Благодаря инструментарию Web 2.0 каждый имеет возможность стать творцом, а не пассивным потребителем информации в WWW. Однако смена парадигмы затронула новые виды деятельности, стремительно распространившись из сферы общедоступных социальных сетей для повседневного общения на разнообразные корпоративные применения, включая коллажи для поддержки бизнеса, инструменты бизнес-аналитики и такую суперсоциальную область, как образование.

Только устоялся термин eLearning, принятый для обозначения применения компьютерных технологий в обучении, как под влиянием Web 2.0 у него появилось дополнительный идентификатор — 2.0, выводящий обучение на новый уровень применения социального программного обеспечения в учебном процессе.

Противники идеи eLearning,— а точнее, противники применения этого термина для обозначения самостоятельной концепции в образовании, — справедливо замечают, что использование компьютеров и Internet принципиально ничего не изменило в парадигме обучения, будь то повышение квалификации работающих людей на коммерческой основе или традиционный учебный процесс в вузах. Хотя, на мой взгляд, появление электронных учебных курсов и программных систем управления обучением (Learning Management System, LMS) — основных компонентов eLearning — оказало существенное влияние на технологии доставки информации студентам. Тем не менее, приходится согласиться, что сама организация процесса обучения с внедрением технологий eLearning не претерпела кардинальных модификаций. Студенты по-прежнему осваивают материал в рамках линейных учебных курсов, изучая лекции, закрепляя полученные знания в ходе практических, возможно, виртуальных, занятий, и подтверждая уровень знаний с помощью компьютерного тестирования. Роль самостоятельной работы студента в условиях eLearning, несомненно, повышается, однако функция преподавателя остается определяющей.

Многие проповедники идей eLearning 2.0, которые, надо признать, пока находятся на ранних стадиях проникновения в процессы обучения в университетах и в бизнесе, убеждены, что использование технологий Web 2.0 приведет к серьезнейшей перемене в образовательной среде за все века ее существования. eLearning 2.0 открывает широкие возможности для свободы действий объекта обучения, для самостоятельного освоения и накопления знаний студентом в тесной кооперации с сообществом экспертов в интересующей его области и со своими сокурсниками. При этом такая кооперация не знает никаких географических ограничений, а создание учебных сообществ происходит быстро, по мере необходимости и без особых организационных усилий.

Википедия (сама по себе яркий пример использования технологий Web 2.0) дает определение eLearning 2.0 в сравнении с традиционными подходами к электронному обучению. Коллективные авторы популярной Internet-энциклопедии отмечают, что первое десятилетие своего существования технологии eLearning 1.0 фактически переносили привычную систему обучения под руководством преподавателя в сетевую среду, поддерживая все ее обязательные компоненты. Следующие версии, eLearning 1.3 и 2.0* ставят в центр учебного процесса взаимодействие студентов между собой и преподавателями на основе инструментов социального ПО: блогов, вики, общих закладок, подкастов, социальных сетей и виртуальных миров. В среде eLearning 2.0 знания формируются совместно, в процессе самостоятельного создания и обсуждения учебного контента и общения по определенным тематикам. В пользу такого подхода говорит не лишенное основания убеждение многих адептов «социального» обучения в том, что лучший способ научиться чему-нибудь — попробовать учить этому других.

Стивен Доунс из канадского Национального совета по исследованиям, который, собственно, и ввел в обиход термин eLearning 2.0, отмечает изменившуюся природу современной Всемирной паутины, которая неизбежно влечет за собой изменение поведения ее пользователей. Сегодня в Internet вместо чтения масштабных документов мы все чаще предпочитаем иметь дело с небольшими объектами информации в самых разных форматах и из самых разных источников: читаем посты в блогах, смотрим видеозаписи на YouTube, слушаем подкасты, обмениваемся мнениями на «Одноклассниках» или «Вконтакте». И теперь можем комбинировать все эти объекты в своих целях, дополняя их собственными постами, статьями на вики-ресурсах, аудио- и видеозаписями. Так, Web из платформы для передачи и потребления информации в Сеть превращается в среду, где контент постоянно создается и трансформируется. В применении к обучению возможности Web 2.0, по мнению Доунса, означают переход к такой модели, когда в центре педагогического дизайна оказывается сам студент, который не только становится более автономным с точки зрения контроля за учебным процессом, но и более активным в создании учебной информации и взаимодействии с другими участниками обучения.

еLearning 2.0 коммерческий...

Один из ведущих специалистов в области концепций и технологий eLearning Тони Каррер (его блог elearningtech.blogspot.com) считает eLearning 2.0 в корпоративном обучении ответом на несколько очевидных тенденций в изменении отношения работающих людей к дополнительному образованию. Прежде всего, потребность в новых знаниях у них становится практически постоянной в силу возросшей за последние годы динамики изменений и экономических условий, требующих постоянного обновления знаний и повышения квалификации сотрудников. В связи с этим гораздо эффективней оказываются не длительные курсы с крупными учебными блоками, а небольшие порции учебного контента, которые человек может получать непосредственно на рабочем месте, ненадолго отрываясь от своих непосредственных обязанностей или обращаясь за нужной информацией в ходе выполнения основных задач. Технологии Web 2.0 могут быть удобным инструментом для новой организации учебного материала в корпоративных программах повышения квалификации сотрудников.

Аналитики Forrester Research среди основных причин необходимости смены парадигмы обучения в компаниях называют географическую распределенность персонала, все более широкое распространение гибких рабочих графиков сотрудников, а также массовый приход в бизнес в ближайшем будущем нового поколения, которое в Forrester называют Millenials. Это молодые люди, рожденные между 1980-м и 2000 годами, не мыслят своего существования без средств общения в Internet, свободно владеют инструментами создания собственного контента в Сети и выросли на компьютерных приложениях в большей степени, чем на телепередачах или, увы, книгах. По прогнозам Forrester, более 30 млн представителей этого поколения к 2010 году вольются в ряды сотрудников американских компаний и в ближайшие десятилетия начнут активно занимать средние и высшие менеджерские позиции, во многом определяя ход развития бизнеса. Это означает, что не только им придется учиться традиционной корпоративной культуре, но и бизнес-среда будет меняться с учетом их возможностей и наклонностей, которые неразрывно связаны с постоянным использованием новых Web-технологий.

Результатом, по мнению аналитиков, станет быстрое проникновение на рабочие места и в бизнес-приложения инструментов Web 2.0, в том числе и в учебные процессы в компаниях. Сотрудники нового поколения по своей природе и с помощью уже накопленных навыков смогут учиться быстро и оперативно менять приоритеты и задачи в обучении в ответ на смену приоритетов и задач в своей деловой активности, однако прежде их необходимо обеспечить соответствующей средой, что и призваны сделать методы и технологии eLearning 2.0.

Проникновению новых технологий в обучение способствует и тот факт, что значительный объем необходимых для работы знаний персонал компаний получает в процессе так называемого неформального обучения — общения с коллегами, которые считаются экспертами по определенным вопросам, и поиска по различным информационным ресурсам. Процесс неформального обучения происходит «без отрыва от производства»— сотрудники сами определяют, каких знаний им не хватает, какая информация для этого нужна, где и когда ее искать. Однако парадокс заключается в следующем: несмотря на то, что, по данным аналитиков, 80% времени на овладение новыми знаниями и навыками приходится именно на неформальное обучение, 80% затрат компаний на повышение квалификации сотрудников по-прежнему выделяется на занятия по традиционной схеме — в классе с инструктором.

Оптимизировать учебный процесс в бизнесе опять же позволяет обращение к новым подходам и технологиям, опирающимся на инструментарий Web 2.0. Первым шагом к eLearning 2.0 в корпоративном секторе может стать создание небольших по размеру учебных объектов — модулей, на изучение которых будет тратиться от одной до пяти минут вместо часа-полутора. За эти несколько минут должен быть предоставлен хорошо организованный учебный контент, сфокусированный на одной концепции или проблеме, проиллюстрированный примерами, визуальными данными и анимацией. Из таких модулей может формироваться полная учебная программа, но ее составные компоненты должны быть доступны автономно и в результате контекстного поиска, который поддерживается LMS-системой, так чтобы пользователи в любой момент могли обратиться к нужному контенту и из небольших блоков сформировать учебный трек, отвечающий их задачам.

Следующим этапом станет активное включение в учебный процесс таких средств Web 2.0, как блоги, вики, сообщества, подкасты и mLearning.

Блоги. Популярное сегодня средство публикации в сети авторских размышлений с возможностями комментирования в процессе обучения может использоваться как дополнение корпоративного тренинга для обсуждения идей, успехов, неудач и поиска решений в определенном рабочем процессе.

Вики. Web-страница, которая в асинхронном режиме пополняется информацией от группы людей, может использоваться в качестве средства накопления знаний по определенной теме в процессе коллективной работы над ней. Например, по завершении некоторого курса сотрудники применяют полученные знания на практике и с помощью вики-ресурса собирают новые идеи, описания интересных решений и т.д., имеющие отношения к курсу. В дальнейшем они могут быть учтены в новой модификации курса или сами составят самостоятельный учебный контент.

Практические сообщества. Понятие практических сообществ (Comunity of Practice, CoP) является одним из примеров применения теории социальных сетей, исследование которых было начато еще задолго до появления теперь всем известных Internet-сообществ. CoP формируют люди, которые заинтересованы в приобретении и развитии знаний в определенной области, используют эти знания на практике и постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы получить новые знания и, обмениваясь опытом, решать возникающие проблемы. При этом практические сообщества очень часто выходят за рамки формальных связей в той структуре, где работают их участники,— они имеют возможность обмениваться идеями и опытом с сотрудниками компаний или исследовательских организаций, работающим в смежных областях, что позволяет накапливать общий репозиторий знаний и учиться друг у друга. Практические сообщества могут быть полезны в производственных компаниях с географически распределенными коллективами, которые с помощью поддерживаемых руководством CoP получат возможность совместно работать над процедурами создания продукции, новыми идеями, проблемами и т.д. Точно так же практические сообщества могут создаваться вокруг учебной программы для обсуждения практических вопросов и сложностей курса. Как правило, практические сообщества требуют наличия определенного лидера, направляющего процесс обсуждения и выявляющего новые знания.

Подкасты. Программы подписки на получение цифровых аудио- или видеозаписей могут быть выбраны в качестве средства доставки коротких учебных модулей на настольные системы или MP3/MP4-плееры, в частности, для мобильного доступа.

mLearning. В публикациях появился новый термин для обозначения доступа к учебному контенту отовсюду и в любое время с помощью MP3-плееров, КПК и ноутбуков с выходом в Internet.

По мнению аналитиков Forrester, развитие подходов eLearning 2.0 приведет к постепенному стиранию границ между работой, обучением и процессом накопления и управления знаниями в компаниях, усилению роли неформального обучения и, возможно, отказу от автоматизированных систем управления обучением. Сотрудники получат возможность организовать свой учебный контент без обращения к LMS. Например, получив задание провести переговоры с партнером, менеджер сможет подготовиться, выбрав из корпоративного репозитория короткий учебный модуль по технике ведения переговоров, получив консультацию у экспертов по проблеме в соответствующем практическом сообществе и загрузив видео с аналогичной переговорной ситуацией. В будущем обучение работающих людей с помощью подходов eLearning 2.0, возможно, покинет классы и максимально интегрируется в их повседневный рабочий процесс. Специалисты отмечают, что при правильном использовании инструменты eLearning 2.0 позволяют создать и более комфортную, удобную и приятную для пользователей среду, чем обучение по формализованным программам.

...и академический

По мнению генерального директора компании «Центр eLearning» Елены Тихомировой, технологии Web 2.0 обязательно должны быть использованы в академическом образовательном процессе, поскольку они дают большую свободу и студентам, и преподавателям, позволяя первым значительно расширить возможности самостоятельных занятий, а вторым — применять более творческие подходы к обучению. Однако это, пожалуй, не упрощает, а скорее усложняет жизнь обеим сторонам учебного процесса, особенно в современных условиях отечественного высшего образования, где, как отмечают многие наблюдатели, студенты отличаются большой инертностью и неумением самостоятельно работать, а преподаватели более озабочены зарабатыванием денег на стороне, чем совершенствованием курсов по своей дисциплине. Все это реально тормозит распространение новых подходов, тем более таких, как eLearning 2.0, которые невозможно внедрить приказом. Их жизнеспособность в образовательной среде напрямую зависит от энтузиазма и постоянного участия «низов», даже при большой заинтересованности высшего руководства вуза.

Тем не менее, в мире eLearning 2.0 все активнее находит применение в университетах, в том числе и в России. Блоги как средство общения студентов по поводу расписания, тем контрольных работ и домашних заданий, поддержки различных студенческих инициатив можно найти на многих вузовских сайтах. Более глубокие учебные цели преследуют блоги, которые преподаватели ведут для дополнительного обсуждения тем курса, стимулирующего студентов на самостоятельный анализ полученной информации. В таких блогах преподаватели могут формулировать вопросы и задания для студентов, а также давать ссылки на дополнительные материалы и ресурсы по теме. Для самих студентов блог на тему своей научной работы может стать способом привлечения сокурсников и преподавателей к комментированию, критике и коррекции по ходу ее подготовки. В любом случае блог может стать хорошим дополнением к основному курсу как способ привлечения студентов и преподавателей к обсуждению сложных вопросов, включению в материал внешних источников информации и просто как средство организации процесса изучения курса.

Подкасты могут использоваться преподавателями для распространения среди студентов аудио- и видеозаписей курсов или комментариев по учебной программе. Часто практикуется и создание подкастов самими студентами, что позволяет им не только формировать аудиторию для обсуждения учебных задач, но и развивать свои навыки подкастинга. В Стэндфордском университете, к примеру, в партнерстве с компанией Apple создан специальный ресурс Stanford iTunes University, предоставляющий разнообразный учебный контент, на который студенты подписываются с помощью программы Apple iTunes.

Вики — хороший инструмент для совместной работы над учебными проектами или, опять же, группового обсуждения вопросов курса с возможностью давать ссылки на дополнительные материалы. В западных университетах есть примеры объединения с помощью вики в учебных и научных целях студентов из разных городов и стран.

Как отмечает Доунс, комбинируя возможности eLearning 2.0, студенты могут фактически создавать свои персональные центры обучения. Блог или вики станет корневым узлом такого центра, а дополнительные ссылки, подписка на подкасты и сервисы закладок общего пользования со ссылками на важные ресурсы сформируют все необходимое информационное наполнение, причем это будет делаться с точки зрения интересов самого студента. Также с помощью этих инструментов у студентов появляется возможность формировать персональные портфолио достижений в учебе и исследованиях, представляя их в электронном виде для обсуждения и комментариев сообществу своих сокурсников и преподавателей.

Однако надо понимать, что если в компаниях eLearning 2.0 может в некоторой отдаленной перспективе в значительной степени заменить электронное обучение на формальной основе, в вузах эта среда не вытеснит базовый учебный процесс, однако может стать его эффективным дополнением. Пока же eLearning 2.0 делает первые шаги, ставя перед образовательным сообществом немало вопросов. Важно, что инструменты eLearning 2.0 открывают новые возможности не только для получения, но и для создания учебного контента, в том числе самими студентами, и во многом перемещают фокус контроля за образовательной траекторией от преподавателя и администрации на студента. При том, что для большинства современных студентов работа с инструментарием eLearning 2.0 — естественное продолжение использования средств Web 2.0 для общения и развлечений, сознательное включение в такую учебную среду потребует от них определенных усилий по самоорганизации. То же самое и даже в большей степени касается и преподавателей, поскольку, во-первых, для многих из них в силу возраста работа с новыми Web-технологиями может оказаться затруднительной, а во-вторых, они должны будут адаптироваться к ситуации, когда инициатива в организации учебного процесса переходит в руки студентов.

Имеются здесь и серьезные вопросы. Какова роль преподавателя в новых учебных траекториях, которые смогут выстраивать сами студенты, насколько активно должно быть его участие и поддержка студентов в среде eLearning 2.0, как эта среда должна соотноситься с базовыми и специальными курсами и т.д. На эти вопросы пока нет однозначных ответов.

Инструментарий eLearning 2.0

Реализация возможностей eLearning 2.0 в корпоративных и академических учебных процессах может оказаться значительно дешевле внедрения любых других образовательных инструментов, поскольку уже существует немало соответствующих решений с открытым кодом, которые организация может устанавливать у себя или использовать на условиях хостинга. Более требовательные к вопросам безопасности и поддержки пользователи могут обратиться к коммерческим системам, предлагающим средства Web 2.0.

Простым и потому популярным, в том числе в образовательной среде, свободным сервисом создания блогов является Google Blogger. Также широко известен программный инструментарий с открытым кодом Wordpress, который будет работать на любом сервере с установленными PHP и MySQL, допуская настройки, расширяющие возможности его использования на другие, помимо блоги, задачи. Готовыми коммерческими решениями для организации блогов на платформах Windows и Linux являются системы Manila компании UserLand Software и Movable Type компании Six Apart. Систему TeamPage от Traction Software аналитики Forrester рекомендуют для крупных компаний благодаря ее возможностям управлять множеством персональных блогов.

Возможность бесплатного хостинга вики предоставляют Wikispaces и pbwiki.com, причем последний ресурс имеет специальные опции создания вики для образовательных нужд. Компания Socialtext распространяет коммерческое ПО и услуги хостинга для организации вики-ресурсов. Есть также несколько вариантов решений для вики с открытым кодом, среди них наиболее известное — MediaWiki, поскольку на этой платформой построена Википедия. Еще одна система с открытым кодом — TWiki. Как коммерческое предложение для профессиональных пользователей позиционируют в Forrester систему JotSpot, недавно приобретенную Google.

Бесплатный хостинг подкастинга для учебных целей предоставляет сервис Apple iTunes U. Существуют также специальные решения для поддержки практических сообществ, например, xPert Community компании Q2Learning или программное обеспечение Tomoye.

Интересным примером комплексной открытой среды для организации eLearning 2.0 является программное обеспечение с открытым кодом Elgg, специально созданное для целей применения технологий Web 2.0 в образовании. Elgg предоставляет каждому пользователю собственный блог, репозиторий файлов с возможностями подкастинга, онлайн-профайл и механизм чтения новостей в формате RSS. Кроме того, контент каждого пользователя может помечаться ключевыми словами (тегами), с помощью чего могут организовываться связи между пользователями со сходными интересами. В отличие от открытых ресурсов социальных сетей или блогов, Elgg предоставляет пользователям больше свободы в отношении контроля доступа к собственному контенту — любому элементу пользовательского профайла, посту в блоге или загруженному в репозиторий файлу могут быть присвоены свои права доступа. Система Elgg построена на базе стека LAMP и может устанавливаться непосредственно на сервере организации или использоваться в режиме хостинга.

Возможности eLearning 2.0 начинают появляться в российских комплексных разработках для электронного обучения. Компания Competentum реализовала набор функциональных возможностей Web 2.0 в своей системе управления знаниями и развития персонала ShareKnowledge, а поддержка блогов и вики добавлена в систему дистанционного обучения от компании Websoft.

Несложный способ опробовать самому eLearning 2.0 в действии — новые ресурсы «Интернет-университета информационных технологий» (intuit.ru). На странице ask.intuit.ru оргазован сервис «Вопросы и ответы», предназначенный для оказания интеллектуальной помощи в области ИТ. Здесь студенты ИНТУИТ, а, по существу, любые зарегистированные пользователи, могут задать интересующий их вопрос и получить ответ от других знающих пользователей. Вопросы организованы по темам, могут помечаться тегами, и вокргуг сервиса уже формируются сообщества, объединяющие, например, «начинающих программистов», «сисадминов» или всех, кто интересуется вопросами проектирования баз данных. А на wiki.intuit.ru можно принять участие в создании новых учебных курсов по ИТ, придумывании тестов к программам ИНТУИТ или даже обсуждении и формировании госстандартов высшего профессионального образования по направлению «бизнес-информатика».


Трансформация подходов к корпоративному обучению


Как построить электронный кампус http://www.osp.ru/os/2008/04/5115038

Сервисные платформы электронного обучения: от монолитных систем к гибким сервисам http://www.osp.ru/os/2007/07/4392612

Социальная сеть знаний http://www.osp.ru/os/2005/12/380634

Купить номер с этой статьей в PDF