ИДЕЯ VSAAS ПРОЗРАЧНА, КАК И ВСЕ В «ОБЛАЧНОМ» МИРЕ. Вместо того чтобы развертывать у себя полномасштабную инфраструктуру для сбора, хранения и обработки видеоданных, заказчик, установив видеокамеры в требуемых местах, может большую часть оставшихся функций возложить на провайдера
ИДЕЯ VSAAS ПРОЗРАЧНА, КАК И ВСЕ В «ОБЛАЧНОМ» МИРЕ. Вместо того чтобы развертывать у себя полномасштабную инфраструктуру для сбора, хранения и обработки видеоданных, заказчик, установив видеокамеры в требуемых местах, может большую часть оставшихся функций возложить на провайдера

Однако в России концепция «видеонаблюдение как сервис» (Video Surveilance as a Service, VSaaS) делает первые несмелые шаги.

Идея VSaaS прозрачна, как и все в «облачном» мире. Вместо того чтобы развертывать у себя полномасштабную инфраструктуру для сбора, хранения и обработки видеоданных, заказчик, установив видеокамеры в требуемых местах, может большую часть оставшихся функций возложить на провайдера. В зависимости от разграничения «зон ответственности» между заказчиком и поставщиком услуги VSaaS делятся на видеохостинг (видео с камер сразу передается в ЦОД провайдера, где оно хранится и обрабатывается) и сервис управления видеонаблюдением (видео хранится у заказчика, а провайдер осуществляет лишь удаленное управление). Естественно, возможны и комбинированные варианты, например сохранение копии переданного видео у заказчика для целей резервирования.

Стороны медали

Преимущества модели VSaaS многочисленны. Пользователям больше не надо приобретать дорогостоящие цифровые (DVR) или сетевые (NVR) видеорекордеры и беспокоиться об их исправности, сохранности и защите от хакерских атак. Можно забыть о лицензиях на программы для управления видео Video Management System (VMS), получая доступ к видеопотокам с камер и средствам его анализа через Интернет.

Простота идеи и очевидные достоинства модели VSaaS привели к тому, что за рубежом сегодня облачные услуги видеонаблюдения предлагают десятки компаний, среди которых традиционные поставщики видеокамер и приложений VMS, фирмы, специализирующиеся на средствах контроля доступа и системах видеоаналитики, многочисленные стартапы. Согласно оценкам IMS Research, в прошлом году объем мирового рынка услуг VSaaS составил около 500 млн долл., и за ближайшие три года эта величина вырастет вдвое. Главное основание для подобного оптимизма – разнообразие сфер применения услуг VSaaS. К их потенциальным потребителям относятся рестораны, небольшие магазины и другие представители малого бизнеса, многоквартирные комплексы, правительственные, кредитные и медицинские учреждения, телекоммуникационные, фармацевтические, производственные и строительные компании, а также любые организации с разветвленной сетью небольших филиалов.

На фоне подобного оптимизма не следует сбрасывать со счетов проблемы, с которыми сегодня сталкивается развивающийся сектор VSaaS. Рынок облачных услуг видеонаблюдения еще далек от стадии зрелости, что выражается в малочисленности продуктовых предложений, неготовности ряда выпущенных систем к массовому применению, высоких ценах, неоднородности в стане поставщиков.

Провайдеры стремятся сузить спектр поддерживаемых камер, при этом одни работают лишь с IP-камерами, другие – исключительно с моделями собственного производства, третьи — только с аналоговыми устройствами. Не у всех компаний сервис может быть активизирован по принципу plug-and-play; в ряде случаев требуется длительная настройка на стороне клиента. Многие фирмы предлагают лишь базовые функции управления видео, а за охват контуром управления нескольких систем взимают дополнительные платежи. Лишь единичные поставщики реализовали функции видеоаналитики (компании Archerfish, VIAAS) или интеграцию со средствами контроля доступа (фирма Brivo). Все больше провайдеров предлагают поддержку локальных устройств хранения на стороне клиента (камер с SD-картами либо камер, подключаемых к DVR или системам NAS), однако подобная функциональность еще не стала повсеместной. Наконец, тарифы разных компаний могут различаться во много раз: кто-то предлагает вообще бесплатный сервис, а кто-то берет десятки долларов в месяц за одну камеру. Ежемесячная плата за услуги VSaaS составляет 5-30 долл. за камеру.

Эксперты полагают, что при таких ценах о массовом распространении модели VSaaS можно забыть. В качестве ценового порога для VSaaS обычно называют 10 долл. за камеру в месяц: лишь в этом случае стоимость трехлетнего обслуживания системы, скажем, из восьми камер становится сопоставимой с затратами на их подключение к восьмиканальному рекордеру DVR или NVR.

VSaaS в России

Вопрос цены. По словам Дмитрия Леванкова, директора по развитию компании «Технологический разум», указанный выше 10-долларовый порог актуален для юридических лиц, умеющих оценить экономическую выгоду от VSaaS, для частных же пользователей планка ценовых ожиданий находится на уровне 2-5 долл. за камеру. Дмитрий Москаленко, руководитель направления «Корпоративные услуги Дом.ru Бизнес» оператора ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг», напротив, отмечает, что за 10 долл. в месяц пользователь может рассчитывать только на хранение своих данных, а полнофункциональная услуга неизбежно будет стоить в несколько раз дороже. В цену предлагаемого его компанией сервиса «Дом.ru Бизнес», который около года назад был в тестовом режиме запущен в Перми, основной вклад вносит обслуживание линий связи для непрерывной и качественной передачи больших объемов видеоданных, а сама услуга включает в себя индексацию видеоархива для последующего поиска и видеоаналитики. Как следствие, ее стоимость оказывается в диапазоне 800-1000 руб. за камеру в месяц.

Причина такого положения дел, по мнению Олега Копицына, руководителя программ отдела комплексных проектов компании «Ситроникс ИТ», в том, что провайдер должен сначала вложить серьезные средства в построение ИТ-инфраструктуры, необходимой для оказания услуги. Весьма затратной ее составляющей, например, оказывается система хранения. Российские поставщики услуг VSaaS стремятся максимально быстро окупить эти инвестиции, что обусловливает высокие цены и мешает привлечь к услуге массового потребителя. Поэтому на зарождающемся рынке предлагать сервис VSaaS за 10 долл. в месяц практически невозможно.

Неценовые барьеры. Андрей Юдников, генеральный директор ЗАО «Мобильные видеорешения» тем не менее полагает, что удержание абонентской платы на уровне 10 долл. за камеру в месяц вполне по силам провайдерам данного сервиса, да только цена не является определяющим фактором. По его мнению, движущая сила распространения услуг VSaaS – простота использования. Как только сервис видеонаблюдения можно будет настроить, не вставая из-за компьютера и не обладая специальными знаниями, число подписчиков на него существенно вырастет. Компания утверждает, что, располагая хотя бы веб-камерой, пользователь предлагаемого ею сервиса Ivideon может организовать видеонаблюдение за своим объектом через Интернет за пять минут.

Препятствуют развитию рынка также высокая стоимость трафика и клиентского оборудования, технологическая инертность продавцов систем видеонаблюдения, неспешный выход на рынок новых игроков, дефицит программных решений, обеспечивающих расширение функциональности.

Олег Копицын полагает, что серьезным фактором является недостаточная пропускная способность глобальных каналов связи. По оценке компании «Синезис», одного из игроков отечественного рынка VSaaS, объемы видеоданных, генерируемых камерами, растут более чем на 50% ежегодно, а пропускная способность каналов – лишь на 20%.

В компании «Технологический разум» указывают еще на особенности законодательства, в частности на ФЗ-152, требующий дополнительных затрат от участника, желающего вступить на рынок VSaaS. Наконец, не последнее место в этом списке занимает слабая информированность и инертность целевых сегментов потребителей. По словам Ирины Масловой, руководителя проектов фирмы «Северен-Телеком», в сегменте, который еще не стал массовым, пользователям нужно время, чтобы свыкнуться с мыслью, что транслировать поток со своих видеокамер на сервер провайдера можно и даже выгодно.

Доверяй, но проверяй. Явно не способствуют росту рынка VSaaS в России вопросы защищенности доверенного провайдеру видеоконтента. По словам Дмитрия Москаленко, как и в любом облачном сервисе, гарантией здесь является стремление оператора сохранить свою репутацию, стимулирующее выстраивать эшелонированную систему безопасности куда больше, чем любые клиентские соглашения.

Впрочем, многое здесь зависит от клиента, которому нередко бывает достаточно традиционной модели видеохостинга и знаний о том, что данные хранятся в защищенном ЦОД с доступом по паролю. Однако в практике компании «Технологический разум» встречались случаи, когда заказчики настаивали на локальном резервировании данных, внедрении процедур многофакторной аутентификации и подписании привилегированных SLA.

Андрей Юдников утверждает, что сегодня VSaaS-сервисы обеспечивают безопасность на порядок выше, чем может себе позволить отдельная организация, особенно использующая внешний IP-адрес. По уровню защищенности системы VSaaS приближаются к банковским, в них активно используется шифрование видео, а степень защиты постоянно повышается. В частности, в проекте Ivideon скоро появится возможность авторизации через временные пароли, получаемые по SMS.

Штрихи к портрету. Потенциальным заказчиком сервиса видеонаблюдения из облака, по мнению Ирины Масловой, может стать любая компания, руководители которой заботятся о безопасности бизнеса и хотели бы иметь возможность удаленно просматривать поток с видеокамер, организовать хранение записей с резервированием и при этом тратить минимум собственных ресурсов на обслуживание систем видеонаблюдения.

Хотя сервисами VSaaS у нас все активнее начитают пользоваться магазины, склады, бизнес-центры, производственные предприятия, говорить о типичном клиенте еще преждевременно. Как подчеркивает Дмитрий Леванков, потребителями VSaaS являются традиционные пользователи систем видеонаблюдения: торговые сети, управляющие компании в сфере недвижимости и т. д. При этом размер организации, как и количество видеокамер, может быть различным: к услугам VSaaS прибегают и небольшие бизнес-центры, и федеральные сетевые структуры. Его компании приходилось обслуживать и совсем маленькие заявки – на две-три камеры.

Олег Копицын отмечает и противоположную тенденцию. «Ситроникс ИТ» в первую очередь работает с госструктурами, которые имеют в своем распоряжении государственного провайдера и готовы потратить на услугу VSaaS значительную сумму. В частности, весной этого года к выборам президента РФ компания в партнерстве с «Ростелекомом» развернула систему видеонаблюдения на 91,4 тыс. избирательных участках, а совсем недавно аналогичный проект был реализован в связи с выборами в Верховную раду Украины.

Разные цели. Задачи, которые российские заказчики стремятся решать средствами VSaaS, мало отличаются от тех, что стоят перед их зарубежными коллегами. Независимо от своего местонахождения организации стремятся в режиме реального времени следить за тем, что происходит в офисе в отсутствие руководства, оценивать эффективность работы персонала, контролировать качество обслуживания клиентов, следить за событиями на прилегающей территории, производить подсчет посетителей. По словам Дмитрия Москаленко, сегодня чаще других к сервису VSaaS прибегают предприятия розничной торговли, руководителям которых важно анализировать поток клиентов и уровень их обслуживания. Не секрет, что на розничных предприятиях нередки конфликтные ситуации между клиентами и обслуживающим персоналом. Видеонаблюдение помогает выявить причины их возникновения.

Судя по всему, на очереди – сервис видеонаблюдения в офисах, поскольку он позволяет контролировать рабочие процессы и выстраивать взаимодействие с персоналом, анализируя качество его работы, определяя потенциальные зоны роста и направления дальнейшего обучения. Подобный сервис без значительных затрат в инфраструктуре позволяет сделать бизнес более управляемым и эффективным. Как полагает Андрей Юдников, сервис VSaaS прежде всего помогает в области мониторинга и управления бизнесом, он становится эффективным инструментом менеджеров в части контроля за распределенными объектами бизнеса и их развития.

Рынок VSaaS в России делает робкие шаги к становлению. Еще два года назад он отстутствовал вовсе, а первые предложения появились в 2011 году, когда стало набирать популярность аналоговое видеонаблюдение. Если за рубежом есть компании, для которых VSaaS – это основной бизнес, то в нашей стране данное направление пока развивается производителями систем видеонаблюдения и специализированных сетевых камер для VSaaS, операторами связи, стремящимися расширить спектр предлагаемых услуг, и нишевыми стартапами. Эксперты отмечают, однако, что от рынков США и Европы наша стране отстает в плане предложения, но не спроса, а значит, уже через год-два российский рынок VSaaS ждет настоящий бум.