Константин Шляхов надеется в текущем году увеличить долю : в начале прошлого года были завершены сделки по вхождению в состав компании дистрибьюторского подразделения группы компаний Erimex и покупке аналогичного бизнеса у одного из ведущих игроков на рынке высококлассного аудио- и видеооборудования, компании "Аудиомания".

По итогам года продажи в четырех департаментах распределились следующим образом: на долю департамента "Комплектующие, периферийное и цифровое оборудование" пришлось 39,1% (в 2007 году – 45%), "Сети и телекоммуникации" - 33% (26%), "Ноутбуки, ПК и серверы" - 27,7% (29) и "Аудио-Видео" - 0,2% (в 2007 году компания техникой такого рода не занималась). Последнюю цифру генеральный менеджер компании "Марвел-Дистрибуция" Константин Шляхов назвал ожидаемой, поскольку это новый для компании рынок, к тому же небольшой по сравнению с компьютерным. В целом же сохранилась тенденция трех последних лет: доля сетевых решений растет, доля компьютеров более-менее постоянна, доля комплектующих и периферийного оборудования падает.

Самый весомый вклад в оборот, как в прошлом году, внесла группа продаж сетевых решений для крупных компаний - их продажи выросли на 87% по сравнению с 2007 годом, а доля в обороте увеличилась с до 19,7 до 27,2%. Среди других рекордсменов роста – ПК (прирост – 99%), мобильные средства связи и голосовые решения (по 39%), цифровые фото- и видеокамеры (35%), серверы и системы хранения данных (31%). По доле в обороте "Марвела" на втором месте ноутбуки – 15,2% (в 2007 году было 16,8%), на третьем – мобильные устройства с 11,5% (11,4% в 2007 году).

К концу 2008 года портфель "Марвела" насчитывал более 50 вендоров, из них 15 – Abit, AOC, AudioCodes, AVE, Asus, Belinea, Gigabyte GSmart, Gigabyte (КПК), iiyama, Olympus, Philips, Packard-Bell, Proview, Raptoxx и Zotac – прибавились в прошедшем году. Кроме того, было расширено сотрудничество с некоторыми из старых партнеров – компания получила авторизацию Lenovo на поставку ноутбуков семейства IdeaPad и Hewlett-Packard – на дисковые массивы семейства XP и серверные решения Business Critical System.

Первое место по общему обороту в продажах "Марвела" занимает продукция Cisco, на втором месте – Hewlett-Packard, на третьем – Acer.

По итогам 2008 года число дилеров компании превысило 2,5 тыс., по словам директора по продажам компании Антона Черепахина, дилерская сеть сейчас охватывает почти все российские города с населением свыше 100 тыс. человек. До 3,7% возросла доля лучшего дилера – в компании это связывают в первую очередь с тенденцией укрупнения отечественного ИТ-рынка. Как и прежде, более половины продаж пришлось на Москву (59%), на втором месте – Санкт-Петербург (20%). Следом по вкладу в оборот идут Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Хабаровск, Нижний Новгород, Казань, Красноярск, Ростов-на-Дону, Пермь и Краснодар.

На продажи "коробочной" продукции (субдистрибьюторам, реселлерам, рознице, в том числе неспециализированной), пришлось 52,3% оборота (рост составил 15%). Поставки проектных решений через интеграторов и корпоративных реселлеров выросли на 65% – до 47,7% в обороте.

Антикризисный план

В конце 2008 года руководство "Марвела" сосредоточилось на антикризисных мерах, направленных на снижение потерь в сложной экономической ситуации. В результате, как заявил Шляхов, "на январь у 'Марвела' нет ни одной просроченной задолженности". Компания стала более осторожно подходить и к предоставлению партнерам отсрочек по платежам. Период оборачиваемости товаров, который конце 2008 года составлял два-три месяца, не достиг предкризисных 25-27 дней, но сократился до 1,5 месяцаев.

Как и во многих других компаниях, в "Марвеле" прошли сокращения – уволено почти 20% сотрудников, при падении рынка, по оценке руководства компании, на 40%.

Что касается планов на 2009 год, то руководство компании остерегается называть какие-либо цифры. Оптимизм уступил место осторожности, и в нынешнем году в "Марвеле" не рассчитывают на рост, но убеждены, что им удастся снижать оборот медленнее падения рынка в целом, которое составит не менее 40%. Для этого в компании намереваются искать новые продуктовые ниши и развивать партнерскую сеть. И, в конечном итоге, увеличить свою долю на ИТ-рынке страны.