Информационным технологиям не повезло с самого начала — возникновение и развитие средств обработки данных изначально проходило под прессом маркетинговых обещаний. «Искусственный интеллект», который, как оказалось, не особо интеллектуален, «автоматизированные системы управления», которые не могут управлять без человеко-машинного интерфейса, «умные, интеллектуальные системы» с интеллектом уровня попугая и т. д. Такой маркетинговый залп из тяжелой артиллерии, конечно, вызвал прилив больших денег в ИТ, но в результате привел к серьезному разочарованию в ИТ как бизнеса, так и частных пользователей.

Привлекая инвестиции к сфере своей деятельности, ИТ-производители практически ничего не обещали потребителю, как почти ничего не обещают они и сейчас. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать лицензионное соглашение любого крупного производителя программного обеспечения: «Заплатите N долларов, и мы вам ровным счетом ничего, кроме красивых слов в рекламных проспектах, не обещаем и не гарантируем. И если что-то пойдет не так – это ваши и только ваши проблемы, пользователь».

Как следствие лидерами рынка до недавнего времени постоянно были компании, представлявшие «маркетинговую» нишу, но 26 мая 2010 года произошло выдающееся событие, внушающее надежды на то, что рынок изменится. В этот день капитализация Apple впервые превысила капитализацию Microsoft — в лидеры вышла не маркетингово-, а технологически-ориентированная компания, одна из немногих, которые реально предоставляли потребителю не конструкторы «Сделай сам, если сможешь», а вполне законченные решения. Сознательно раздутый интернет-пузырь не добавил ничего положительного к «ощущениям» бизнеса по отношению к информационным технологиям, но политика Apple призвана подправить имидж ИТ.

Основное достижение Apple – не «железные» гаджеты iPod и iPad, а система продаж контента для них. Иначе говоря, новые гаджеты — это всего лишь «торговые терминалы» для интернет-портала по продаже разнообразного содержания. То есть это – интегрирующий продукт, обеспечивающий комфортное (по западным, правда, меркам) взаимодействие потребителя, торговой площадки и конечного устройства. Вся совокупность продуктов Apple позволяет говорить о прототипе интеграционной платформы, ориентированной на рядового пользователя, а не на ИТ-гуру, — оказалось, что потребитель готов платить за такую интеграцию.

Что же такое ИТ в современном мире? Многие до сих пор представляют себе ИТ как «среду обитания» крутого оборудования с дикими и недообученными пользователями, которые всеми силами стараются эту комфортную среду обитания разрушить, а дон-кихоты из ИТ-подразделений пытаются сохранить все в целости и сохранности. Еще полтора десятилетия назад это, возможно, и было похоже на реальную картину, но не сегодня. Сейчас ИТ представляет собой уникальное сочетание средств и возможностей: средство письма для создания контента, среда коммуникации, медианоситель, вычислительная среда. Средство письма — это основное видимое всем свойство современных ИТ. Исторически таких средств было не так уж много: зубило, резак, гусиное перо, шариковая ручка и, наконец, клавиатура. Сред коммуникации также исторически немного: посыльный, письмо, телеграф, телефон, радио и, наконец, Интернет. Особенности современной среды – мгновенный обмен сообщениями, возможность одновременного использования разных форм медиаданных.

Сегодня впервые в истории развития человечества мы наблюдаем совпадение коммуникативной среды и медианосителя, что открыло реальную возможность для интерактивного общения. Источником информации сейчас часто служит именно Интернет, и впервые средства письма стали полностью совместимы с медианосителем, что также сильно продвигает вперед интерактивные коммуникации. Любопытно, что старые компании, создающие медиаконтент, оказались не готовы к появлению i-media и до сих пор не могут адекватно ответить на вызов времени. Основная проблема – необходимость разработки новой бизнес-модели продаж медиаконтента, интегрирующей возможности ИТ в единый бизнес-процесс, удобный пользователю. Единственная на данный момент более или менее работающая модель была предложена Apple, и до настоящего времени она вызывает отчаянное сопротивление «традиционных» поставщиков.

В Microsoft продвигали модель «тяжелого клиента», обрабатывающего все данные, а в результате пользователям приходится устанавливать невероятное количество ненужного ПО, большая часть которого никогда не используется, но создает небезопасную среду размножения всяких вредоносных и опасных компонентов. Такой подход целесообразен для небольшого количества «интеллектуальных» клиентов, задачей которых является по преимуществу аналитическая деятельность. Этими клиентами и были прежние «яйцеголовые» владельцы компьютеров, но этот подход неактуален для большинства «рядовых» пользователей, которых устраивает так называемый скрытый процессинг, когда они совершенно не обременены знаниями об особенностях обработки, а получают готовый результат. Мощность современных коммуникаций вполне позволяет устанавливать процессинговое ПО в ЦОД, а клиентские терминалы максимально облегчать. Правда, ни одна модель коммерческого использования такой «централизованной» обработки пока не получила широкого распространения, как и модель «инсталляции дополнения по запросу» в коммерческом исполнении. Устанавливая, например, современное ПО для обработки изображений, пользователь получает предложение установить драйверы для огромного количества фотоаппаратов, которых у него нет и никогда не будет, и т. п. Почему бы не устанавливать минимальный «легкий» комплект ПО, а все остальное предлагать для интерактивной установки «по запросу»? Пока такая модель не очень выгодна производителю и требует дополнительных усилий. Как вариант – «конфигурация по запросу», когда пользователь через стандартный интерфейс интернет-магазина выбирает нужные ему опции и получает специально для него сконфигурированный пакет, стоимость которого зависит от выбранных опций.

Таким образом, сегодня ИТ из «развлечения для яйцеголовых» становятся «технологиями для обывателя», требования которого очевидны: простота использования, надежность и минимальное обслуживание. Современная же индустрия программного обеспечения идет пока в основном по пути тысячи «абсолютно крутых» функций, которые просто совершенно необходимо инсталлировать на компьютер с самого начала и за немалые деньги. Но информационные технологии уже достигли надлежащего технического совершенства, для того чтобы обслужить обывателя по модели STUPID (strong technological utility (for) processing information (and) data), превращаясь из некоего уникального интеллектуального устройства в рядовой инструмент. В большинстве бытовых приборов уже содержатся десятки процессоров или даже вычислительных комплексов, по мощности превосходящих первые персоналки. Например, на целом ряде музыкальных плееров можно установить полноценную ОС Linux и довольно комфортно играть в Doom.

Эксклюзивные ИТ-бутики с уникальными функциями нужны ценителям и гурманам и за отдельные деньги, а для того чтобы разработчик окупал свои затраты, необходимы новые финансовые модели бизнеса в условиях STUPID-среды. Однако пока наиболее успешной и востребованной оказалась модель Apple, которую, несмотря на внешнюю простоту, в полном объеме никому пока повторить не удалось.

Очень важным и сложным является вопрос унификации стандартов и методологий обработки данных. Здесь есть два кардинально отличающихся подхода. Первый – разработка уникальных стандартов, привязанных к оборудованию (типичный представитель такого подхода – Sony) или программному обеспечению (Microsoft). Другой – поддержка общепринятых стандартов и разработка открытых стандартов.

Необходимость открытых стандартов непосредственно связана с моделями бизнеса по продаже контента. Проблема проприетарного ПО в неполной переносимости документов, но в действительности она гораздо глубже. Модель «распределенные данные – клиентские вычисления» предполагала наличие распределенных по сети данных, которые превращались в информацию только на компьютере конечного пользователя. Сейчас же в Сети может храниться уже информация, то есть определенным образом агрегированные, оформленные и подобранные данные, призванные производить строго определенное впечатление на пользователя, и критически важно, чтобы они совершенно одинаково отображались на любом техническом устройстве, в полном соответствии тому, что хотел передать автор документа. Пока же частно-корпоративные интересы катастрофически превалируют при принятии стандартов, что приводит к большим проблемам для пользователей, причем пропиетарные стандарты реально препятствуют интеграционным процессам. С другой стороны, необходимо понимать, что никакая компания в одиночку не в состоянии полностью обеспечить пользователя одновременно и информацией, и программами, и оборудованием, хотя бы потому, что объем информации в Сети чрезвычайно велик.

Уже давно пора заменить термин "персональный компьютер» («вычислитель») на "персональный медиатерминал", коими и являются, по сути, iPad, iPhone и iPod, да и большинство смартфонов и персональных коммуникаторов остальных производителей.

***

Итак, с точки зрения насущных потребностей пользователя необходимо создавать мощные интеграционные платформы, обеспечивающие удобное представление данных, генерирующие содержательную, удобную для восприятия и обработки конечными пользователями информацию. Аппаратная составляющая должна при этом быть удобной для длительного автономного использования. Устройства должны предоставлять пользователям возможность не только отображать, но и максимально оперативно и разносторонне реагировать на поступающий контент и как минимум ограниченно влиять на его содержание. С точки зрения массового пользователя, ИТ постепенно превращаются в среду общения, взаимодействия и выражения эмоций. Возможно, на подходе homo interneticus. Хорошо это или плохо – говорить еще рано, но пока влияние ИТ на личность скорее можно оценить как отрицательное.

Сергей Колесников (kolsn@inbox.ru) – независимый консультант (Москва).