Oracle и Accenture совместно с Longitude Research представили результаты глобального исследования об изменении роли финансового директора. Свои выводы компании опубликовали в отчете, озаглавленного «Финансовый директор как катализатор изменений».

Как показало исследование, общий уровень стратегического влияния финансовых директоров вырос за последние три года, 76% опрошенных российских респондентов также отметили эту тенденцию. Тем не менее, лишь относительно малая часть финансовых руководителей лидирующую роль в разработке стратегии (лидерство в этом отметили 42% респондентов из России) или реализации стратегии (16%). Кроме того, результаты свидетельствуют, что пока еще существуют определенные препятствия, не позволяющие им реализовать свой стратегический потенциал, и 36% опрошенных финансовых директоров из России назвали таким препятствием сложную экономическую ситуацию.

Как подтвердло исследование, финансовый директор становится более стратегической фигурой. Общий уровень его стратегического влияния вырос за последние три года (так считает 71% респондентов); 65% респондентов отметили рост ответственности за выработку и проведение стратегии; и 47% респондентов сообщили об усилении их роли в процессах преобразования бизнеса.

Вместе с тем, ряд проблем препятствует реализации потенциала финансовых директоров. Лишь одна треть (34%) респондентов заявила о своей лидирующей роли в выработке стратегии, и еще меньшая доля (24%) отметила свою лидирующую роль в реализации стратегии. В качестве главной причины, препятствующей лидерству, 37% указали сложные экономические условия, 35% пожаловались на нехватку времени, а 31% считает основной проблемой отсутствие интеграции между финансовой функцией и другими составными элементами бизнеса.

Дальнейшее снижение расходов может поставить под угрозу рост бизнеса. Главными приоритетами для финансовых руководителей в течение последних трех лет были рентабельность, управление затратами, движение денежной наличности и оборотный капитал, они осознают, что в дальнейшем стратегия сокращения издержек любой ценой может стать менее эффективной.

Финансовые руководители, принявшие участие в исследовании, в ответ на вопрос о том, в какой области они могли бы повысить профессиональный уровень и расширить возможности для успешной реализации планов по управлению затратами и поддержке роста, на первое место поставили отраслевые знания, а на второе место — технические знания. 84% опрошенных также отметили укрепление сотрудничества с ИТ-подразделениями своих организаций, и это служит еще одним доказательством, что технологии являются ключевой составляющей комплекса финансовых средств и методов. Одновременно возросла важность прорывных технологий как фактора стимулирования роста. Результаты исследования подчеркивают возросшую важность понимания и более широкого использования для поддержки роста таких инновационных технологий, как Большие Данные, облачные вычисления, мобильные технологии и социальные взаимодействия. 79% опрошенных рассматривают доступ к информации в качестве важнейшего условия гибкости и динамичности организации, а 57% считают инвестиции в решения для работы с Большими Данными и бизнес-аналитику ключевым источником конкурентного преимущества. Когда финансовых руководителей, принявших участие в исследовании, спрашивали о том, какие технологические аспекты в их организации доставляют им наибольшее беспокойство, респонденты отмечали в качестве трех основных проблем — затраты на обслуживание и ремонт, затраты на интеграцию и отсутствие интеграции между системами. Беспокоит финансовых директоров и качество данных.