициируется процедура согласования запроса в Lotus Notes и т. д. Все эти «кубики» должны иметь двустороннюю интеграцию, позволяющую пользователю не только зарегистрировать запрос, но и отслеживать его статус. Функциональная интеграция позволяет повысить ценность интегрируемых приложений — дополняя друг друга, они создают синергетический эффект.

Сервисная архитектура закладывает базу для перехода на следующий уровень интеграции — выстраивание бизнес-процессов, использующих данные разнообразных корпоративных приложений. И в России отмечается рост интереса к этой задаче. Речь уже идет не просто о рисовании и документировании схем бизнес-процессов, а о полной автоматизации и управляемости бизнес-процессов — отечественные компании видят в этом средство поддержки возможности своего бизнеса к быстрой адаптации к изменениям. Наиболее продвинутые компании обращают внимание на скорость улучшения процессов, когда на основе накопленной статистики выявляются узкие места прохождения бизнес-процессов, происходит их модернизация и выход новой версии, но не на бумаге, а динамически — сразу в промышленную эксплуатацию.

 

Интеграция по телефону

По прогнозам аналитиков Gartner, к 2016 году 20% всех расходов на корпоративную интеграцию будет приходиться на интеграцию данных для мобильных устройств — распространение идей BYOD ставит перед ИТ ряд новых задач, в том числе в области интеграции. При работе с корпоративными приложениями на мобильных устройствах на первое место выходят три проблемы: доступность данных, надежность и безопасность — их решение требует комплексного подхода, так как решение одной проблемы зачастую ведет к обострению других.

Самый простой способ получить доступ к данным с мобильных устройств — открыть базу данных приложения и предоставлять в нее онлайн-доступ, используя в качестве пользовательского интерфейса либо специально созданное нативное приложение, либо веб-интерфейс, например на основе HTML5. Однако надежность и безопасность в этом случае можно гарантировать лишь внутри корпоративного периметра, а вне его компании приходится полагаться на качество и защищенность каналов сотовой связи и сети внешних провайдеров, устойчивость передачи данных по открытому каналу или дополнительно создавать VPN-подключение и т. д.

В ситуации, когда наличие доступа к данным не должно зависеть от надежности канала связи, например в работе разъездного персонала, приходится создавать приложение для автономной работы, а это означает формирование распределенной базы данных, в которой множество копий данных находится на разных мобильных устройствах. При этом разработчику приходится решать задачи компактного хранения данных на устройстве, надежной репликации данных между устройством и стационарной базой данных, снижения объемов передаваемых во время репликации данных, а также безопасности. В разработке одного приложения под определенную мобильную ОС для доступа к заданной корпоративной системе эти задачи можно решить, но когда приложений, источников данных и типов мобильных устройств становится много, надо использовать специальную мобильную платформу. Примерами таких платформ, выполняющих роль связующего слоя между корпоративными системами и мобильными устройствами, могут служить SAP Mobile Platform, IBM Worklight, а также комплекс решений от Oracle.

 

Актуальные задачи

Собственно интеграционные задачи, стоящие перед российскими предприятиями, за последние годы не изменились, однако стали сегодня более масштабны. Компании по-прежнему стоят перед необходимостью интеграции большого количества разрозненных систем и данных, но существенно выросло число связей между системами, а также объемы данных, которые уже сложно собрать в одном хранилище. Как следствие, многие компании объединяют традиционные хранилища, витрины данных, решения для работы с Большими Данными, веб-сервисы и делают их доступными для работы и анализа через один интерфейс. Платформой для объединения разнородных хранилищ могут быть Microsoft Parallel Data Warehouse (PDW) и Hadoop, позволяющие выполнять в последнем общие запросы к архивным данным, а оперативные — в PDW.

Для российских заказчиков интеграционных решений актуальны также задачи создания информационных шлюзов и применения стандартных интерфейсов к различным источникам данных, поскольку одной из наиболее сложных проблем интеграции является использование различных способов хранения — от SQL и XML до плоских файлов и проприетарных форматов. Большое значение приобретает интеграция справочных данных (выделение мастер-данных), которая позволяет системам оперировать едиными понятиями и сущностями. Преимущества мастер-данных состоят в возможности построения единой точки входа в различные справочники: описание организационной структуры предприятия, контрагентов, сотрудников, номенклатуры технических средств и т. д. Наличие мастер-данных существенно сокращает издержки на администрирование, снижает влияние «человеческого фактора», повышает актуальность данных.

Локомотивом прогресса в области интеграции данных в России сегодня являются банки и операторы связи, активно расширяющие существующие централизованные хранилища данных решениями по повышению качества данных и управлению мастер-данными. Для интеграции данных обычно рекомендуют решения класса ETL (Extract, Transform, Load), обеспечивающие трансформацию исходных данных в вид, требуемый на стороне получателя, однако сегодня налицо тенденции движения от типовых ETL-решений к единым интеграционным платформам, системам виртуальных и федеративных данных. При этом наиболее передовые технологии нацелены на интеграцию новых источников данных, таких как социальные сети, интернет-блоги, технологические датчики и т. п.

Следующая актуальная для российских компаний и предприятий задача состоит в интеграции приложений поддержки фронт- и бэк-офиса. Многочисленные приложения фронт-офиса, например CRM, в большинстве своем внедренные за последнее время на отечественных предприятиях, могут раскрыть свой потенциал только в случае интеграции с базовыми корпоративными системами. Нужно отметить и рост популярности решений для автоматизированного электронного взаимодействия и обмена информацией между компаниями, государством и гражданами.

Специалисты компании InterSystems отмечают рост значимости отраслевых стандартов в решении задач интеграции, что особенно важно сегодня в российской системе здравоохранения, в которой начинают использоваться не только стандарты HL7 для обмена информацией, но и более высокоуровневые профили интеграции IHE (Integrating the Healthcare Enterprise), определяющие порядок обмена сообщениями в различных сценариях взаимодействия медицинских информационных систем. Для российского здравоохранения интеграция — дело относительно новое, однако в мире эта область развивается уже давно, что позволяет использовать накопленный опыт и применять современные подходы к интеграции.

Примечательно, что при выполнении в российских компаниях проектов интеграции наблюдается уход от больших и продолжительных проектов к быстрым и легким решениям. Заказчики сейчас заинтересованы в готовых решениях, а не в приобретении интеграционных платформ, их все меньше интересуют вопросы сопровождения и поддержки, а все больше — бизнес-результат с готовыми процессами. Возникает новая форма интеграции — мультивариативная, поддерживающая различные способы интеграции всех систем текущего ландшафта и бесшовную интеграцию с онлайн-средой, объединяющей социальные сети, сообщества, порталы электронной коммерции и т. п.

Облачная интеграция

Большинство поставщиков интеграционных решений выходят сегодня за пределы корпоративного сетевого экрана — например, многие отечественные заказчики Microsoft стремятся создать единое информационное пространство, доступ к которому будут иметь их партнеры и клиенты. Это можно сделать как на базе внутренней интеграционной шины, так и с помощью облаков, что стало достаточно популярным. Публичное облако — не только среда для организации единого пространства взаимодействия компании со своими контрагентами, но и компонент сложных бизнес-процессов, интегрирующих облачные сервисы. По мнению аналитиков, сейчас появляется новый тип решений — интеграционная служба, связывающая процессы и приложения, размещенные в локальной инфраструктуре и в публичном облаке.

Создание гибридной инфраструктуры становится все более актуальным для российских компаний, однако основным препятствием здесь является недоверие к уровню защиты таких решений, поэтому основная задача в проектах, подразумевающих интеграцию с облачными сервисами, — обеспечение безопасности, включая защиту удаленного доступа к сервисам, хранения данных в облаке, а также резервного копирования. С одной стороны, приложения, размещенные в публичном облаке, открыты для внешнего мира, что упрощает интеграцию с ними, однако они отделены от «демилитаризованной зоны» компании, что делает актуальными вопросы безопасности и аутентификации. Ясно, что эффективность решения задач интеграции во многом определяется технологией, на которой создаются облачные сервисы. Среди них наиболее известны InterSystems Ensemble, IBM WebSphere CastIrone и Microsoft Windows Azure с Active Directory.

ИТ вместе с бизнесом

Главным стимулом у российских предприятий к инициации очередного интеграционного проекта становится сегодня необходимость решения определенной задачи бизнеса, а не преодоление какой-либо технологической проблемы, как было в начале нулевых, когда идеи интеграции исходили в основном от ИТ-подразделений, — сегодня заказчиками таких решений становится высшее руководство компании, отделы стратегического планирования и маркетинга. Действительно, для того чтобы генеральный директор мог получить на своем планшете наглядный отчет, нужно интегрировать данные из нескольких корпоративных систем и обеспечить их удобную доставку. Сегодня бизнесу нужна аналитика на мобильных платформах, средства управления сквозным бизнес-процессом или сложная сводная отчетность — все это инициирует разработку интеграционных решений в ИТ-инфраструктуре компании.

***

Рис. 2. Событийная интеграция
Рис. 2. Событийная интеграция

В целом сегодня российским компаниям необходима надежная, гибкая, масштабируемая интеграционная инфраструктура, предоставляющая возможность быстро реагировать на изменения на рынке, улучшать обслуживание клиентов, снижать операционные расходы и повышать продуктивность работы. Будущее за событийной интеграцией (рис. 2), учитывающей как уже накопленные данные о бизнес-процессе, так и вновь поступающие для выработки управляющего воздействия. Вместе с тем, хотя владельцем интеграционных решений пока еще является подразделение ИТ, наибольший эффект от них получают бизнес-подразделения.