В США 30% населения вообще не получает регулярного медицинского обслуживания, и цель информатизации – полный охват. В странах Евросоюза, несмотря на то что здравоохранение на 70% государственное, граждане вынуждены все больше платить за медицинскую страховку. Кроме того, население Европы стареет, растет число хронических заболеваний, и цель информатизации – снижение стоимости медицинских услуг. А когда ясна цель, то можно разработать стратегию и, главное, оценить эффективность инвестиций, которые сегодня текут рекой в информатизацию здравоохранения Австралии, Великобритании и Германии, реализующих свои программы eHealth, и даже в Китае среднегодовые темпы роста вложений в эту сферу сейчас достигают 25%. Россия же пока только готовит почву для движения в этом направлении, затягивая утверждение четкой стратегии информатизации здравоохранения и объясняя это то отсутствием денег, то средним возрастом врачей (50 лет против 28-30 лет на Западе), препятствующим освоению высоких технологий, то малым количеством компаний, способных внедрить то или иное решение автоматизации.

Какие уроки нам предстоит извлечь из опыта, накопленного во всем мире в области eHealth? На чьих ошибках можно поучиться и кого выбрать в качестве примера для подражания, учитывая, что сейчас Россия повторяет путь, который 10 лет назад уже прошли другие страны? Какова цель автоматизации отечественного здравоохранения, что должно быть ее движущей силой и улучшится ли в результате качество медицинского обслуживания, если освободить, например, врача от бумажной рутины, отнимающей до 40% его времени?

Чиновники от медицины твердят об уникальности отечественной системы здравоохранения и о масштабах страны, затрудняющих унификацию, адаптацию и сопровождение решений, но, как отмечает Ирина Шеян, в целях экономии инвестиций можно обратить внимание на информационные системы, уже используемые в других отраслях, где решались подобные задачи. Например, в ЦБ РФ накоплен огромный опыт автоматизации, которая начиналась по принципу «сначала пусть регионы делают кто как сможет», что привело к гетерогенности, но позволило на локальном уровне решить задачи банковского обслуживания, потом была проведена унификация и укрупнение систем. Используя готовые компоненты ИТ-решений и учитывая чужие промахи, можно существенно снизить расходы и риски, что особенно важно для такой многомерной области, как здравоохранение, где чрезвычайно высока цена ошибки. Кроме того, не стоит забывать, что, когда вы входите в многомерность, расстояние не является ограничивающим фактором, и могут применяться совершенно новые решения, например создание федеральной облачной инфраструктуры и развертывание сети провайдеров услуг информатизации здравоохранения.

В развитых странах для решения проблемы материнской и младенческой смертности давно действуют специальные программы, подразумевающие комплексную финансовую и организационную поддержку со стороны государства. В нашей системе здравоохранения сегодня также прикладываются значительные усилия к повышению качества контроля за состоянием здоровья будущих матерей, и к этому, как отмечает в своей статье Наталья Дубова, есть более чем серьезные стимулы: показатели материнской смертности в нашей стране в разы выше, чем в западных странах, а младенческой – в десятки раз. Однако решающее значение для появления на свет здорового младенца играет не столько новейшая медицинская техника, сколько полнота и достоверность информации о течении беременности. К трагическим последствиям обычно приводят несвоевременность госпитализации и, главное, отсутствие преемственности данных всех учреждений, отвечающих за мониторинг всех этапов развития беременности. Как тут не задуматься, насколько вообще обоснованны нынешние бюджеты на здравоохранение, прежде чем говорить об их недостаточности для решения задач информатизации? Возможно, как и в дорожном строительстве, стоимость единицы полотна оказывается у нас выше, чем в других странах с похожими климатическими условиями, а качество видно всем. Может быть, единые базы медицинских данных позволят получить более прозрачную статистику по реальному состоянию дел?

Безусловно, препятствия к информатизации отечественной медицины, по мнению наших авторов, имеются, среди них отсутствие четкой правовой базы по работе с персональными данными пациента; противодействие автоматизации в государственных ЛПУ, сразу выявляющей непрофессиональное отношение к работе; экстенсивный путь развития государственной медицины – больше врачей, больше больниц, выписанных рецептов, проданных лекарств, что исключает потребность в ИТ. В целом сегодня, как следует из статей этого выпуска журнала, ни у врача, ни у главврача, ни у субъекта федерации нет системной мотивации к внедрению ИТ, и пока без вмешательства регулятора ни о какой повсеместной электронной медицине речи быть не может.

Люди по сути своей любят драму: очень мало, например, каналов СМИ, передающих только хорошие новости, но что же еще должно случиться в отечественном здравоохранении, чтобы наконец государство увидело цель не в локальной оптимизации благосостояния своих отраслевых менеджеров, не в развертывании, а потом в тихом секвестре национальных суперпроектов, а в улучшении здоровья нации. Российская медицина стоит на пороге информатизации – давно стоит перед открытой дверью. А может быть, страна вообще разучилась эффективно вести крупные проекты?


Колонка главного редактора: www.osp.ru/os/list/2010/01/1072568.html