Экономика фондов СПОФонд свободного программного обеспечения (СПО) – это группа людей или компаний, объединившихся для совместной разработки открытого программного обеспечения. Примерами таких организаций могут служить Apache Software Foundation, Eclipse Foundation и Gnome Foundation.

Компании, занимающиеся разработкой ПО, присоединяются к таким фондам и поддерживают их по целому ряду причин, в частности по экономическим, надеясь снизить затраты на разработку за счет распределения расходов между всеми участниками. Однако помимо этого компании-участники могут повысить свои доходы за счет выпуска и увеличения объема продаж сопутствующих продуктов. Кроме того, поддерживая внедрение успешной открытой платформы, компании могут более эффективно конкурировать, предлагая различные компоненты стека своих технологий, расширяя тем самым целевой рынок. Не стоит забывать и о том, что СПО способствует росту общего благосостояния и повышению престижа всех компаний-участников.

Фонды СПО

Операционная система Linux и Web-сервер Apache – наиболее известные примеры свободных продуктов, которые начинались как проекты с добровольным участием без какой-либо коммерческой поддержки, и, когда в 90-е годы значимость этих проектов для всей отрасли стала очевидной, заинтересованные разработчики и компании, специализирующиеся в этой области, решили создать более надежную основу для будущего этих продуктов, создав некоммерческие организации — фонды.

Такие фонды выступают в роли куратора проектов, обеспечивая его финансовую поддержку и юридическую защиту, благодаря чему успех такого программного обеспечения меньше зависит от настроений отдельных людей, начавших разработку. Существует множество вариантов таких фондов, например отраслевые ассоциации или консорциумы, каждый со своей собственной юридической структурой, соответствующей конкретным целям основателей. Кроме того, фонд представляет интересы сообщества разработчиков, поэтому СПО иногда еще называется общественным свободным ПО (D. Riehle, The Economic Motivation of Open Source: Stakeholder Perspectives. Computer, Apr. 2007; E. Capra, A. Wasserman, A Framework for Evaluating Managerial Styles in Open Source Projects. Proc. 4th IntТl Conf. Open Source Systems, Springer, 2008).

Общественное свободное программное обеспечение отличается от СПО, разрабатываемого одной компанией, которая обычно рассчитывает на доход от продаж дополнительного программного обеспечения или сервисов (D. Riehle, The Commercial Open Source Business Model. Proc. 15th Americas Conf. Information Systems, AIS Electronic Library, 2009). В случае с общественными свободно распространяемыми продуктами, как правило, этого нет, поскольку из-за конкуренции доходы остаются низкими.

Однако имеется несколько экономических причин, по которым компании присоединяются и поддерживают фонды с целью разработки общественных свободных продуктов — это снижение расходов на разработку, увеличение доходов и объемов продаж вспомогательных продуктов, расширение целевого рынка.

Ответственность организации

Основная цель фонда – курирование процесса разработки ПО и обеспечение гарантий его долговременного существования. Фонд имеет различные обязанности, в том числе следующие:

  • организация сообщества проекта;
  • активное распространение ПО;
  • разъяснение прав на интеллектуальную собственность и управление ими;
  • определение стратегических направлений развития ПО;
  • ответственность перед своими членами и подотчетность им;
  • поддержка всех необходимых внутренних процессов.

Как правило, принять участие в работе фонда свободного программного обеспечения может кто угодно, однако иногда может предусматриваться уплата членских взносов. Во многом работа таких фондов аналогична тому, что происходит в традиционных ассоциациях программного обеспечения, и не является чем-то из ряда вон выходящим, отличие же проявляется в предоставлении продукта как свободного решения и в использовании прав на интеллектуальную собственность.

Механизмы поддержки интеллектуальной собственности

Некоторые пользователи отказываются от свободного программного обеспечения из-за опасения утратить права на интеллектуальную собственность. Фонды СПО решают эту проблему, предлагая четко прописанные процедуры, касающиеся прав на интеллектуальную собственность. В конечном итоге свободный проект превращается в такой же продукт, как и любое другое программное обеспечение, и распространяется на условиях лицензии.

При разработке программного обеспечения необходимо рассматривать три основные категории прав на интеллектуальную собственность: авторские права (на исходный код и соответствующие тексты); торговые марки; патенты.

Каждый участник проекта обычно предоставляет соответствующую интеллектуальную собственность, и большинство фондов определяет взаимоотношения между участником и проектом, используя так называемое соглашение об участии (contributor agreement). Это соглашение должно подписать любое юридическое лицо, которое хочет принимать участие в проекте, причем вне зависимости от того, в качестве члена фонда или нет.

Общая практика, которой придерживаются фонды СПО, состоит в том, что фонду принадлежит авторское право на весь исходный код и сопутствующие тексты. Таким образом, соглашение об участии определяет, что участник, будь то компания, такая как IBM, или программист-волонтер, отказываются в пользу фонда от авторского права на любую уже сделанную работу или любую работу, которая будет сделана в будущем. (В более простой форме иногда требуется только право на перелицензирование.) При таком подходе фонд становится единственным владельцем авторского права и все решения принимаются только фондом, а не разрозненной группой различных владельцев авторского права. Теперь фонд может определять и требовать выполнения условий лицензирования, на которых проект предоставляется обществу, и может защищать программное обеспечение в суде.

Выбор лицензии зависит от целей фонда. Большинство выбирают либеральную лицензию, с тем чтобы предоставить своим членам максимально разнообразные условия использования ПО. Такая либеральная лицензия, как правило, позволяет встраивать данное программное обеспечение
в другие программы, не требуя, чтобы они тоже становились свободными.

Важный практический момент работы фондов заключается в том, чтобы гарантировать, что никакой исходный код не будет взят из другого свободного проекта с несовместимой лицензией. Особое опасение вызывает тот факт, что интеграция несовместимого кода потребует нежелательных изменений лицензии, как это может произойти, например, при использовании кода с лицензией GPL в коде с лицензией Apache. Лицензия GPL – это взаимно обязывающая (вирусная) лицензия на свободное программное обеспечение, которая требует, чтобы весь последующий код имел такую же лицензию. «Сохранить чистоту кода» – главная установка многих фондов. Естественно, фонд также становится владельцем торговых марок на программное обеспечение и действует так, чтобы поддержать их распространение.

Наконец, соглашение об участии проясняет условия использования патентов на программное обеспечение. Исходный код реализует патенты на программное обеспечение, и даже если фонду принадлежит авторское право на исходный код, но при этом не предпринимать дальнейших мер, то может случиться так, что пользователи этого программного обеспечения будут вынуждены платить авторские отчисления владельцам патентов, реализованных этим программным обеспечением. Это может быть особенно неприятно, если требования о выплате авторских отчислений выдвигаются только после того, как данное программное обеспечение уже внедрено в организации. По этой причине соглашение об участии, как правило, предусматривает, что участники дают общее (бессрочное, неограниченное и не предусматривающее авторские отчисления) разрешение на использования патента всеми пользователями СПО.

Разделение затрат на разработку

Для того чтобы организовать фонд, присоединиться к нему или поддерживать его, имеется немало экономических причин. И первостепенная из них – это экономия расходов, обусловленная стандартизацией на одной платформе и разделением затрат на ее разработку.

Рассмотрим ситуацию с настольными Unix- и Linux-системами, сложившуюся в конце 90-х годов, когда существовало несколько конкурирующих оконных систем, каждая с несовместимыми приложениями, своими средствами конфигурирования и установки в зависимости от версии ОС. Тогда операционная система Unix уступила Microsoft Windows в конкуренции за настольные системы – графические пользовательские интерфейсы для Linux были для дистрибьюторов исключительно затратны.

В этой ситуации такие дистрибьюторы, как Red Hat и SUSE (Novell), IBM и HP, решили не конкурировать, отстаивая приоритетность своих конфигураций, а вместе поддержать общую среду. Это позволило продолжить разработку и консолидировать настольные среды GNOME и KDE, формально поддерживаемые фондами GNOME и KDE e.V. соответственно. Эти два фонда и сегодня объединяют усилия волонтеров, однако уже при серьезной поддержке коммерческих компаний.

Далеко не всегда фонд создают и развивают компании, выпускающие программное обеспечение, – экономия расходов за счет использования общественных свободных продуктов может иметь множество корней. Иногда потребители объединяют усилия для того, чтобы организовать фонд и тем способствовать дальнейшему развитию СПО. Сейчас шаги в этом направлении предпринимает отрасль здравоохранения США.

Прибыль и объем продаж

Помимо снижения расходов на исследования и разработку, компании, занимающиеся созданием оригинального программного обеспечения, могут использовать фонды СПО для получения конкурентных преимуществ.

Первоначальным стимулом для участия компаний в работе над Linux и проектами Apache Software Foundation было желание поддержать альтернативу более дорогим коммерческим решениям. Если, например, компания продает бизнес-приложение, для работы которого необходима открытая ОС, то ничего не нужно будет тратить на лицензию на операционную систему и оплату ее поддержки, а у производителя бизнес-приложения останется больше средств. Если потребителю свободная альтернатива позволяет просто экономить деньги, то производитель бизнес-приложения получает преимущество перед производителем коммерческой операционной системы, который теряет в продажах (рис. 1).

Одним из первых примеров такого подхода является поддержка Linux компанией IBM: осознав, что OS/2 теряет позиции на рынке, IBM всем своим авторитетом поддержала Linux и соответствующие свободно распространяемые проекты. Появление альтернативы Windows означает, что IBM может теперь сдерживать рост платы за лицензии на ОС от Microsoft.

Вообще говоря, замена дорогостоящего коммерческого компонента технологического стека на более дешевый свободный компонент увеличивает ценовую гибкость производителей других компонентов стека.

Увеличение продаж на данном рынке

Следствием увеличения ценовой гибкости, в частности, является то, что разработчик программного обеспечения может продавать свой продукт более широкому кругу пользователей, ведь потребители, как правило, во многом ориентируются на цену. На рис. 2 приведена кривая потребительского спроса, из которой видно, что по мере снижения спроса цена комплекта из бизнес-приложения и операционной системы уменьшается, и тогда этот продукт хотят купить больше пользователей. Проще говоря, на непрозрачном рынке разработчик перестает продавать свой продукт только в том случае, если цена снижается до уровня его общих затрат.

Таким образом, заменяя дорогостоящую коммерческую операционную систему на более дешевую свободную альтернативу, можно уменьшить минимально допустимую цену комплекта. Это позволяет производителю продавать свой продукт большему числу потребителей, что, в свою очередь, приводит к увеличению прибыли.

Более высокая прибыль при данном объеме продаж и более высокая прибыль за счет продажи большему числу пользователей – вот две важные причины, по которым программная компания может поддерживать свободно распространяемое программное обеспечение, дополняющее ее собственную серию продуктов.

С точки зрения компании, поддержка СПО – это субсидия, выплачиваемая из увеличившейся прибыли от реализации ее собственного продукта. По существу, свободная альтернатива позволяет компании перенести прибыль от продажи дополняющего продукта, принадлежащего кому-то еще, на свой собственный продукт.

Рост целевого рынка

Размер рынка, на котором компания может продавать свой продукт, зависит от платформ, на которых она базируется. Если производитель опирается на платформу, с которой потребители не хотят работать, то и продукты компании не вызовут интереса. Как уже было показано, свободная платформа экономически более выгодна, чем коммерческая, поэтому компания, занимающаяся разработкой программного обеспечения, должна поддерживать приемлемую платформу и убеждать других производителей делать то же самое. Чем больше и лучше приложений будет создано для платформы, тем выше будет ценность этой платформы в глазах потребителей. С ростом популярности платформы все больше потребителей будет с ней работать, сначала увеличивая общий размер рынка, а затем рынка, для которого продукты этой программной компании могут быть предназначены.

На рис. 3 приведена динамика сокращения доли коммерческой платформы в пользу свободной. Эта динамика особенно привлекательна для поставщиков критически важных приложений, которые, как правило, получают больший приоритет при покупках, чем менее важные приложения.

Участие в разработке свободной платформы гарантирует, что о компании узнают потенциальные потребители, и обещает высокое техническое качество ее программных продуктов. Серьезное участие в работе фонда и процессах разработки ПО дает компании важные позиционные преимущества перед конкурентами.

В технологическом стеке существует значительно больше платформ или уровней, чем некоторые могут подумать. Очевидные платформы – это операционные системы и связующие программные решения. Помимо этого, есть множество потенциальных платформ, ориентированных как на вертикальные, так и на горизонтальные слои стека. Наряду с платформами для бухгалтерского учета предприятий или обработки медицинских снимков, мы можем рассчитывать на то, что в ближайшие годы появится множество новых, ориентированных на конкретные предметные области свободно распространяемых платформ.

Компаниям имеет смысл подумать о создании сообщества свободно распространяемых решений и о поддержке фонда СПО не только в расчете на конкуренцию внутри одного и того же стека, но и между стеками. Linux, проекты Apache и платформу Eclipse можно рассматривать как программные платформы, на которых создаются приложения, приносящие доход. Эти платформы конкурируют с коммерческими альтернативами, например с ASP.NET и Visual Studio.

Надежная платформа вызывает интерес у других производителей ПО, которые могут создавать на этой платформе собственные продукты, вне зависимости от того, предлагают они их как свободно распространяемые решения или нет. Расширение функциональности данной платформы играет на руку всем.

Каждая современная компания, создающая программное обеспечение, должна задаться вопросом о том, какой фонд свободного программного обеспечения поддерживать. Возникает также вопрос об инвестициях: сколько инвестировать и какую отдачу от инвестиций можно ожидать. Сейчас у нас нет экономических моделей и процессов принятия решений для того, чтобы ответить на эти вопросы.

Дирк Риль (dirk@riehle.org) – профессор по свободному программному обеспечению Университета Фридриха-Александера (Эрланген, Германия).


Dirk Riehle. The Economic Case for Open Source Foundations, IEEE Computer, January 2010. IEEE Computer Society. All rights reserved. Reprinted with permission.


Рис. 1. Поддержка СПО позволяет производителям продавать свой продукт по более высокой цене

Рис. 2. Поддержка СПО позволяет компаниям продавать продукты большему числу потребителей

Рис. 3. Рост доли свободной платформы увеличивает общий размер рынка