Мартин Шульц: ACTA не обеспечивает баланс между защитой авторских прав и защитой прав пользователей Интернета. Источник: Mettmann, CC BY-SA 3.0
Мартин Шульц: ACTA не обеспечивает баланс между защитой авторских прав и защитой прав пользователей Интернета. Источник: Mettmann, CC BY-SA 3.0

Шульц заявил по германскому телевидению, что по его мнению, ACTA не обеспечивает баланс между защитой авторских прав и защитой прав пользователей Интернета. Марши против ACTA прошли в Великобритании, Германии, Польше и Голландии. Около 15 тыс. протестующих вышли на улицы Мюнхена, и примерно 10 тыс. — в Берлине.

Германия стала очередной страной, отказавшейся от ратификации соглашения. Немецкое правительство сообщило, что отложит решение до голосования по ACTA в Европарламенте. От ратификации также воздержались Польша, Чехия, Словакия и Латвия.

Европейская комиссия, которая вела международные переговоры по соглашению, пытается развеять страхи по его поводу, однако учитывая количество недостоверной информации об ACTA и масштабы ее распространения, эти усилия не имеют успеха.

В тексте самого ACTA, в частности, явным образом опровергаются некоторые паникерские предположения протестующих, например о том, что на границах будут досматривать содержание личных MP3-плееров. «Из сферы действия данного соглашения могут быть исключены некоммерческие товары, представленные в небольшом количестве в личном багаже путешественника», — говорится в нынешнем варианте ACTA.

В соглашении также указано, что после ввода его в действие власти «должны принимать в расчет необходимость соблюдения баланса между серьезностью нарушения, интересами третьих сторон и применимыми санкциями и наказаниями».

В соглашении подчеркивается, что само по себе оно не является законом: решение о принципах его применения принимается правительством каждой страны.

Тем не менее, некоторые параграфы ACTA все же содержат тревожную информацию для протестующих: «Участник может предписать провайдеру онлайн-сервиса оперативно передать правообладателю информацию, достаточную для установления личности абонента, аккаунт которого был предположительно использован для нарушения. Эта информация будет использована для нужд защиты и применения авторских прав». Многие боятся, что в результате провайдеры могут превратиться в неофициальную «полицию Интернета».

В новой редакции согласшения формулировки несколько смягчены по сравнению с первоначальной, в которой говорилось что участники «обязаны» вводить законы, требующие раскрытия информации от провайдеров. Источники, знакомые с переговорами, утверждают, что ACTA рассматривается как перечень рекомендуемых «оптимальных методов». Протестующие из этого делают вывод о том, что соглашение побуждает страны на ввод драконовских мер вроде так называемого правила трех предупреждений.

Протестующие также обеспокоены в связи с возможными наказаниями. Национальные власти смогут финансово штрафовать нарушителей, которые заведомо «или имея все основания знать об этом» совершали неправомерные действия, например, нелегально скачивали музыку или фильмы. При этом сумма штрафа может определяться рыночной или рекомендованной розничной стоимостью полученных товаров или услуг.

В соответствии с ACTA также могут быть введены санкции против любых устройств или программных продуктов, предлагаемых как средство обхода систем шифрования или иных механизмов предотвращения нелегального копирования. Потребуются также юридические меры против осознанного использования таких технологий. При этом под удар могут попасть и так называемые технологии двойного назначения, у которых могут быть как совершенно законные применения, так и нелегальные.

Последним полем битвы сторонников и противников ACTA станет Европарламент. Евросоюз не сможет ратифицировать соглашение, если парламентарии не поддержат его голосованием. Последний раз голосование по ACTA проходило в Европарламенте в ноябре 2010 года, и соглашение было принято лишь с минимальным перевесом: 331 «за», 294 «против» и 11 воздержавшихся.

Многие парламентарии до сих пор недовольны тем, что соглашение «протиснули» недемократическим, по их мнению, образом. Переговоры проводились тайным образом путем «невообразимых интриг», — утверждает Кадер Ариф, парламентарий, который занимался ревизией ACTA. В январе он покинул свой пост в знак протеста против попыток завуалировать соглашение и его смысл.

29 февраля комитет по международной торговле Европарламента обсудит ACTA и представит свои выводы. Голосование полного состава парламента по соглашению запланировано на июнь.