Михаил Краснов, Verysell
Михаил Краснов: «И сейчас мы ставим задачу, чтобы стратегия стала консолидированным мнением и отрасли, и, по крайней мере для начала, двух наиболее важных министерств — Минкомсвязи и Минэкономразвития»

На ежегодном собрании Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий одним из важнейших проектов АП КИТ за отчетный период назвали доклад «О мерах по развитию отрасли ИТ в Российской Федерации», вкратце именуемый «Стратегия развития ИТ-отрасли». Документ, подготовленный совместно с консалтинговой компанией McKinsey, охватывает очень широкий круг тем. О необходимости государственного внимания к развитию отрасли рассказывает Михаил Краснов, глава группы компаний Verysell, руководитель рабочей группы со стороны АП КИТ.

- В чем причина создания «Стратегии»?

Это третий документ такого рода. Первый появился, когда министром был Леонид Рейман, он назывался «Концепция развития ИТ-отрасли». С него начался процесс подготовки официального документа Минсвязи «Концепция развития отрасли в 2002 – 2010 годах». Это был первый опыт успешного взаимодействия: все основные идеи, с которыми бизнес-сообщество пришло в министерство, вошли в завершающий документ.

Второй раз доклад по стратегии развития отрасли был подготовлен два года назад инициативной группой АП КИТ совместно с Институтом экономических стратегий. Он был ориентирован исключительно на бизнес-сообщество и создавался с целью выработать консолидированную позицию участников рынка. Подразумевалось, что он мог бы стать основой для диалога с властью, в частности с профильным министерством. Но такого не произошло.

Поэтому было принято решение повысить уровень авторитетности этой работы, нацелить ее не только на бизнес-сообщество, но в значительной степени, на государство, отразить новые явления, проявившиеся в мире ИТ за последние два-три года. Мы привлекли к работе, возможно, наиболее авторитетных консультантов в этой области, компанию McKinsey, а также значительно расширили круг экспертов. Исследование было призвано убедить власти в том, что ИТ не обычная отрасль, а занимает особое место, является катализатором всех экономических и общественных процессов. Вторая задача — четко сформулировать, что должна делать власть для того, чтобы отрасль развивалась успешно в долгосрочной перспективе и в максимальной степени влияла на развитие страны в целом. Исследование было представлено в основные министерства — не только в Минкомсвязи, но и в Минэкономразвития, Минобразования, ряд других ведомств. Ну и еще одна цель — популяризация отрасли в глазах общественности.

- Двадцать лет отрасль развивалась без начальственного пригляда, и, может быть, это один из залогов ее успешного развития?

С одной стороны, вы правы. Отрасль и сейчас может достаточно неплохо развиваться по инерции. С другой стороны, стране нужен прорыв в области высоких технологий, а прорывное развитие в ИТ ни в одной стране не получалось без самого серьезного участия государства. Даже в США. Если бы не было военных программ, то не было бы и никакой Кремниевой долины. Совершенно то же самое в Индии — без активной роли государства и отраслевой ассоциации индийские компании вряд ли достигли бы нынешних результатов.

Государство может сыграть очень важную роль — при условии, что оно последовательно в выработке наиболее важных решений совместно с бизнесом и общественными институтами. Если же его представители считают, что они лучше всех понимают, что надо, а что не надо отрасли, то вероятен обратный эффект.

- А из первых докладов многое ли воплотилось в жизнь?

Не очень. Но тогда был такой спрос на ИТ, что никаких дополнительных мер стимулирования отрасли не требовалось. Единственное, что реализовалось из первого доклада, было подхвачено государством, — это борьба с пиратством.

А из второго доклада были восприняты многие наши инициативы в области изменений в системе высшего образования. Сейчас наше взаимопонимание с Минобром по поводу того, каких специалистов и как надо готовить, как взаимодействовать, очень хорошее.

Изменение налогового законодательства и введение льготного режима для программистских компаний тоже в какой-то степени результат совместных усилий; по крайней мере, этот вопрос ставился со стороны отрасли, а не со стороны государства.

На этот раз завершение работы над докладом совпало со сменой руководства Минкомсвязи и заметными изменениями в правительстве в целом. И половина того, что мы делали в расчете на прежний состав министерства и других ведомств, оказалась не столь актуальна. Новые руководители министерства говорят, что в правительстве хорошо понимают важность ИТ, готовы способствовать развитию отрасли и агитировать их «за советскую власть» уже не нужно.

Вопрос только в том, как именно способствовать развитию. Он пока остается открытым. Предлагаемый нами подход — формирование экосистемы — не в полной степени совпадает с действиями, которые планирует министерство. Оно больше ориентировано на отдельные мероприятия, например развитие технопарков или на поддержку технологического предпринимательства. И это очень хорошо и очень важно.

Но это воздействие только на отдельных участников рынка. Мы же говорим об отрасли в целом. И самое главное – создать среду, благоприятную для того, чтобы рождались идеи, превращались в стартапы, а стартапы — в действующие компании, чтобы была поддержка выхода на внешние рынки, чтобы работа в отрасли считалась престижной и молодежь хотела идти учиться на различные ИТ-специальности, а предприниматели — вкладывать деньги в ИТ-бизнес и т. д. То есть это комплексная задача, в ней все важно. Можно построить два десятка технопарков и не получить никакого результата.

И сейчас мы ставим задачу, чтобы «Стратегия» стала консолидированным мнением и отрасли, и, по крайней мере для начала, двух наиболее важных министерств — Минкомсвязи и Минэкономразвития. А потом мы будем добиваться, чтобы к этому мнению присоединились остальные ведомства, чья роль очень важна именно с точки зрения тех процессов, которые определяют инвестиционную динамику на пять–десять лет вперед.

- В АП КИТ входят компании разные, в том числе с противоположными интересами по некоторым позициям. Всякая поддержка одних – это ущемление других. Насколько «общее мнение» было единодушным?

Те вопросы, по которым не было согласия, мы просто не включали в рассмотрение. А по поводу того, что изложено в документе, имеется абсолютно единодушное мнение не только членов АП КИТ, но и очень многих авторитетных людей, проинтервьюированных специалистами McKinsey.

- Вот, например, льготы предоставляются не всем, соответственно кто-то получит некоторое преимущество...

Безусловно. Но здесь надо понимать, что различные отрасли находятся в неодинаковых конкурентных условиях. Не все отрасли являются глобальными. Наша отрасль может развиваться успешно только в том случае, если российская компания — а надо отметить, что у нас пока еще нет окончательного определения, что такое российская компания, — находится в таких налоговых условиях, что будет способна соперничать с конкурентами из Израиля, Индии, Малайзии.

Если же компания находится в заведомо невыгодных условиях, то, ее штаб-квартира уйдет туда, где налоги поменьше и государство подружелюбнее.

В РВК, например, предложили такой критерий для определения российской компании: не меньше половины сотрудников — в России, или не меньше половины сбыта — в России, или не меньше половины налогов платится в России. Где зарегистрирована штаб-квартира, не так уж важно. А уж кому принадлежит, и подавно.

- Вы сказали «или, или, или». Или все-таки все три критерия между собой связаны буквой «и»?

Пока этот вопрос дискуссионный. С моей точки зрения, если компания удовлетворяет всем трем — она однозначно российская. А если только двум? Пока общей позиции по этому вопросу нет. Вопрос очень сложный и очень актуальный именно для нашей отрасти, потому что ИТ — глобальная и очень динамичная отрасль. Сегодня у компании собственность в России, завтра она перекочевала на Кипр, послезавтра еще в какую-нибудь юрисдикцию. На этот процесс не обязательно смотреть негативно, как на попытку уйти от каких-то налогов. Часто головная компания перемещается, потому что, например, это необходимо при эмиссии акций, привлечении международного капитала, подготовке к слиянию и т. д.

Поэтому наш главный тезис — вся экосистема для ведения ИТ-бизнеса в России должна быть благоприятной. Надо создать такую среду, чтобы талантливые люди хотели жить и работать в России, я считаю, что это вполне реальная задача.

- В документе не упоминается вступление в ВТО...

Мы недавно обсуждали эту тему на правлении АП КИТ и, честно говоря, не видим каких-то серьезных изменений для отрасли при поэтапном вступлении России в ВТО. Ведь не все сразу будет меняться. Наверное, должны произойти некоторые позитивные изменения по таможне. Серьезных же негативных моментов, кроме еще большего обострения борьбы за лучшие кадры, мы не нашли.

- В переводе госуправления и услуг населению в электронную форму тоже фактически заложена огромная программа перевооружения государства. Профильные министерства спросят, сколько это будет стоить. Вы подсчитывали?

Этот процесс идет постоянно. Перед каждым ведомством стоят задачи из сферы электронного правительства, расходуются большие бюджеты, и мне кажется, что в последнее время идут очень хорошие процессы. Взять хотя бы Федеральную налоговую службу — я считаю, там огромные изменения. Если так будут тратиться ведомственные деньги – это здорово.

- Как вы оцениваете готовящийся закон «О федеральной контрактной системе»?

Совершенствование тендерного законодательства – тот процесс, который должен быть под пристальным вниманием законодателей и государства постоянно. То, что изменения давно назрели, всем очевидно. Мне кажется, процесс идет в правильном направлении, делается попытка создать систему, учитывающую положительный опыт других стран.

Ассоциация вносила свои замечания по поводу законопроекта; впрочем, они не носили принципиального характера. Может быть, только одно — мы предлагаем, чтобы для технологических областей была установлена система двойного отбора. Сначала участники отбираются по наличию у них соответствующих компетенций, а потом уже по ценовым параметрам. Сейчас единственным критерием является цена. Наличие квалификационного отбора на первом этапе было бы очень полезным и важным для ИТ-рынка.

- Известно, что в условиях растущей конкуренции информационные технологии помогают сохранить конкурентоспособность. В «Стратегии» говорится о необходимости стимулировать информатизацию предприятий. Нет ли тут противоречия?

Все зависит от отрасли. Конечно, федеральные розничные сети не надо убеждать, что требуется внедрять информационные системы, потому что конкуренция в их секторе безумная. А в каких-то отраслях — надо. Там, где структура отрасли недостаточно конкурентна, не обязательно в монополиях, монополии – это совсем другой вопрос: с них, может быть, директивно надо требовать. Поэтому специальные усилия в российской экономике нужны. Я считаю, что льготы по налогообложению за внедрение информационных систем, возможно, какие-то штрафы за неэффективное использование ресурсов, если этого можно было было избежать при помощи систем учета, или что-то подобное было бы очень полезно.

- Поговорим о привлечении молодежи в ИТ. Не кажется ли вам, что практически все технически ориентированные студенты и так попадают в ИТ-отрасль, поэтому усилия пропадут даром?

Если говорить о текущем моменте, то дефицит есть, но с ним как-то получается бороться, компании занимаются переподготовкой, где-то высвобождается рабочая сила. Но, думаю, этот дефицит будет только усиливаться. Проблема касается не только ИТ-отрасли, а вообще в целом экономики.

Очень остро стоит вопрос разумной иммиграционной политики. Как в Канаде, куда в свое время любой программист из России мог легко уехать, получить гражданство. И нам надо поощрять такого рода иммиграцию. А у нас до сих пор даже визу для специалиста получить тяжело. Не вид на жительство, а просто пригласить по контракту поработать. Это не вопрос развития одной отрасли, это вопрос политики, причем долгосрочной.

- Зачем тогда агитировать «за ИТ», если отрасль и так вбирает в себя всех, кто хочет и соответствует ее требованиям?

Но ведь очень много людей, способных, но не определившихся. Чем больше таких людей пойдет учиться на айтишников или просто получать хорошее математическое образование, тем лучше.

И главное – важна не только учеба, а та среда, в которую они попадают. В Штатах университеты и исследовательские центры составляют единую экосистему. Студенты с ранних курсов начинают работать в лабораториях, они общаются с теми, кто уже работает в науке. И велика вероятность, что человек, находясь в этой среде, станет изобретателем или предпринимателем.

- Предприниматели тоже нужны?

На современном ИТ-рынке России в основном доминируют компании, которые созданы 15-20 лет назад. Значит ли это, что следующая волна предпринимателей была меньше? Нет. Может, их было даже больше, но если когда-то информационные технологии были одним из наиболее интересных направлений бизнеса, то потом они потеряли былую привлекательность. Рынок стал уже достаточно зрелым, конкурентным и не обещал такого быстрого обогащения, как многие другие сферы, куда пошли таланты, — розничная торговля, недвижимость и т. д.

А технологическое предпринимательство и сегодня не просто предпринимательство. Туда идут люди, которым неинтересно заниматься нетехнологическим бизнесом. А таких очень мало. Нужно дать им понять, что у каждого есть шанс, условно говоря, стать Цукербергом.

Поэтому дело не только в людях, которые имеют хорошее техническое образование. Их тоже не хватает, но можно как-то решить эту проблему: увеличить прием на сооветствующие специальности, улучшить качество образования и т. д. А вот научить быть предпринимателем невозможно.

- Если представить себе, что ваши предложения будут приняты, когда можно будет почувствовать их эффект и в чем он будет выражаться?

Я надеюсь, что через четыре-пять лет, когда АП КИТ начнет писать очередную стратегию, предложенное нами сейчас уже будет в списке решенных, а то и забытых задач. Думаю, уже в ближайшие два года произойдут очень серьезные позитивные изменения с точки зрения удобства работы в российской юрисдикции в ИТ и вообще в технологических областях.