Валерий Тарбеев
Валерий Тарбеев: «Внедрение системы позволит выстроить эффективный системный подход к госзакупкам»

«Существует достаточно большой слой недобросовестных поставщиков, которые очень активно работают в ситуации, когда нет системного подхода. Внедряемая система призвана выстроить эффективный системный подход к госзакупкам», — пояснил Валерий Тарбеев, руководитель Агентства по развитию производства, кооперации и конкуренции Нижегородской области.

По его словам, до появления Нижегородской электронной товарной информационной системы весь процесс госзаказа осуществлялся практически вручную. Решение о ее создании было принято в 2012 году. Предстояло создать масштабную систему, способную поддержать одновременную работу большого количества поставщиков и закупщиков (госзакупки на территории области осуществляет более 4 тыс. организаций). Было решено построить ее на базе технологий SAP.

«Сумма госзаказа области сегодня превышает 50 млрд руб., это существенная часть бюджета, она должна работать эффективно, — пояснил Тарбеев. — Мы должны быть уверены в том, что наши поставщики производят качественную продукцию и что их технологии работают стабильно».

Выстраиваемый процесс госзакупок предусматривает контроль качества поставляемой продукции и процедуру валидации поставщиков. Кроме того, имеются первичные механизмы по выявлению конкурсов с заранее «назначенными» победителями. По словам Тарбеева, среди пользователей системы есть организации (в частности, областная налоговая инспекция), которые отслеживают некорректно проводимые конкурсы. Предотвратить подобные явления поможет аналитический блок, способный обнаруживать участников таких конкурсов по определенным признакам недобросовестности. По мере нарабатывания статистики системы (на это потребуется не менее года) появятся дополнительные индикаторы, по которым удастся выявлять махинации в этой сфере.

Аналитика поможет также определять инвестиционные ниши, «оптимизировать» конкуренцию в регионе и расширять круг поставщиков.

«Значительная часть госзаказа приходится на строительство, ключевой материал для него — железобетон, — привел пример Тарбеев. — Его основные компоненты — цемент, арматура и песчано-гравийная смесь. Сегодня ни один из этих компонентов не производится на территории области. Вот три ниши общим объемом 2-4 млрд руб. в год. Развитие производства этих материалов внутри региона будет обеспечено стабильным государственным заказом».

Как отметил Тарбеев, наибольшие сложности при внедрении системы оказались связаны с низким уровнем подготовки пользователей в муниципальных органах, поэтому руководители проекта придают очень большое значение обучению служащих и проведению тренингов.

«Сегодня в России процесс закупок государственными и муниципальными организациями находится в стадии трансформации, — отметила Наталия Парменова, исполнительный директор SAP СНГ. — Эти изменения проводятся с целью обеспечения четкого аудита процесса закупок и создания прозрачной системы контроля за выбором поставщиков, подписанием контрактов и в целом за порядком ведения закупочной деятельности, осуществляемой госструктурами и компаниями с государственным участием».

По словам Парменовой, автоматизация процессов закупок — одно из ключевых направлений SAP. В частности, на базе решений компании выстроены закупочные системы Германии, США, Франции, ряда регионов Великобритании, Испании и др.

«SAP старается тщательно отслеживать изменения в российском законодательстве. Значительная часть требований нового закона отражена в системах SAP и внедряется в Нижегородской области», — добавила Парменова.

К концу года SAP рассчитывает вывести на рынок комплексное решение для госзакупок, соответствующее требованиям ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Среди крупных российских компаний, которые уже используют технологии SAP для автоматизации закупок, Парменова упомянула «Росатом», МОЭК, «Евраз», «Сургутнефтегаз». Задачи в области закупок, как правило, ставятся сходные: повышение прозрачности процесов, их формализация, стандартизация, возможность делать новые предложения своим поставщикам, консолидация заявок, ускорение закупок. В частности, по словам Парменовой, «Росатом» сэкономил более 56 млн руб. в течение первого года после ввода системы закупок в промышленную эксплуатацию. Экономия была достигнута в первую очередь благодаря консолидации заявок, возможности работать с большим количеством поставщиков, а также упрощению закупочных процессов.