Как известно, grid-технологии нацелены на масштабные приложения, связанные с необходимостью разделения значительных вычислительных ресурсов. Вполне естественно, что, как отмечают авторы статьи «Организация grid: есть ли альтернативы?» («Открытые системы», 2004, № 12), такое разделение ресурсов должно быть гибким, безопасным и согласованным. Однако под разделяемыми ресурсами, как правило, понимают доступ к компьютерам, программам, данным, а вот использование корпоративной сети или другой коммуникационный среды, связывающей между собой организации, включенные в grid-сообщество, часто упускают из виду.

Между тем разделение ресурсов должно быть согласовано не только с администраторами серверов, баз данных, приложений, но и с администраторами корпоративных сетей, а если организации связаны через Internet, то и с провайдерами.

Для успешного функционирования среды распределенных вычислений необходимы ресурсы с особым режимом их предоставления, и такие вычислительные серверы уже созданы. Однако высокопроизводительных сетей для поддержки высокопроизводительных вычислений — как и средств биллинга — попросту нет. Точнее, физические каналы у разных ведомств имеются, а свободные (так называемые «черные» или «серые») волокна сдаются в аренду коммерческим операторам. На бюджетные деньги прокладывается оптический кабель (обычно 8 волокон); по двум из них передается основной трафик, два остаются в резерве, а оставшиеся («черные») можно сдать для коммерческого использования. Резервные («серые» волокна) тоже можно сдать в аренду, но временно, как и «белые», сдаваемые с условием ограниченного трафика, чтобы он не мешал основной деятельности. Как правило, именно «белые» и «серые» волокна отдаются для нужд науки и высшей школы, однако направляемый по ним grid-трафик надо дозировать.

Объединение пользователей ресурсов, регламентированных правилами разделения, обычно называют виртуальной организацией, однако согласовывать требования пользователей к провайдерам ресурсов и услуг в такой виртуальной организации должны администраторы серверов или приложений реальной организации. Их задача — обеспечить эффективное использование полосы пропускания внешнего канала (внутренние каналы организации обычно на три порядка мощнее и их очень сложно переполнить) и следить, чтобы ни серверы, ни приложения, ни пользователи не перегружали сеть. Задача grid-администратора — забрать все свободные ресурсы. Администратор сети этого не позволит, поэтому в каждом конкретном случае требуется компромисс. Скажем, по резервным волокнам создается дополнительный канал для grid, который идет на узел провайдера и дальше через М9 в Европу по каналу GEANT. Получается, что в обход базовой идеи grid — объединение и использование имеющихся свободных ресурсов — благодаря отечественной смекалке формируется дополнительный канал.

Как и в других применениях ИТ, успеху grid сопутствуют не столько технологии, сколько люди, умеющие договариваться. Если западные научные сообщества этого делать умеют, то отечественным организациям в силу известных, в том числе и ментальных, причин договориться удается далеко не всегда. На сегодняшний день имеются программные средства, позволяющие осуществлять планирование, заказ и учет ресурсов, но никто — по крайней мере, при организации отечественных сегментов grid — даже представить себе не может, как будет производиться оплата. Имеются четкие финансовые проработки по коммерческим проектам (услуги Сети, обслуживание сервисов финансовых учреждений и т.п.), но и в них используется схема статического резервирования ресурсов, что для grid неприемлемо.

Для организации grid на базе корпоративной сети проблема согласования тарифов еще может быть решена, например, на базе собственной ведомственной сети. Но если в процесс вовлечено несколько провайдеров, то как согласовать стоимость grid-сервисов, когда одному участнику проекта надо платить за трафик, а другого волнует процессорное время?

Все это, к сожалению, лишь часть проблем, характеризующих пропасть, существующую сегодня в нашей стране между процессами разработки grid-компонентов и их реальным использованием.

Алексей Ермаков (Ermakov@keldysh.ru) -- сотрудник ИПМ им. М.В.Келдыша РАН (Москва).