Выступая перед участниками встречи, а именно такими компаниями, как "Альт Линукс", "Линукс Инк", ВНИИНС, "Инфра-ресурс", ASP Linux, Рейман отметил, что на 70% из 670 тыс. персональных компьютеров, установленных сегодня в 56 тыс. российских школ, используются нелицензионные программы и только на 0,02% применяется "свободное программное обеспечение" (СПО - такой термин вошел в последнее время в речь чиновников). Скандалы, связанные с использованием в бюджетных организациях пиратских программ, самым громким из которых была известная история с учителем Александром Поносовым, инициировали, по словам Медведева, дискуссию в обществе - по какому пути идти при создании программной платформы для бюджетных организаций? Рассматривалось два направления -- либо обеспечить все школы лицензионными программами, либо быстро внедрить СПО. Первый путь означает, по мнению Медведева, что страна попадет в зависимость от западных производителей, а второй чреват риском увязнуть в нестыковках различных версий безбрежного моря доступных сегодня бесплатных программ.

Государство предлагает пойти по третьему пути -- во всех российских школах установить базовый пакет из легального программного обеспечения (операционная система, архиватор, офисные приложения, антивирусы, средства разработки, графический редактор и др.), закупить соответствующие лицензии со сроком действия три года и одновременно развернуть работу по созданию аналогичного пакета на основе СПО. Спустя три года у школ будет выбор: приобретать затем лицензионные программные продукты, но уже за свой счет или перейти на использование "свободного" пакета. По словам Реймана, уже в этом году такой пакет будет разработан, а в 2008-м - в пилотном режиме развернут во всех школах Татарстана, Пермского края и Томской области. Объем бюджетных средств на разработку и внедрение пакета в этих регионах до конца 2008 года составит около 70 млн. рублей. Продукты, входящие в стандартный пакет, будут использоваться как на школьных компьютерах, так и на личных компьютерах учителей. Условия лицензионного соглашения предусматривают возможность использования всех официально поддерживаемых версий. До конца 2009 года пакет будет установлен на всех школьных компьютерах страны, на что планируется потратить из федерального бюджета 650 млн. рублей. В результате этих действий в целом по стране соотношение в школах зарубежных коммерческих программных продуктов и решений на базе СПО от отечественных производителей должно составить 50 на 50.

В период с 1 ноября 2007 года по 31 декабря 2010-го на обеспечение лицензионной поддержки коммерческих базовых программных продуктов для школ из бюджета будет выделено 2,6 млрд. рублей (в том числе стоимость лицензий 2,0 млрд. и 0,6 млрд. - обеспечение технической поддержки).

Задумано на первый взгляд неплохо. Однако участники встречи высказали ряд критических замечаний, часть из которых Медведев обещал учесть при практической реализации проекта. Так, оказалось, что в типовой программе по школьной информатике присутствуют явные указания на программные продукты конкретных зарубежных производителей, а пресловутая система ЕГЭ вообще работает только под Windows. Медведев пообещал дать указание Минобрнауки исключить такие упоминания из текстов учебных программ, а также обеспечить возможность использования СПО при сдаче единого государственного экзамена.

Представитель компании «Альт Линукс» отметил на совещании низкий уровень знаний консервативной педагогической массы и устойчивые стереотипы ("А что, разве есть еще операционные системы кроме Windows?"). Вместе с тем был отмечен интерес в школах к СПО, подогреваемый, в частности, интересом другим - со стороны правоохранительных органов к использованию пиратских программ. Для успеха внедрения СПО требуется постоянная техническая поддержка, постепенность и добровольность - на первых порах должны быть установлены на школьных компьютерах две операционные системы с возможностью выбора.

На вопрос, реально ли за три года реализовать программы, представитель ВНИИНС - разработчика защищенной операционной системы МСВС 3.0 (ее основным заказчиком является Минобороны) - ответил, что трех лет для перехода школ на СПО достаточно, однако на создание для этой платформы новых приложений и адаптацию уже имеющихся потребуется больше времени. Если государство обозначит серьезную заинтересованность в СПО, то неизбежно возникнет цепная реакция компаний-разработчиков, и сроки создания приложений могут сократиться. Кстати, немаловажную роль, считают в компании "Инфра-ресурс", будет играть участие государства в стандартизации такой платформы.

Преподаватели Орловского государственного технического университета посетовали на отсутствие необходимых методик и учебников по применению СПО, на что Медведев заметил: "Не следует ждать учебников, сегодня достаточно образовательных порталов, различных средств дистанционного обучения. Надо учиться на марше".

Кроме того, отмечалось, что разрабатываемый пакет должен быть адаптирован к конфигурациям конкретных компьютеров, его интерфейс "дружествен" к различным возрастным категориям школьников, а при формировании пакета учитывалась многонациональность страны и была предусмотрена возможность работы на разных языках.

Итак, для успешного развертывания во всех школах страны пакета СПО, по словам Медведева, необходимо обеспечить совместимость программ пакета со всем оборудованием, используемым сегодня в школах; требуется создать репозиторий программ, созданных в рамках проекта, и обеспечить доступ к ним любому разработчику (Мининформсвязи  предлагает создать центр компетенции по свободному программному обеспечению на базе РИО-центра); развернуть программу подготовки учителей и системных администраторов; поддержать со стороны государства движение открытых стандартов.

Каждая страна, по словам Медведева, ищет свой собственный путь в глобальном мире: "Если Россия не будет независимой в области программного обеспечения, то все остальные сферы, в которых мы хотим быть независимыми и конкурентоспособными, окажутся под угрозой".

По пути применения программного обеспечения категории Open Source для целей образования уже давно идут Германия, Китай, Япония, Австралия, Бразилия, Голландия, Швеция. Да и в нашей стране еще в первой половине 80-х, когда информатика в школе делала первые шаги, предполагалось не учить конкретным продуктам, а знакомить учеников с методами моделирования, не акцентировать внимание на языках программирования, а осваивать ИТ-архитектуры. Возобладавшая "простая" точка зрения стала одной из причин ощущаемого сегодня ИТ-отраслью кадрового голода и в целом низкой компьютерной грамотности наших сограждан.