Аналитики Gartner полагают, что после 15 лет присутствия на рынке программные средства управления ИТ-активами (IT asset management, ITAM) вышли сегодня на «плато продуктивности». Почему ИТ-менеджеры сейчас обращают на ITAM пристальное внимание? Значимость ITAM определяют два основных фактора: деньги и все более тесная зависимость бизнеса от ИТ-сервисов. Во-первых, недавняя экономическая рецессия заставила ИТ-организации крайне тщательно подходить к анализу и планированию своих затрат. Во-вторых, независимо от экономических неурядиц, ключевая тенденция последних лет — стремление ИТ стать эффективным поставщиком необходимых бизнесу сервисов, обеспечивающих оптимальное решение его текущих задач и поддерживающих развитие на перспективу. И то и другое невозможно реализовать, если в ИТ-департаменте нет четкого представления о том, какие активы – оборудование и программное обеспечение – находятся в его распоряжении, где они размещены, кто и как их использует и сколько они стоят, причем на протяжении всего их жизненного цикла. Ответы на эти вопросы дают процессы и технологии ITAM (рис. 1).

 

Рис. 1. ITAM дает ответы на фундаментальные вопросы ИТ-организации

 

Основы

Международная ассоциация менеджеров ИТ-активов International Association of IT Asset Managers (IAITAM) определяет управление ИТ-активами как совокупность бизнес-практик, объединяющих функции финансового управления, управления контрактами и инвентаризации ИТ-активов для поддержки их жизненного цикла и принятия стратегических решений относительно состава и строения ИТ-инфраструктуры. Управление ИТ-активами – это взаимосвязанные процессы и средства их автоматизации по учету и контролю ИТ-активов и связанных с ними контрактных обязательств на протяжении всего жизненного цикла таких активов. В целом грамотная организация процессов и внедрение инструментов автоматизации управления ИТ-активами обеспечивает сокращение затрат и повышение эффективности контроля за элементами ИТ-инфраструктуры, снижение рисков и соблюдение различных регулятивных норм.

Как и управление основными фондами на предприятиях, управление ИТ-активами включает в себя технический и финансовый компоненты. Технический подразумевает управление операциями с ИТ-активами на протяжении всего их жизненного цикла, от приобретения до вывода из эксплуатации: планирование приобретения ИТ-активов, установка оборудования и ПО, отслеживание всех происходящих с ними изменений, интеграция со службами поддержки для своевременного устранения неисправностей и списание или замена ИТ-актива по истечении отведенного ему срока эксплуатации. Однако было бы неправильно ограничивать управление ИТ-активами только техническими задачами — ключевое значение для эффективной ИТ-деятельности имеет контроль финансовых аспектов ИТ-активов: сравнительный анализ затрат на покупку и взятие в аренду, управление контрактами на приобретение или покупку активов, определение и оптимизация совокупной стоимости владения активом (total cost of ownership, TCO) на протяжении его жизненного цикла. Последнее особенно важно, поскольку, как показывает статистика, стоимость ИТ-актива в момент его поставки составляет лишь 4-20% всех расходов, которые возникают на протяжении его существования. TCO для ИТ-актива включает в себя затраты на инсталляцию (сервера, системы хранения, сетевого оборудования, инфраструктурного ПО или приложения), управление изменениями, сопровождение и техобслуживание, модернизацию, виртуализацию и вывод из эксплуатации. При этом надо понимать, что в задачи управления ИТ-активами не входит формирование бюджета ИТ-организации — ITAM является поставщиком важных данных для этого процесса.

Про ITAM часто говорят, что оно обеспечивает управление портфелем активов, а это означает, что дисциплина и инструменты ITAM координируют все связанные с активами действия. Без такой централизованной среды управления все решения относительно расходов и инвестиций в ИТ-активы будут приниматься разрозненно в рамках задач отдельных бизнес-подразделений или реализации проектов ИТ-службы и не смогут учитывать общие перспективы и стратегические цели предоставления ИТ-сервисов бизнесу. Например, решение о приобретении мультиядерных серверов должно быть увязано с анализом затрат на ПО, которое на этих серверах будет развертываться. Такой анализ возможен, если есть единое представление обо всех ИТ-активах предприятия. Централизованный взгляд на портфель активов должен помочь в еще более усложняющейся задаче управления ИТ-активами при передаче части из них на аутсорсинг или при переводе во внешнее облако.

Центральным компонентом управления ИТ-активами является репозиторий, в котором собирается и хранится вся необходимая для ITAM информация: тип актива, его местоположение, данные о пользователях, идентификационные данные, стоимость и дополнительная информация о приобретении или аренде, дата вывода из эксплуатации или замены, данные о сопровождении, ремонте, изменениях и обновлениях, историческая информация. Для заполнения такой базы данных используется процесс обнаружения (discovery) ИТ-активов, который может быть реализован как вручную, так и с помощью автоматизированных средств. Второй вариант обеспечивает более оперативный, точный и менее затратный сбор необходимых данных, но специалисты признают, что в большинстве случаев оптимальным является сочетание обоих подходов, поскольку автообнаружение не в состоянии стопроцентно гарантировать выявление всех ИТ-активов, например не сможет найти системы, не подключенные в данный момент к сети.

Отлаженные процессы управления ИТ-активами, подкрепленные автоматизацией с помощью интегрированной ITAM-системы, помимо предоставления цельной картины ИТ-активов и связанных с ними затрат, помогают справляться с целым рядом проблем. Так, сегодня значительно сократился период использования аппаратного оборудования: в стремлении обеспечить более производительную и современную платформу в ответ на расширение возможностей приложений компании заменяют серверы с частотой раз в один-два года. По данным компании HP, одного из ведущих игроков рынка ITAM, максимальный срок эксплуатации аппаратных платформ сейчас крайне редко превышает три года. В этих условиях управление ИТ-активами позволяет оценивать состояние заменяемого оборудования, чтобы более эффективно его реализовать после вывода из эксплуатации. Большую актуальность приобретает также отслеживание движения программного обеспечения в организации – где, как и на каких условиях оно устанавливается и используется, куда перемещается, как изменяется. Требования управления лицензиями ПО становятся все жестче, и без установленных правил ITAM и средств их автоматизации ИТ-организациям трудно эти требования соблюдать.

Ключевым компонентом управления ИТ-активами является контроль изменений на протяжении жизненного цикла актива, таких как инсталляция и удаление ПО, добавление памяти или жесткого диска большего объема, переназначение компьютера другому пользователю и др. Отсутствие учета таких изменений в системе ITAM может привести к тому, что активы «теряются» и приходится покупать ненужное новое оборудование или дополнительные лицензии ПО либо продолжать платить за аренду активов, которые уже не используются.

Возможности ITAM способствуют принятию оптимальных решений относительно покупки или взятия в аренду ИТ-актива на основе анализа метрик их использования и прогнозов по TCO. Например, в случае аренды ИТ-актива стоимость в момент заключения договора может выглядеть вполне привлекательной по сравнению с приобретением, но со временем затраты превысят полученную выгоду, а арендуемая технология устареет. Данные о стоимости ИТ-актива на протяжении его жизненного цикла имеют большое значение для финансового управления ИТ, с которым дисциплина и система ITAM должны находиться в тесной взаимосвязи. Эти данные дополняет контрактная информация, которая должна собираться и управляться в рамках ITAM, включая контракты на аренду, договоры страхования, соглашения об обслуживании. Для полноценного финансового управления система ITAM также должна давать возможность анализировать возврат инвестиций в ИТ-активы.

Особенно сложным оказывается управление ИТ-активами в виртуализованных средах, где процесс обнаружения виртуальных ресурсов, определения их владельцев, степени утилизации, отслеживания происходящих с ними изменений оказывается далеко не тривиальной задачей. Соответствующим образом автоматизированное ITAM позволяет не допускать бесконтрольного распространения и простаивания виртуальных машин и отслеживать использование лицензий на ПО в виртуализованных средах.

 

Жизненный цикл ИТ-актива

Решение перечисленных задач в полной мере возможно только при условии контроля ИТ-активов и связанных с ними затрат на протяжении всего жизненного цикла актива, поэтому в определении ITAM ключевым понятием является именно жизненный цикл, включающий в себя следующие фазы (рис. 2): запрос, поставка, получение, размещение на складе или развертывание, мониторинг и поддержка, инсталляция, перемещение, добавление и изменение (install, move, add, change, IMAC), перераспределение (reallocate), вывод из эксплуатации.

Рис. 2. Жизненный цикл ИТ-актива

Старт жизненного цикла может происходить по-разному. В идеале пользователи выбирают активы из стандартного каталога и делают запрос на них в рамках заданного процесса, и, если ITAM-система может контролировать запрос в зависимости от профиля сделавшего его пользователя, это помогает гарантировать предоставление нужного актива данной функциональной роли пользователя. Возможна также интеграция ITAM c средствами управления проектами и портфелями, когда отслеживание ИТ-актива начинается с момента его добавления в предложение по проекту.

На этапах поставки и получения купленные или арендованные ИТ-активы поступают в организацию, и их конфигурации сверяются с запрошенными. Если на этом этапе данные об активе и связанные с ним документы (программные лицензии, гарантии и сервисные контракты) заносятся в базу данных активов, то в дальнейшем появляется возможность более экономичного подхода к решению задач сопровождения и поддержки.

Полученный актив может быть размещен на складе и передан пользователю после соответствующего запроса или сразу же развернут в продуктивной среде ИТ-организации. В первом случае, если управление ИТ-активами реализуется в организации во взаимосвязи с процессами управления ИТ-сервисами (IT service management, ITSM), то данные ITAM могут использоваться при планировании мощностей и в сервисном каталоге. После развертывания актива система ITAM контролирует его физическое размещение, назначение пользователю и другие операционные детали, вплоть до связи данного актива с определенным бизнес-сервисом.

Мониторинг ИТ-актива как части действующей ИТ-инфраструктуры реализуют специальные средства операционного управления, которые при необходимости инициируют действия по обслуживанию и восстановлению. На этом этапе используются данные ITAM по сервисным контрактам поставщика актива, что помогает точнее оценить затраты на поддержку.

На фазе IMAC процессы управления ИТ-активами позволяют отслеживать новое размещение и конфигурацию активов, которые в современных условиях часто подвергаются перемещениям, изменениям и обновлениям. Средства ITAM ускоряют нахождение актива и помогают правильно оценить реальную стоимость изменений. Если управление активами в организации реализуется в интеграции с управлением ИТ-сервисами, то процессы IMAC попадают в сферу ответственности ITSM-процесса управления изменениями.

Фаза перераспределения задействована в том случае, когда использование ИТ-актива для первоначальной цели перестает быть оптимальным и принимается решение о его применении для других задач, если это возможно. Для этого выполняется переконфигурация ИТ-актива таким образом, чтобы он мог использоваться в иных целях и при этом не были подвергнуты риску связанные с данным активом конфиденциальные данные.

Фаза вывода из эксплуатации наступает, когда в соответствии с условиями контракта, вследствие технических причин или из соображений сокращения расходов принимается решение о прекращении использования ИТ-актива. На данном этапе должны быть соблюдены различные внутренние и внешние регулятивные нормы и гарантировано, что актив больше не поддерживает конфиденциальных данных.

Новые задачи ITAM

Одним из основных стимулов обратиться к практикам и инструментам управления ИТ-активами стала рецессия, вынудившая ИТ-организации более пристально подходить к каждой денежной единице, вкладываемой в элементы инфраструктуры. Необходимость точно знать, сколько стоит новое оборудование или ПО, каковы расходы на поддержку существующих активов, нет ли простаивающего оборудования или лишних, неиспользуемых лицензий, чем загружены жесткие диски компьютеров сотрудников и т. п., вызывает очевидное желание использовать стандартные методы, метрики и средства автоматизации для контроля за ИТ-активами. По данным ассоциации Enterprise Management Associates, которая провела в конце 2010 года исследование среди менеджеров преимущественно североамериканских компаний, высшими приоритетами инициатив в области ITAM являются оптимизация и обоснование затрат. Аналитики EMA также отмечают рост числа компаний, в которых задачи управления ИТ-активами и финансового планирования в области ИТ решаются в рамках единой организационной структуры.

В Gartner констатируют, что многие ITAM-программы вначале фокусируются на управлении парком ПК как наиболее многочисленным подмножеством корпоративных ИТ-активов, которые особо подвержены рискам, связанным с неправильным поведением конечных пользователей. Для компаний с числом настольных систем свыше тысячи внедрение управления ИТ-активами становится одной из приоритетных задач. Управление активами этого типа особо усложняется вследствие широкого распространения мобильных пользовательских платформ, инвентаризация, учет и контроль которых представляют собой сложную проблему.

Помимо фактора оптимизации расходов на ИТ, ряд новых важных тенденций стимулируют сегодня внедрение ITAM: повышенное внимание к эффективному управлению лицензиями ПО, адаптация принципов ITIL v3, распространение технологий виртуализации и переход к облачным средам.

Управление программными активами

Эффективный контроль за лицензиями корпоративного ПО является одним из основных стимулов для внедрения управления ИТ-активами. Перед ИТ-организациями стоят сегодня две очень важные задачи. Во-первых, иметь полное представление о лицензионных выплатах и стоимости сопровождения установленного программного обеспечения с целью оптимизировать эти расходы. Во-вторых, быть готовым к возможным аудитам со стороны производителей ПО. На решение этих задач направлены методы и средства автоматизации управления программными активами (software asset management, SAM), которые являются составной частью ITAM.

SAM прежде всего подразумевает полную инвентаризацию используемых приложений, а также количества лицензий для этих приложений, развернутых на физических и виртуальных системах. Инструменты управления программными активами помогают компаниям избежать часто возникающей проблемы избыточных лицензий ПО, когда ИТ-отделы, не имея представления о точном числе необходимых лицензий, предпочитают приобрести их с запасом. SAM дает возможность поддерживать число лицензий, адекватное реальным потребностям организации, и следить за тем, чтобы они использовались теми пользователями, которым это необходимо по их функциональным обязанностям и предписано корпоративными политиками. Тем самым SAM помогает оптимизировать лицензионные выплаты и затраты на сопровождение ПО. Насколько это актуально для компаний, свидетельствует тот факт, что, по данным Gartner, на программные лицензии тратится порядка 20% ИТ-бюджетов, а в EMA выяснили, что в крупных организациях с 50 тыс. пользователей могут задействоваться свыше 500 различных наименований приложений, что делает тщательное управление лицензиями непростым, но совершенно необходимым процессом.

Постоянно актуальной задачей для компаний является готовность предоставить достоверные данные о числе используемых лицензий в ходе аудита, который периодически проводят производители программного обеспечения. Их цель – проверить соответствие количества купленных лицензий на данное приложение числу фактически используемых и получить дополнительные выплаты в случае превышения. Если в организации происходят какие-либо серьезные изменения, например слияние с другим бизнесом, для поставщика ПО это сигнал, что подобная проверка может привести к увеличению лицензионных выплат от данного заказчика. Желание проводить такие аудиты, как свидетельствует Gartner, усиливается в периоды экономической нестабильности, поскольку поставщики, теряя возможность продавать больше лицензий, ищут другие способы сохранять свои доходы. По данным недавнего исследования EMA, более четверти участвовавших в опросе компаний проходили аудиты поставщиков приложений за последние год-полтора. А в Gartner утверждают, что с 2008 года число таких аудитов возросло на 30% и наиболее активными инициаторами их проведения, по свидетельству аналитиков, являются компании Adobe, IBM, Microsoft и Oracle, а также нескольких менее крупных производителей, оценивших эту деятельность как хороший дополнительный источник дохода.

Средства управления программными активами рассматриваются ИТ-организациями как инструменты управления рисками, обеспечивающие ясную отчетность по состоянию парка ПО и помогающие загодя подготовиться к аудиту и без потерь пройти его. По оценкам Gartner, все больше компаний начинают понимать, что расходы на дополнительные лицензии по результатам аудита могут значительно превысить затраты на внедрение средств управления программными активами, потому обращение к SAM часто становится первым шагом к внедрению методов и инструментов ITAM. Как свидетельствует исследование EMA, реализации SAM могут распространяться на все корпоративные приложения, хотя довольно часто ИТ-организации ограничиваются, по крайней мере в начале, контролем программных активов определенных поставщиков, например Oracle, Adobe, Microsoft, SAP, стоимость которых особенно высока, а использование наиболее активное.

Автоматизация SAM может ограничиваться поддержкой электронных таблиц с данными о приложениях и лицензиях, однако такие реализации трудно отнести к полноценному управлению программными активами. По данным совместного исследования ассоциации IAITAM и компании Numara Software, одного из производителей ITAM-решений, около половины ИТ-организаций не считают свои данные о программных и в целом ИТ-активах точными и актуальными. Обеспечить такие данные может комплексная автоматизированная система SAM, функциональность которой не ограничивается обнаружением и инвентаризацией программных активов, но позволяет отслеживать принципы и проводить финансовый анализ использования ПО, а также контролировать все процессы жизненного цикла лицензий, в том числе с учетом виртуализации платформ и самих приложений.

Система SAM должна иметь возможность получать и обрабатывать данные из различных источников информации о программной среде организации, которая всегда является очень сложной, поскольку включает в себя разные типы ПО (офисные приложения, бизнес-системы, инфраструктурное ПО, решения с открытым кодом и т. д.) с различными механизмами лицензирования. Большинство поставщиков ITAM-систем сегодня имеют в своих пакетах более или менее комплексные решения для управления программными активами, поддерживающие жизненный цикл различных типов приложений и предоставляющих, по данным Gartner, готовые средства сопровождения от 6 до12 моделей лицензирования.

Сервисное управление активами

Для многих компаний управление ИТ-активами становится следующим шагом в развитии практик управления ИТ-сервисами. ИТ-департаменты, реализовавшие обязательные начальные стадии ITSM – организацию службы поддержки пользователей и построение процессов управления инцидентами и проблемами и перешедшие хотя бы к процессу управления изменениями, — должны задумываться о средствах ITAM, поскольку всякое изменение в ИТ-сервисе раскладывается на изменения конкретных элементов ИТ-инфраструктуры и должно подкрепляться отслеживанием этих изменений.

В целом неотъемлемым компонентом всякой ITSM-инициативы должно быть понимание, какие ИТ-активы есть в организации, кто ими владеет, где они размещены и сколько стоят. Получить такую информацию без процессов и инструментов ITAM затруднительно. Аналитики EMA отмечают, что ИТ-организации, рассматривающие себя как поставщики сервисов для бизнеса, должны реализовывать управление сервисами и управление активами в тесной взаимосвязи, как не существующие одно без другого, но до недавнего времени подобное случалось редко. Однако с распространением сервисного подхода в ИТ-департаментах, повышением уровня зрелости реализаций ITSM и более широкой адаптацией новой версии библиотеки ITIL v3 ситуация меняется в лучшую сторону. По данным проведенного в начале 2011 года исследования EMA, количество организаций, где управление сервисами и активами объединяются, составило порядка 40% и выросло на 5% по сравнению с тем, что было три года назад.

Акцент ITIL v3 на управление жизненным циклом сервиса, появление понятия портфеля сервисов, объединяющего все существующие и планируемые инвестиции в предложение сервисов для бизнеса, отдельный процесс управления каталогом сервисов, описывающим те сервисы, которые ИТ-организация уже предоставляет бизнес-заказчику, – все это ставит на повестку дня управление ИТ-активами. Планирование и проектирование сервисов, управление их изменением, постоянное совершенствование сервисов – этапы жизненного цикла в ITIL v3 – должны быть подкреплены точными данными о составляющих сервис элементов инфраструктуры и связанных с ними затратах на протяжении всего жизненного цикла ИТ-актива. Описание сервиса в каталоге должно включать исчерпывающую информацию о его стоимости, которую невозможно получить без достоверных данных о стоимости каждого составляющего сервис ИТ-актива. Для компаний, достигших достаточно высокого уровня зрелости процессного управления ИТ-службой и организации взаимодействия ИТ и бизнеса на базе сервисов, становится актуальной задача более глубокого финансового управления ИТ, которая также требует полной информации о затратах на ИТ-активы на протяжении их жизненного цикла.

Центральное место в управлении сервисами в концепции ITIL v3 играет система управления конфигурациями на основе единой конфигурационной базы данных (configuration management data base, CMDB). Для создания CMDB принципиально важно иметь информацию о стоимости элементов инфраструктуры, которую предоставляет ITAM. Однако конфигурационная база данных не нуждается в той степени детализации финансовой и контрактной информации, которая поддерживается в репозитории ITAM, а с другой стороны, может включать в себя данные о взаимозависимостях элементов инфраструктуры, которые не являются необходимыми для базы данных системы управления ИТ-активами. Поэтому использование последней в качестве CMDB — это принципиально неверный подход.

Активы в облаке

Сервисную ориентацию ITAM определяет также переход компаний к облакам. Необходимость управлять сервисами, потребляемыми из внешнего облака, или реализацией сервисов в собственном облаке так или иначе приводит ИТ-департаменты к сервисному подходу, в том числе с точки зрения учета и контроля облачных активов. Почти 70% участников опроса EMA уверены, что облачные технологии сделают ITAM более сервис-ориентированным, а почти половина (43%) считают, что облака самым серьезным образом повлияют на стратегии управления ИТ-активами.

Облака вносят дополнительные сложности в определение того, какие конкретно активы составляют сервис и где физически они расположены, как оценить и измерить их использование и стоимость, как понять, кто является владельцем активов, и т. д. Хотя не все ИТ-менеджеры считают, что управление активами в облаках усложнится по сравнению с традиционными средами: видимо, при обращении к внешним облакам они надеются на снятие значительной доли ответственности и упрощение собственных задач ITAM. Однако в любом случае управление ИТ-активами с привлечением облачных сервисов усиливает необходимость в автоматизированной поддержке процессов ITAM.

Автоматизация ITAM

Комплексные средства автоматизации ITAM обеспечивают централизованное управление базовыми конфигурационными, финансовыми и контрактными данными об ИТ-активах организации на протяжении их жизненного цикла. Ключевая информация, с которой работают ITAM-системы, это данные о стоимости ИТ-актива и его амортизации, условия заключенных контрактов, уровни обслуживания со стороны производителя, условия технической поддержки, данные о том, кто владеет ИТ-активом и кому присвоено право его использования в организации. В Gartner отмечают, что сегодня производители ITAM-систем переходят от простой отчетности к средствам анализа данных об ИТ-активах и сценарного моделирования на их основе, которые позволяют не просто получить ответ на вопрос, что есть в организации и сколько стоит содержание активов, но и понять, как выбор тех или иных аппаратных и программных решений может повлиять на бизнес. Системы ITAM включают в себя репозиторий ИТ-активов и обеспечивают автоматизацию потоков работ в процессах управления активами.

Поскольку управление ИТ-активами тесно связано с управлением ИТ-сервисами, актуальной становится интеграция систем ITAM с решениями автоматизации ITSM. Не случайно среди ведущих поставщиков на рынке ITАM большинство являются одновременно и ключевыми игроками рынка ITSM. Наиболее важны для средств ITAM интеграция с инструментарием Service Desk и средствами поддержки процессов управления изменениями и управления конфигурациями. Службе технической поддержки для разрешения инцидентов нужны инвентарные данные об ИТ-активах, а также данные о связанных с ними контрактах на сопровождение и уровнях обслуживания. Повседневные операции по отслеживанию конфигураций и внесению изменений в ИТ-инфраструктуру связаны с использованием инвентарных данных. Например, при установке новой версии ПО на пользовательском компьютере проверяется, присвоено ли данному пользователю право на конкретное приложение и доступны ли соответствующие лицензии. Дополнительное преимущество ITAM-системе дает интеграция со средством автоматизированного обнаружения ИТ-активов.

Целевая пользовательская аудитория систем ITAM варьируется от операционного персонала, отвечающего за повседневную эксплуатацию ИТ-активов, до руководителей ИТ-подразделений и финансовых менеджеров. В Gartner прогнозируют значительный рост востребованности ITAM-решений, который будет обусловлен прежде всего распространением практик ITIL и сервисной ориентации ИТ-организации. В этих условиях точные инвентарные и ценовые данные об активах, составляющих бизнес-сервис, становятся абсолютной необходимостью.

 

ITAM как продолжение ITSM

В ряде организаций, например банках, суммарная стоимость ИТ-активов составляет до 50% стоимости вообще всех ее активов и им жизненно необходимо подвергнуть классификации все ИТ-активы, разобравшись, нет ли среди них лишних или нежелательных компонентов. Кроме этого, сегодня серьезная организация не может себе позволить фигурировать в списке скандальных новостей и потому должна эксплуатировать исключительно легальное ПО, поэтому понятно, почему сегодня востребован функционал ITAM по управлению лицензиями. Именно с него, как правило, начинается знакомство наших заказчиков с тематикой ITAM.

Два других важных направления ITAM – это управление обслуживанием и управление инвентаризацией ИТ-активов. Не всякая компания может точно сказать, сколько стоит эксплуатация того или иного сервера, особенно в случае виртуализации, что постепенно может привести к непониманию, где и какие приложения или операционные системы установлены и в каком количестве. К сожалению, сегодня многие компании не могут обоснованно ответить на вопросы аудиторской проверки, если не имеют инструментов, способных собирать полные и достоверные данные об ИТ-активах, которые используются с применением технологии виртуализации. Поставщик ПО часто тоже не имеет средств для такой оценки и иногда просто берет за основу для расчёта стоимость лицензий для аналогичной компании той же отрасли, использующей его ПО без применения технологии виртуализации. Эта ситуация может привести к неоправданному завышению стоимости.

Выход из ситуации — применение программных средств автоматизированного обнаружения и инвентарного учёта. Наличие такого рода систем помогает не запутаться в обилии ИТ-активов и устраняет необходимость рутинной ручной работы по составлению перечня имеющихся ИТ-активов и их характеристик. Средства автоматизированного обнаружения и инвентарного учёта позволяют проводить сбор и хранение информации не только о программном, но и об аппаратном обеспечении. При интеграции системы данного класса с ITAM-системой появляется ценная возможность проводить технический аудит ИТ-инфраструктуры и автоматически реагировать на ее несанкционированные изменения.

Наиболее важными функциями ITAM-систем являются паспортизация и автоматизация бизнес-процессов, связанных с обслуживанием аппаратных ресурсов. Наличие информации о технических устройствах позволяет повысить эффективность обслуживания оборудования — появляется возможность хранения истории всех заявок, нарядов и работ, связанных с ИТ-активами. Данная информация играет важную роль, так как позволяет собирать статистику по простоям, повреждениям, затратам на обслуживание, оценивать совокупную стоимость владения ИТ-активом, проводить иные аналитические действия и формировать выводы на их основе.

Сегодня ITAM все больше пересекается с ITSM и наметилась тенденция внедрять в организациях ITAM-решения после реализации базовых ITSM-процессов (управление заявками пользователей, управление инцидентами и проблемами). Это связано с тем, что ITAM- решения дополняют ITSM-решения, но в то же время являются более трудоёмкими и требуют определенного уровня зрелости организации в области управления ИТ-инфраструктурой.

На рынке систем класса ITAM наиболее известными поставщиками, предлагающими, в том числе, полноценные ITSM-системы являются компании BMC, HP, IBM, CA, Axios, LANDesk и Symantec. Это делает их приоритетными в глазах заказчиков, приобретающих пакет решений (ITSM+ITAM) — значительно уменьшаются затраты по интеграции систем разных производителей, обучению персонала, поддержке и администрированию. У ITAM-систем каждого из перечисленных поставщиков есть свои преимущества и недостатки, но в целом они обеспечивают одинаковый уровень функционала, поэтому на выбор в большей степени обычно влияет либо наличие действующей ITSM-системы конкретного производителя, либо комплексная оценка преимуществ и недостатков ITSM-систем того же производителя.

Дмитрий Казанский (kazansky@jet.msk.su), руководитель направления EAM , компания «Инфосистемы Джет» (Москва).

 

Одним из главных пропагандистов модели ITSM остается компания HP, в портфель решений которой для управления ИТ-сервисами входит и продукт Asset Manager (в недавнем прошлом AssetCenter). HP Asset Manager реализует все основные требования к системе ITAM в нескольких модулях, предназначенных для отслеживания жизненного цикла активов, управления закупками, управления контрактами, управления программными активами и финансового управления. Система предоставляет необходимые данные как о физических, так и виртуальных элементах ИТ-инфраструктуры и обеспечивает детальную информацию о совокупной стоимости владения для ИТ-сервиса в целом, которая раскладывается на TCO составляющих его аппаратных и программных ресурсов. Дополняет HP Asset Manager средство автоматического обнаружения активов HP Discovery and Dependancy Mapping Inventory (DDMI). Система также поддерживает возможности интеграции с конфигурационной базой данных Universal CMDB – центральным элементом среды HP ITSM – и средствами HP для управления проектами и портфелями.

Продукт IBM Tivoli Asset Management for IT входит в пакет IBM Maximo, предназначенный для управления всеми типами корпоративных активов: производственным оборудованием, зданиями и сооружениями, транспортом и т. д. IBM — единственный игрок на рынке, предлагающий подобное комплексное решение. Причем ключевой идеей компании является не просто консолидация всех функций управления активами на единой платформе, но их тесная увязка с принципами управления сервисами вообще, а не только в ИТ. Базовые возможности управления сервисами, включая Service Desk, также реализованы на платформе Maximo. Продукт Tivoli Asset Management пользуется всеми преимуществами этой платформы, которая предоставляет для различных модулей управления корпоративными активами единую базу данных для хранения информации об активах, единый Web-интерфейс с встроенными средствами отчетности, единые средства конфигурации и единый инструмент автоматизации процессов управления активами. Сильной стороной управления активами IBM является также интеграция с продуктами других программных брендов компании. Так, например, интеграция с приложениями Cognos или SPSS позволяет значительно расширить аналитические возможности Maximo, а для управления программными активами ценной может быть интеграция со средствами разработки IBM Rational: если обнаруженные ITAM сбои приложения оказываются связанными с недостатками кода, такая интеграция позволяет инициировать соответствующую модификацию программной системы. В Gartner также отмечают, что IBM является единственным поставщиком средств инвентаризации лицензий ПО для мэйнфреймов.

Компания BMC Software предлагает решение для управления ИТ-активами в семействе Remedy. Модуль Remedy Asset Configuration Management реализован на той же платформе, что и модули, предназначенные для автоматизации процессов ITSM, и интегрирован с ними, а также с конфигурационной базой данных Atrium. Решение предоставляет все основные функции управления жизненным циклом физических и виртуальных ИТ-активов, включая возможность автоматического обнаружения и средства управления лицензиями ПО. Приобретение в 2008 году компании ITM Software позволило BMC расширить средства финансового управления активами, хотя инструментарий ITM не поддерживается платформой Remedy.

На единой платформе со своими ITSM-решениями реализует продукт IT Asset Manager (до недавнего времени Unicenter Asset Portfolio Management) компания CA. Автономный продукт для управления программными лицензиями Software License Compliance Manager, ориентированный на малый и средний бизнес, CA также интегрировала с IT Asset Manager, обеспечив тем самым средства управления программными активами корпоративного масштаба. Система имеет механизмы интеграции с решением для управления проектами и портфелями Clarity PPM, что помогает в ходе реализации ИТ-проектов моделировать возможные решения на основе данных об активах и их TCO.

Компания Axios Systems включила базовые средства ITAM в новейшую версию своей ITSM-платформы assyst 9, выпущенную в начале 2010 года. В assyst 9 реализован также инструмент автоматического обнаружения компонентов ИТ-инфраструктуры. В assyst функции ITAM сосредоточены преимущественно в реализации Service Desk и, по оценкам Gartner, достаточно ограниченны.

Новым игроком на рынке ITAM стала компания Numara Software, выпустившая в сентябре 2009 года платформу Numаra Asset Management Platform (NAMP). Компания известна также своим решением для автоматизации службы Service Desk. Платформа NAMP ориентирована преимущественно на управление настольными и портативными компьютерами и серверами и включает в себя интегрированные модули для обнаружения и инвентаризации ИТ-активов, управления конфигурациями десктопов, развертывания операционных систем и приложений, управления патчами, управления лицензиями ПО, управления соответствием и управления энергопотреблением. Система изначально разрабатывалась в тесной интеграции с продуктом для управления сервисами FootPrint, что, видимо, и побудило аналитиков EMA выделить это решение как удачный пример реализации новой модели управления ИТ-активами, сочетающей в себе дисциплины управления сервисами, активами и соответствием нормативным документам.