В свое время решение создать отдельную выставку для отрасли информационных и коммуникационных технологий вызвало много споров Экономический кризис чувствительно ударил по ИТ-отрасли. Не прошел он стороной и мимо CeBIT, крупнейшей европейской компьютерной выставки, которая традиционно в первой половине марта проводится в Ганновере (Германия). Однако за три десятка лет своего существования она переживала всякое - и отделение от "материнской" Ганноверской выставки, и крах "Internet-бума", и снежную бурю, которая за два дня до открытия CeBIT' 87 завалила город метровым слоем снега. Нынешние экономические реалии подсказывают организаторам поставить во главу угла выставки поставить не только модные социальные сети, но и "средства оптимизации и сокращения издержек" - электроэнергии, вычислительных мощностей, природных ресурсов.

"Офисная" предыстория

Уже к концу 50-х годов “отрасль офисного оборудования” (как тогда называли ИТ-отрасль) была представлена третьей по численности группой экспонентов на Ганноверской выставке. В 60-х на выставке был настоящий "бум электроники", что обеспечило благоприятные стартовые условия для многочисленных технологических новинок. В 1965-м, например, Хайнц Никсдорф (который позже стал одним из самых известных предпринимателей Германии) продемонстрировал свою легендарную универсальную ЭВМ – модель 820.

В 1970 году компания Deutsche Messe, устроитель выставки, открыла у северного входа павильон №1. В нем предполагалось разместить экспозицию офисного оборудования, что еще раз подчеркнуло важность этого сегмента на Ганноверской выставке. Павильон №1 – массивный комплекс, состоящий из трех уровней: подземного гаража на 2 тыс. мест, зала выставки на первом этаже площадью 70,3 тыс. кв. м. и крыши, на которой размещены 750 небольших сборных домов. В 1984 году этот павильон попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире одноэтажный выставочный зал.

Поиски названия

С открытием нового павильона начался и поиск собственного названия для "офисной" части выставки. Одно из предложений было “CeBOT” – сокращение от Centrum für Büro und Organisationstechnik. Но в конечном итоге было выбрано название CeBIT (Centrum für Büro und Informationstechnik). Очевидный намек второго слога на слово bit был непреднамеренным, однако удачно отразил развитие вычислительной электроники в 70-х, а особенно в 80-х годах, когда Ганноверская выставка пополнилась большим числом компаний, представляющих разработки в сфере персональных компьютеров.

Но в 1970 году никто, возможно, не мог предвидеть ту скорость, с которой рынок вычислительной техники будет расти и делиться на все большее количество сегментов. Выставочные мощности павильона №1 вскоре были исчерпаны. И в конце 1970-х компания Deutsche Messe решила отдать выставке CeBIT еще два павильона – № 2 и № 18. В начале 80-х выставка опять расширилась – на сей раз экспозиция размещалась и в павильоне №3. Однако и этого было недостаточно. Все большее число компаний – разработчиков программного обеспечения и изготовителей ПК хотели использовать CeBIT как платформу для демонстрации своих разработок.

Обретение независимости

Все желающие не могли принять участие в CeBIT по простой причине – Deutsche Messe не имела возможности предложить им место для выставочного стенда. В 1980 году на Ганноверской выставке у категории "информационные и коммуникационные технологии" по числу экспонентов был только один конкурент – электротехника. Помимо нехватки места, была и другая проблема – огромные очереди. Павильоны просто не могли вместить такое количество людей. Нельзя было и удовлетворить желание многих экспонентов предоставить им дополнительное место.

Поэтому в ноябре 1984 года Deutsche Messe объявила, что начиная с 1986 года выставка CeBIT будет проводиться самостоятельно, в марте, через месяц после Ганноверской промышленной выставки. Это было нелегким решением, ему предшествовали месяцы обсуждений между руководителями выставки и главными компаниями-экспонентами. Дебаты в основном касались дальнейшего пути развития рынка и потенциальных рисков.

В 1985 году последняя "объединенная" Ганноверская выставка подчеркнула срочную необходимость отделения CeBIT в самостоятельное мероприятие. По сравнению с 1970 годом число ИТ-экспонентов увеличилось вдвое - до 1,3 тыс., еще 870 компаний ждали своей очереди. Площадь экспозиции увеличилась в 2,5 раза и составила 130,6 тыс. кв. м, а число посетителей повысилось почти впятеро – до 293 тыс. Всего же в 1985 году Ганноверская выставка собрала 7 тыс. экспонентов и более 800 тыс. посетителей.

Решение создать отдельную выставку для отрасли информационных и коммуникационных технологий вызвало много споров. Сторонники отделения указывали на расширение выставочного пространства и улучшенную инфраструктуру. Противники утверждали, что независимый CeBIT лишится мощного фона в виде промышленной выставки и потеряет часть своих посетителей и экспонентов.

В самостоятельное плавание

Споры не окончились даже 12 марта 1986 года, когда 2142 компании представили свои продукты и разработки на суммарной выставочной площади 200 тыс. кв. м. В том же году впервые появилась категория "телекоммуникации" — ее представили "скромные" 190 экспонентов.

Старт независимого CeBIT получился удачным, выставку посетило более 334 тыс. человек. Однако дебаты о расколе продолжались в течение многих лет. В конце концов, это было самым важным решением, когда-либо принимаемым Deutsche Messe, и одной из самых больших операций, проводимых в международной выставочной индустрии.

Как бы то ни было, CeBIT быстро стал крупнейшим ИТ-событием года. Число экспонентов и посетителей непрерывно увеличивалось. Даже полностью занимаемый CeBIT Ганноверский выставочный центр все равно становился тесным, несмотря на то,что Deutsche Messe начала реконструировать старые павильоны. Очередь компаний, желающих принять участие в CeBIT, продолжала расти, а павильоны были переполнены. Но с точки зрения ИТ-профессионалов, выставка становилась все менее и менее эффективной – из-за роста интереса к технологиям со стороны общественности в 1995 году доля "любителей" достигла 29% общего числа посетителей (755 тыс.).

Насущная "профессионализация"

Для того чтобы сохранить деловой характер CeBIT, был принят ряд мер. Во-первых, была значительно поднята входная плата, это снизило число непрофессионалов на выставке. Во-вторых, продолжительность CeBIT была уменьшена до семи дней в соответствии с пожеланиями экспонентов. Кроме того, Deutsche Messe объявила о создании новой выставки, ориентированной на конечных пользователей, - "CeBIT Home. Мир домашней и бытовой электроники”, которая должна была проходить каждые два года, начиная с августа 1996 года. Дебютный CeBIT Home в 1996 году привлек 632 экспонента, которые заняли около 52 тыс. кв. м. Выставку посетило 215 тыс. человек. "Основной" же CeBIT продолжил расти, и в 2008 году в нем приняло участие почти 6 тыс. компаний, занявших приблизительно 308 тыс. кв. м. Причем доля "непрофессионалов" стабилизировалась приблизительно на 12% общего числа посетителей.


В 1987 году за два дня до открытия выставки на Ганновер обрушилась снежная буря, оставившая после себя метровый слой снега. Однако благодаря усилиям бесчисленных помощников двери Ганноверского выставочного центра открылись вовремя. SnowBIT (от англ. snow – снег), как тогда прозвали выставку, привлекла более 406 тыс. посетителей.