По мнению Ильи Пономарева, цельной и продуманной государственной политики поддержки инноваций в России пока нет

По мнению Пономарева, цельной и продуманной государственной политики поддержки инноваций в России пока нет. Однако депутат заступился за конкретных министров, к которым имеются серьезные претензии у некоторых участников саммита: "Отдельные ведомства действуют согласно поставленным перед ними задачам, хотя со стороны иногда кажется, что кто-то занимается вредительством. Проблема в том, что сейчас инновации похожи на дитя, у которого семь нянек".

Из-за несогласованности нет значительного продвижения в сфере поддержки инноваций. Даже государственному венчурному фонду потребовалось полтора года, чтобы получить лицензию у государственной же структуры. Поскольку каждое ведомство отвечало за свою сферу, цепочки, связывающей фундаментальную науку, прикладные исследования, разработку и производство, так и не существует. Более того, непонятны приоритеты государственной политики: поддержка инновационных предприятий, стимулирование экспорта высокотехнологичных решений, использование технологий в госорганах или что-то еще.

Важно, считает Пономарев, определить, что может стать локомотивом. На то, чтобы стать движущей силой, теоретически претендуют наука, крупные предприятия, малый бизнес и иностранные высокотехнологичные компании. Еще одна задача государства – выяснить, какие барьеры для развития инноваций существуют, и предусмотреть способы их устранения. В одних случаях возможны законодательные или административные меры, а в других государству лучше не вмешиваться.

По словам Пономарева, для поддержки инноваций делается уже очень много. Вернее, много выделяется денег на эти цели, но эффективность финансирования невысока. Так, в прошлом году из бюджета было выделено 1,067 млрд руб. на стимулирование развития инноваций. Сумма вроде приличная, однако, согласно проведенному опросу, три четверти предприятий, которые можно отнести к инновационным, не почувствовали никакого эффекта от такой поддержки. Остальные, в большинстве, также не в восторге, но какие-то позитивные изменения в отношении к ним государства ощутили.

Пономарев также напомнил, что для инновационных компаний уже действует специальный налоговый режим, предполагающий начисление налогов с оборота в размере 6% (так называемая "упрощенка"). С действующей льготой он может составлять даже 3%.

Андрей Терехов, председатель совета директоров компании AT Software (прежде генеральный директор "ЛАНИТ-Терком"), согласился, что это важное достижение, и в том числе ассоциации "Руссофт", которая лоббировала интересы софтверных компаний.

"Эффект от введения нового налогового режима смазался из-за того, что компании долго не понимали, как им пользоваться, и до сих пор не все понимают. Однако мы перешли на новую систему начисления налогов, и пока все в порядке", - заявил Терехов.

Основная проблема в действии специального налогового режима - это требование его аккредитации, то есть признания компании инновационной. Относительно недавно, после нескольких месяцев принятия соответствующего закона, в бывшем Министерстве информационных технологий и связи РФ появилась структура, которая занимается аккредитацией ИТ-компаний.

Эта структура работает пока не очень эффективно. Поэтому Пономарев предлагает передать право проводить аккредитацию отраслевым объединениям (АПКИТ, "Руссофт"). Он пообещал, что Госдума примет соответствующие изменения в российском законодательстве. В частности, предполагается поправка, которая наделит определенными функциями саморегулирующие организации. При этом предполагается, что они будут не только проводить аккредитацию, но и устанавливать некоторые правила на рынке. Эту идею уже давно продвигает президент ассоциации "Руссофт" Валентин Макаров.

Совпадают в целом позиции Пономарева и Макарова и относительно того, как государственная политика поддержки инноваций должна реализовываться. Депутат уверен, что все инициативы должны исходить не из ведомств, а из надведомственных структур, которые следует создать в администрации президента или на уровне вице-премьеров. Макаров предлагает сформировать агентства, у которых будут полномочия координировать деятельность министерств.

Однако в ближайшие полгода, прогнозирует Пономарев, инновациями в правительстве точно никто не будет заниматься. Два ведомства, которые отвечали за инновации, расформированы, и проведение структурных изменений потребует нескольких месяцев. За это время можно подготовить соответствующую законодательную базу. Предполагается принять законы об электронном документе, электронной торговле, технопарках. Пономарев предложил ввести новую организационно-правовую форму специально для венчурных фондов, подобную той, какая имеется в западных странах, например Limited Partnership. Без нее иностранные инвесторы не понимают, по каким правилам работают российские венчурные фонды.