образована Советская ассоциация пользователей операционной системы UNIX (SUUG - Soviet UNIX User's Group; после распада СССР мы решили не менять аббревиатуру названия Ассоциации, и Коля Саух предложил ее новую расшифровку - Society for UNIX User Groups - сообщество групп пользователей ОС UNIX). С самого начала в состав SUUG вошли "Демос", Международный центр научно-технической информации, академические Институт проблем кибернетики (впоследствие Институт системного программирования) и Институт проблем информатики. Позже к Ассоциации присоединились Релком и еще множество разных организаций.

При создании SUUG мы преследовали две цели: во-первых, предоставить возможности общения и обмена информацией отечественным UNIX-программистам; во-вторых, войти в Европейское UNIX-сообщество. До создания SUUG существовала Европейская ассоциация пользователей ОС UNIX EUUG (European UNIX User's Group), которая практически одновременно с образованием SUUG была переименована в Европейский форум открытых систем (EurOpen). Естественно, мы хотели следовать правилам EurOpen, в частности, вести деятельность, аналогичную той, которая была присуща другим европейским ассоциациям пользователей ОС UNIX. Эта деятельность должна была протекать в трех направлениях: Internet; организация конференций и семинаров; издание периодически выходящего бюллетеня, посвященного вопросам ОС UNIX и делам ассоциации. Можно было бы сказать много интересного по поводу каждого из этих направлений, но поскольку речь сейчас идет о выходе в свет 25-го номера журнала "Открытые системы", остановимся только на этом издании.

Тем более, что мне это особенно близко, поскольку за научное редактирование бюллетеня отвечал именно я.

Как это не странно, когда мы начинали, подбирать материалы было легче, чем теперь. Во-первых, местный народ застоялся, накопил опыт и информацию и был готов все это излагать. Во-вторых, поскольку мы оказались для остального мира в диковинку, можно было спокойно просить и получать разрешение на издание статей из зарубежных источников. Хуже всего было то, что вся работа делалась на общественных началах. Единственным платным работником была профессиональный редактор (к сожалению, не из компьютерной области), с которой мы провели вместе немало времени, читая и выправляя статьи. Еще был оплачиваемый переводчик. Он хорошо знал английский, но был совершенно далек от мира компьютеров. Мы выпустили три номера бюллетеня, после чего стало ясно, что либо это издание умрет (а было жалко!), либо оно должно стать профессиональным. Кроме всего прочего, к этому времени первый председатель Совета SUUG Владас Леонас (привет, Владас, давно не виделись) решил эммигрировать в Австралию, и меня выбрали новым председателем (так я с тех пор в этой должности и состою; возможно, что-нибудь изменится на собрании членов SUUG в Нижнем Новгороде в октябре этого года). Естественно, что после этого я уже никак не мог потянуть издание бюллетеня.

И вот произошел счастливый случай. Миша Борисов и Паша Христов решили покинуть компанию "Клото" и открыть новое дело, связанное с компьютерными изданиями. В качестве первого шага они предложили сделать настоящий журнал на базе бюллетеня SUUG. Красивый, достаточно толстый, с хорошими материалами, на хорошей бумаге. Это предложение обсуждалось на Совете SUUG (тогда в него входило семь человек, и практически все почти всегда являлись на собрания Совета). Больше всего сомнений вызывало то, что журнал должен быть самоокупаемым, а для этого в него нужно принимать рекламу. Некоторым членам Совета казалось, что это противоречит идее бесприбыльной, некоммерческой Ассоциации. После проведения голосования было решено, что SUUG приветствует идею издания журнала. Вот так, с моей точки зрения, и родился журнал "Открытые системы".

Какая же это была радость - выход первого номера. Паша был очень хорошим редактором. Главное, что тогда мы не боялись оказаться глашатаем ОС UNIX. Я понимаю, что времена меняются. Но для меня лично "Открытые системы" неразрывно связаны с UNIX (да и я с ним не развяжусь никогда). Журнал хотелось не столько читать, сколько гладить. А потом было много интересного, хорошего и плохого (интересного потому, что жизнь вообще интересна; хорошего, например, потому, что появился Толя Шкред и Андрей Волков, вместе с которыми придумали журнал "СУБД"; плохого потому, что нельзя жить только для удовольствия). Главное, что журнал живет. 25 номеров - это серьезно. И мы по-прежнему одни.

Сергей Кузнецов

"Вначале было слово..."

Тогда UNIX'а в нашей стране не было. Были, конечно, энтузиасты этой весьма прогрессивной операционной системы. Но "узок круг...", "страшно далеки..." ну, в общем, каждый сам помнит. Не было и Windows NT. А были всепоглощающие персональные компьютеры, освободившие раскрепощенный разум советского еще человека от оков ненавистной "Единой Серии". Эйфория этого освобождения, помноженная на многомиллионные сделки с огромными же "откатами", абсолютно застлала глаза многим, даже весьма разумным участникам не рынка еще - тусовки.

Самой модной операционной системой была Netware, а способом организации сети - Ethernet, что, впрочем, тоже приходилось доказывать. Была еще такая сеть Arcnet, вовсю претендовавшая на первородство. Посредством Novell с активным привлечением 286-х и строилось большинство сетей активно произраставших тогда непонятных бирж-вещевых рынков и банков-однодневок.

Люди подальновиднее, правда, уже начали заглядываться на технологии помассивнее, но и их решения диктовались мотивами странными и иногда далекими от чисто технических соображений. Так и появились в отечественных банках "Секвойи" - отказоустойивые системы, способные пережить небольшой атомный взрыв и предназначенные, собственно, для специализированных применений (управления комплексом межконтинентальных баллистических ракет, например). То что сегодня этот класс практически не представлен - уступил место более "легким" решениям - этот тезис вполне подтверждает.

Самой дальновидной из тех, кто попал в наше поле зрения, оказалась страховая компания АСКО, ныне по некоторому стечению обстоятельств исчезнувшая из общего поля зрения. Их отдел автоматизации принял стратегическое решение - развивать страховую информационную систему на базе новой линии компьютеров IBM AS/400. Не последнюю роль в принятии такого решения сыграл опыт зарубежных коллег и, конечно же, декларированная расширенная поддержка персональных компьютеров, чем ни VMS, о котором в АСКО знали, ни UNIX, о котором и слышать не слышали, похвастаться не могли.

Надо сказать, что в клан любителей UNIX мы попали не просто так. История началась в середине 80-х. Тогда (если верить легенде) представительная делегация cоветских автомобилестроителей посетила заводы Daimler-Bentz. Оказалось, что "у них там" сплошные компьютеры, при этом рабочие станции (тот класс компьютеров, который ассоциировался прежде всего с САПР), при этом в количестве многих тысяч штук (так утверждает легенда). Купить хотя бы столько же возможности не было. А вот сделать - была. Отсюда и появился совместный Научно-производственный центр ЗИЛ и Академии наук СССР, на который была возложена почетная обязанность такие рабочие станции породить. Что он с блеском (утверждаю безо всякого сарказма) и исполнил. Так было налажено первое и единственное советсткое массовое производство UNIX-компьютеров по имени "Беста". Даже собственный диалект UNIX - Bestix был лицензирован. Даже Oracle с Informix на него перенесли. Даже по предварительной спецификации процессора Motorola 68030 разработали новое поколение компьютеров "Беста 90"...

Волею случая там мы и оказались, в эпицентре так сказать.

Почти год ушел на то, чтобы принять внутреннее решение, вот так бросить все и окунуться... Название придумали на переднем крае - "Открытые системы". Термин этот, как и название операционной системы UNIX, знаком был лишь избранным, зато им-то уж был знаком хорошо. К счастью, некоторые из них понимали, что рынок надо развивать. В том числе и словом.

К сожалению, большинство заинтересованных сторон тогда в Москве еще не обосновалось, а те, кто обоснавался, были заняты делами более насущными, нежели какой-то там журнал. Да и время UNIX еще не пришло. Позже открылось представительство Sun Microsystems, его мы встречали уже оформившимися журналистами со своей маленькой, но вполне отчетливой историей. Только нащупывала почву "открытых систем" Digital, а уж о Silicon Graphics и слыхом не слыхивали. В IBM ставку делали в основном на альтернативные решения. Лишь Hewlett-Packard проявляла некоторую активность, выступая тогда законодателем UNIX-моды.

Приговор нам был оглашен, когда Людмила Фатеева от имени компании Hewlett-Packard, уверовав в наше светлое будующее, проголосовала за журнал полноценным американским долларом, за что ей поклон. Именно тогда отступать стало некуда. Лицо терять не хотелось, пришлось исполнять. Вскоре подоспели и другие, числом два. Jet Infosystems, предлагающая рынку неведомый этому рынку компьютер Sun, и американская компания Сomptek International, движимая надеждой на светлое будущее многпроцессорных и надежных ПК-серверов Everex.

Вот так, с тремя рекламодателями и бюджетом в 650 долларов, пополненным за счет сбербанковсого кредита на покупку бытовой техники, и вышел первый номер журнала.

Как не странно, нам это удалось. Газета "Софтмаркет", тогда крупная и уважаемая, а самое главное, работающая на самом широком поле компьютерных технологий, посвятила половину полосы нашему скромному труду - "UNIX выходит в открытое море". Приятно было.

Так и повелось. Было потом много других, но "первый - всегда первый". Именно он заложил фундамент того, что сегодня зовется Издательским домом "Открытые системы". И "пусть враги клевещут", но журнал этот, как и весь Издательский дом был, есть и будет.

Михаил Борисов

Журнал для себя

Сегодняшние мудрые маркетологи привыкли встречать новое издание рассуждениями о его позиционировании - проще говоря, о том, о чем, для кого и как оно собирается писать. Если журнал "спозиционирован" хорошо, значит, его ждет деловой успех. Пять лет назад мы таких премудростей не знали, да и никакого особого бизнеса вокруг "Открытых систем" не видели. Однако, как оказалось, фокус для журнала был выбран очень удачно - ведь мы решили издавать для тех, кого интересует происходящее "за пределами мира ПК" (кстати, именно эту весьма претенциозную фразу мы сперва и хотели написать на обложке). Значит, для себя и своих коллег.

В том, что подобной инфоpмации не сыскать днем с огнем, убедил нас двухлетний опыт пpеподавания ОС Unix в учебносм центpе Hаучно-пpоизводственного пpедпpиятия "Клото" под pуководством Владимиpа Антоновича Галатенко. Основными слушателями наших куpсов были владельцы pабочих станций "Беста" - пеpвые в стpане коммеpческие пользователи Unix-компьютеpов. Отношение к учебному центpу было самое сеpьезное - было подготовлено около двадцати пpогpамм, написаны обстоятельные пособия. Центp - единственный - был сеpтифициpован Ассоциацией пользователей Unix; были подготовлены куpсы по пpогpаммам Unix System Laboratories.

Удалось собpать замечательную команду пpеподавателей - Сеpгей Кузнецов, Владимиp Овеpченко, Алексей Волобой, Глеб Ладыженский, Михаил Изюмченко, Алексей Сальников, Hадежда Вьюкова, Сеpгей Cамбоpский... Многие из них, став впоследствии автоpами жуpнала, излагали пpемудpости Unix уже на его стpаницах.

А чего стоила огpомная pабота по подготовке многотомной документации для "Бесты", вдохновителем и кооpдинатоpом котоpой также был В.А. Галатенко. Кстати, свой пеpвый полигpафический опыт Миша Боpисов получил, издавая эту документацию.

Желание квалифициpованно pазобpаться в pассматpиваемых пpоблемах, стpемление писать не тех, кто платит, а для своих коллег, пpивлекло к "Откpытым системам" пpофессионалов компьютеpной отpасли, не желающих миpиться c засилием монокультуpы ПК. Hа надежном фундаменте pазместились со вpеменем и дpугие наши издания. Hо это уже следующая истоpия...