В МТИ выяснили, что тексту верят тем сильнее, чем он нелепее
Источник: Christine Daniloff/MIT

Исследование проводилось с помощью сервиса Amazon Mechanical Turk — его пользователям давали серии предложений, часть из которых была построена правильно, часть — нет, и просили интерпретировать. Основная находка исследования в том, что чем меньше правок требует предложение, тем больше вероятность, что читатель сочтет его некорректным.

Например, в предложении «Человек зашел дом» нужна всего одна правка — требуется вставить предлог «в», и большинство верно воспримет смысл. А вот чтобы фраза «На кота прыгнул стол» не звучала сюрреалистично, требуется гораздо больше вставок и удалений — в этом случае подавляющее большинство не видит ошибки, полагая, что имелось ввиду именно то, что написано.

Еще один результат — когда для исправления ошибки требуется вставка слова, то читатель реже верит в парадоксальное значение фразы, вызванное неправильным построением, чем когда для коррекции нужно удаление. Кроме того, оказалось, что когда доля бессмысленных предложений в тексте возрастает, читателю кажется, что «шума», наоборот, меньше, и он вместо «автокорректировки» начинает пытаться отыскивать во фразах смысл.