Празднующая в этом году свое двадцатилетие BETT 2011 cобрала более 750 компаний-экспонентов и бесчисленное множество посетителей – руководителей образовательных ведомств и учреждений, учителей и ИТ-специалистов, журналистов и просто учащихся.

Проведение BETT в Великобритании неизбежно накладывает на выставку региональный отпечаток, тем не менее перед участниками предстала богатая палитра технологий для образования, а c проблемами, которые обсуждались на проходившей в рамках BETT 2011 конференции и определили состав экспозиций поставщиков, сталкивается практически любая страна. Основными темами выставки стали применение в образовательном процессе средств визуализации и интерактивных систем, активное использование современных инфокоммуникационных технологий.

Перед участниками BETT 2011 предстала богатая палитра технологий для образования

В перспективности применения ИТ-решений в вузах и школах сегодня никого убеждать не надо, но кризис обострил экономические аспекты этого процесса. Сокращение финансирования образовательной сферы во многих странах не сняло с повестки дня задачу повышения качества образования, но сделало особенно актуальным вопрос целесообразности приобретения тех или иных аппаратных и программных средств и эффективности их последующего применения. Лозунг More for less («Больше результатов за меньшие деньги») стал лейтмотивом выставки.

Проблема эффективности актуальна не только для Туманного Альбиона, но и для России.

«Нельзя сказать, что наша страна медленно внедряет продукты информационных технологий, — отмечает Елена Новикова, генеральный директор компании Polymedia. — Однако мы решительно отстаем в плане системности, комплексности. В Великобритании принята десятилетняя программа применения ИТ в образовании, что предполагает ежегодный мониторинг ее результатов, оценку эффективности произведенных внедрений и т. п. У нас, к сожалению, этого пока нет».

Специфика проблемы эффективности в образовательной сфере связана с тем, что, во-первых, здесь трудно напрямую подсчитать возврат произведенных инвестиций, по крайней мере в государственных школах и вузах. Во-вторых, те же аппаратные средства в образовании – это уже не просто серверы, ноутбуки и МФУ, для которых с определенной натяжкой можно было бы применить оценки, справедливые для других отраслей, а интерактивные доски, документ-камеры, специальные беспроводные решения, системы голосования и т. п.

На Западе интерактивные доски постепенно становятся стандартным оборудованием для классов и аудиторий. Выведенные на рынок канадской компанией SMART Technologies, сегодня они выпускаются десятками компаний, среди которых 3M, eBeam, Hitachi, NEC, Panasonic, Polyvision, Promethean, Teamboard. На выставке такие устройства встречались повсеместно, прежде всего – на стендах поставщиков программных решений, которые стараются идти в ногу с прогрессом интерактивных технологий.

Разработка образовательного ПО за последние годы оформилась в самостоятельный сегмент ИТ-рынка со своими лидерами и нишевыми игроками, системными и прикладными решениями, которые в свою очередь делятся на несколько категорий. Основу этого ПО образуют так называемые учебные платформы, которые в первую очередь служат для создания учебных курсов и отдельных уроков, но могут использоваться и для решения управленческих задач. Лидерами данного сегмента являются Capita Group, Frog, Fronter (c декабря 2008 года в составе Pearson), It’s Learning, Moodle, Serco Learning, RM Education, Studywiz, UniServity. На базе этих и других платформ сотни компаний предлагают различные прикладные разработки – от решений типа «безбумажная школа» до учебных курсов по различным предметам.

BETT 2011 показала, что сегмент образовательных решений не остался в стороне от тенденций, которые в последнее время характеризуют рынок ИКТ в целом. Так, если три года назад компаний, представлявших 3D-решения, можно было пересчитать по пальцам, то сегодня средства работы с трехмерным контентом предлагаются множеством фирм. Разработчики выводят на рынок программы для планшетных компьютеров, в первую очередь для iPad. Поставщики все чаще перемещают свои решения в облачные среды, и это относится к системам управления образовательным учреждением и финансовому ПО, приложениям для разработки учебных курсов, средствам управления вычислительной и сетевой инфраструктурой. Активным поборником этой идеи является компания Microsoft, продемонстрировавшая на выставке облачный сервис Office 365 for education, который в этом году придет на смену Live@edu. По словам Стива Бесуика, директора английского отделения Microsoft по решениям для образования, функциональность и облачная инфраструктура, доступная образовательным учреждениям в рамках нового сервиса, окажутся теми же, что и для бизнеса, а вот ценообразование будет строиться иначе.

Наконец, на рынок решений для образования все активнее проникает свободное программное обеспечение с открытым кодом. Примером может служить уже упомянутая система управления учебными курсами Moodle, которая сегодня широко используется школами, университетами, компаниями и независимыми учителями всего мира для разработки онлайновых учебных курсов.

SMART-новинки

Компания SMART Technologies, выпустившая свою первую интерактивную доску два десятилетия назад и сегодня являющаяся лидером в этой области (48,2% мирового рынка в 2009 году, по данным Futuresource Consulting), продемонстрировала на BETT 2011 несколько новых продуктов.

Интерактивные доски высшей ценовой категории SMART Board 800, глобальные поставки которых начинаются в конце января, поддерживают одновременную работу двух пользователей без зонирования рабочего поля и различные операции с изображениями, которые распознаются в средах Windows 7 и Mac Snow Leopard. Эти системы способны отличать прикосновения пальцем от использования маркеров, позволяют работать с трехмерными изображениями благодаря комплектации 3D-проектором. Ряд поддерживаемых ими функций станет доступным после выхода программного обеспечения SMART Notebook 10.7 в марте. В отличие от предыдущих моделей, в устройствах 800-й серии для распознавания действий пользователя применяется не измерение импеданса доски при касании, а оптическая система слежения за положением и перемещением пальца или маркера, которая состоит из миниатюрных видеокамер, расположенных по периметру доски. Данная технология позволила значительно повысить механическую прочность поверхности доски.

К начальному уровню относится серия SMART Board 400, адресованная преимущественно заказчикам из региона EMEA. Устройства 400-й серии стали первыми продуктами, в которых применены технологии оптического распознавания фирмы NextWindow, приобретенной SMART в августе 2010 года. Лишенные ряда функций, которыми обладают устройства 800-й серии, эти продукты тем не менее предоставляют богатые возможности для визуального обучения различным дисциплинам, включая работу с 3D.

Европейским пользователям были также впервые продемонстрированы интерактивный дисплей 8070i и устройство SMART Document Camera 330, поддерживающее как оцифровку реальных трехмерных объектов, так и манипулирование 3D-изображениями. Наконец, была представлена облегченная версия ПО SMART Notebook Express, бесплатно доступная на сайте компании.