Обзор февральского (2001 г.) номера журнала Computer (Volume 34, Number 2), IEEE Computer Society.

Пять из семи больших статей этого номера в определенной степени относятся к проблематике e-Government. Однако это не значит, что статьи тематически связаны. По этому в своем обзоре я буду следовать естественному порядку статей, не пытаясь распознавать общность их тематики.

Итак, первая статья принадлежит большой группе авторов из NEC Research Institute, компании Certus International, университетов штатов Мичиган и Пенсильвания, Технического университета Дании и Университета Стелленбоша. Судя по библиографии, основные идеи принадлежат двум авторам — Стиву Лоуренсу (Steve Lawrence) и Ли Гайлсу (C. Lee Giles). Статья называется «Persistence of Web References in Scientific Research» (со словом «persistence» всегда непросто, но в данном случае я перевел бы название как «Устойчивость Web-ссылок в научных исследованиях»). Кстати, непонятно, причем здесь научные исследования. Речь идет об очень простых, но трудно решаемых вопросах. Как добиться того, чтобы расставляемые в Web-публикациях ссылки оставались действующими при смене местоположения указываемого документа? В статье обсуждаются два существующих подхода — Persistent Uniform Resource Locator (www.purl.org) и Handle (http://handle.net). Отмечаются достоинства и недостатки обоих подходов; рассматриваются более долговременные проблемы. Немного удивляет то, что многие ссылки относятся к статьям про электронные библиотеки, коллекции и проч., однако авторы вообще не упоминают технологию XML.

Далее следует вводная статья приглашенных редакторов — Ахмеда Елмагармида (Ahmed K. Elmagarmid) из Университета Пурдью и Уильяма Макивера-младшего (William J. McIver Jr.) из Университета Брауна. Статья называется громко: «The Ongoing March Toward Digital Government», но на русский я перевел бы это чуть проще «На пути к электронному правительству». На мой взгляд, в статье содержится две интересные вещи (не считая многочисленных ссылок). Первое — сводка имеющихся на сегодняшний день уровней систем правительственного управления: (1) однонаправленные коммуникации для обеспечения информации о некотором подразделении или аспекте деятельности правительства; (2) двунаправленные коммуникации, обеспечивающие поддержку незавершенных типов коллекций данных; (3) транзакционные системы для поддержки внутриправительственной деятельности; (4) набор служб, облегчающих деятельность административных органов (в том числе, специализированные порталы). Второе, возможно, — это краткие заметки о текущем состоянии американских и европейских работ по автоматизации деятельности правительства. Я не просто так написал слово «возможно», поскольку, несмотря на очевидную важность проблемы, содержащееся в статье обсуждение носит весьма расплывчатый характер.

Следующая статья написана итальянскими авторами — Массимо Мецелла (Massimo Mecella) из Римского университета и Карло Батини (Carlo Batini), представляющим Итальянским агентством информационных технологий в административных органах (AIPA). На английском языке статья называется «Enabling Italian E-Government through a Cooperative Architecture». По-русски, следуя Александру Исаевичу, я бы перевел это название следующим образом: «Как нам обустроить итальянское электронное правительство на основе кооперативной архитектуры». Насколько я понимаю, основная часть работы по информатизации итальянского правительства происходит как раз при участии и под эгидой AIPA. В рамках этой работы решаются стандартные проблемы интеграции, включая использование унаследованных систем. Думаю, что достаточно перечислить пункты эталонной модели AIPA: (1) службы запросов и транзакционных обновлений прикладных информационных областей; (2) служба оповещения о событиях; (3) службы контроля и управления (безопасности, учета, аудита, качества и т.д.); (4) кооперативный интерфейс в виде набора объектов XML-схем с экспортом данных и прикладных служб; стандартные технологии программного обеспечения промежуточного уровня для обмена данными и обращения к службам. В целом, это всего лишь технологичный, понятный, выполняемый проект, основанный на существующих решениях. Но дай нам Бог иметь такой проект для российского правительства!

В Соединенных Штатах имеется организация, называющаяся Digital Government Research Center (DGRC, www.dgrc.org), в которой работают исследователи из университета Южной Калифорнии (Information Science Institute, кто бы мне сказал, что это значит?) и Колумбийского университета (The Center for Research on Information Access, еще более странное название). Консорциум имеет грант от американского Национального научного фонда, статья же, фактически, является аналогом отчетов, которые подаются грантодержателями РФФИ. Статья называется «Simplifying Data Access: The Energy Data Collection Project» («Упрощение доступа к данным: проект сбора данных по энергетике»). У статьи шесть авторов, не буду всех их перечислять, но, судя по приведенным ссылкам на литературу, ведущей является Джудит Клевенс (Judith Klavans) из Колумбийского университета. Насколько я понял, это прикладной проект государственного масштаба. В статье говорится о том, как помочь энергетикам получить те данные, которые им действительно нужны. Думаю, что не открою национальную тайну, если скажу, что РАО ЕЭС тоже весьма интересуется анализом данных. Смысл статьи очевиден: как применить современные методы агрегации и поиска данных в области энергетики.

В статье «Digital Government Security Infrastructure Design Challenges» перечисляются основные задачи, которые требуется решить для создания информационных систем для электронного правительства, а также обсуждаются имеющиеся подходы к их решению

У следующей статьи «всего» четыре автора, поэтому я их перечислю: Атман Бугуттая (Athman Bouguettaya), Мурад Уззани (Mourad Ouzzani) и Брахим Меджахед (Brahim Medjahed) из Virginia Tech, а также Джерри Камерон (Jerry Cameron) из Управления социального обеспечения служб штата Индиана. Статья называется «Managing Government Databases» («Управление правительственными базами данных». К статье у меня двойственное отношение. С одной стороны, мне близки идеи интеграции распределенных баз данных (естественно, с использованием Web и CORBA, но почему-то без XML), мне нравится слово «онтология», которым оперируют авторы. Но, с другой стороны, не могу понять, зачем создавать информационную технологию, принципиально ориентированную на одну прикладную область (в данном случае речь идет о социальном обеспечении и здравоохранении). И снова мне показалось, что реально эта статья является отчетом по проекту, выполняемому на государственные деньги.

Свою статью авторы из Университета Пурдью — Джеймс Джоши (James Joshi), Ариф Гафур (Arif Ghafoor), Валид Ареф (Walid G. Aref) и Юджин Спаффорд (Eugene H. Spafford) — назвали «Digital Government Security Infrastructure Design Challenges» (думаю, что лучшим русским эквивалентом названия будет что-то вроде «Проблем проектирования инфраструктуры электронного государства» — ужасное название). В отличие от традиционного подхода американского правительства к общественному управлению на основе принципа command-and-control, когда организации действуют в слабосвязанной среде, развивающиеся подходы требуют наличия тесно связанных процессов взаимодействия и принятия решений. Для этого требуются более эффективные, гибкие, интероперабельные и безопасные информационные системы. В статье перечисляются основные задачи, которые требуется решить для создания информационных систем для электронного правительства, а также обсуждаются имеющиеся подходы к их решению.

Наконец, еще большая статья написана Гедиминасом Адомавичусом (Gedimanas Adomavicous) и Александром Тузбилиным (Alexander Tuzbilin); оба автора работают в Нью-йоркском университете. Название статьи — «Using Data Mining Methods to Build Customer Profiles» («Использование методов добычи данных для построения профилей заказчиков»). В статье обсуждаются подходы к обоснованной персонификации пользовательских приложений; описываются идеи и методы организации системы 1:1Pro, которая на основе архивной информации о взаимодействии пользователя с системой с использованием методов добычи данных строит профиль этого пользователя и проверяет достоверность этого профиля. В дальнейшем профиль может использоваться для персонификации системы под конкретного пользователя.

Пожалуй, на этот раз это все. Конечно, лучше читать журналы, издаваемые Computer Society, целиком. Для этого достаточно стать членом этой ассоциации. Информацию о ней можно найти на сайтах www.computer.org и www.computer.org.ru.

При возникновении вопросов пишите мне по электронной почте по адресу kuzloc@ispras.ru.